Развитие самооценки умствен о отсталого ребенка

Развитие самооценки умствен о отсталого ребенка thumbnail

Самооценка

это оценка человеком самого себя, сво-
их
действий, отношений, достижений»
Устойчивая само­оценка
формируется под влиянием оценки со
стороны ок­ружающих,
а также собственной деятельности и
собствен­ной
оценки ее результатов.

Исследованием
самооценки у умственно отсталых за-
нимались
Б.В.
Зейгарпик,
Б.С.
Братусъ, СЛ. Рубинш-
тейп
и
др. Все исследователи сходятся во
мнении, что самооценка
умственно отсталых детей носит неадекват
ный,
неустойчивый, аффективный характер.
Страдают
ее
регулятивная и мобилизующие функции,
то есть функ- ции регулятора и стимулятора
поведения и деятельности.

У
умственно отсталого ребенка снижен
уровень само­сознания,
ему присуща некритичность
при
оценке соб ственных действий и поступков.
В силу этого возникает

282

неумение
адекватно оценить результаты работы,
про-анализировать
собственную деятельность. Умственно
от­сталый
ребенок в различных ситуациях выбора
не в пол­ной
мере производит учет и анализ изменяющихся
об­стоятельств.
Это говорит о недостаточной эффектив­ности
функционирования оперативной самооценки.
От­сюда
— неполноценная ориентировка в
каком-либо за­дании,
деятельности. Перечисленные особенности
отра­жаются на своеобразии развития
самооценки у умствен­но
отсталых.

Самооценка
у
умственно
отсталых детей на разных эта­пах
обучения во вспомогательной школе
различна:

  1. в
    младшем школьном возрасте — заниженная
    или
    завышенная;

  2. в среднем —
    наиболее адекватная;

3) в
старшем — преимущественно
завышенная.
Нарушение
самооценки в младшем возрасте вызывается

незрелостью
личности, непониманием выдвигаемых
целей деятельности,
неумением анализировать и соотносить
до­стигнутые в ходе деятельности
результаты с исходными данными
и т. д.

Завышенная
самооценка в старшем школьном возрасте
У
умственно отсталых часто объясняется
стремлением ком­пенсировать
дефект и неумением объективно оценить
свои возможности.

В
зависимости от самооценки находится
уровень при­тязаний.
У умственно отсталых наблюдается
нарушение
уровня
притязаний. Характер этих нарушений
определя­ется характером дефекта.
Так, у олигофренов с легкой степенью
и уравновешенным протеканием процессов
воз­буждения
и торможения можно постепенно выработать
адекватный
в данной ситуации уровень притязаний.
У оли­гофренов
в степени имбецильности уровень
притязаний практически
не вырабатывается. У умственно отсталых
детей
с грубыми эмоциональными нарушениями
также на­рушена
какая бы то ни была зависимость между
труд­ностью задания и уровнем
притязания.

283

Нарушение уровня
притязаний у умственно отсталых
объясняется неумением оценить свои
возможности, спла­нировать свою
деятельность, предвидеть ее результаты.

Важная,
часто определяющая роль в формировании
адекватной
устойчивой самооценки умственно
отсталых принадлежит
окружающим его взрослым. Осуществляя
процесс воспитания и обучения, оценивая
деятельность, поступки,
высказывания умственно отсталых детей,
учи­теля
и другие специалисты, работающие с
ними, оказыва­ют
направляющее воздействие на самооценку
умственно отсталого
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.

По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.

        Самооценка умственно отсталого ребёнка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким  и контрастным воздействиям. В семье пока он мал, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только жалеют, но и  радуются малейшему успеху, малейшему достижению. Сам ребёнок склонен также высоко себя оценить. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению, ласке.

В первую очередь самооценка зависит от родительского отношения к  ребёнку в любых обстоятельствах нужно быть уверенным, что для родителей     он – лучший, пусть для других он может быть гадким утёнком, но для мамы с папой он белоснежный лебедь, самый умный, самый красивый и самый любимый. А если малыш в детстве постоянно выслушивает замечания и упрёки, слышит, какой он ленивый, глупый, неповоротливый, то именно таким он вырастет. Детская доверчивость может творить чудеса, а может, наоборот, приводить к катастрофе – если родители будут ею злоупотреблять, а всё потом что в детской психологии не работают правила простой арифметики – и от перестановки слагаемых сумма реально может измениться.

Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер. Всё, то же самое происходит и с самооценкой ребёнка. Она как пазл складывается из многих деталей. И в наших силах помочь ребёнку удержать настолько высокую самооценку, чтобы он на всю жизнь сохранил уверенность в том, что может горы свернуть.

Читайте также:  Развитие невербального общения ребенка раннего возраста

        Самооценка человека формируется ещё с раннего детства. Большое влияние на неё оказывает мнение извне (родителей, друзей, одноклассников). Таким образом,  будучи ещё совсем маленьким, ребёнок, как губка впитывает чужое мнение о себе, даже если оно бывает ошибочным, и  со временем, его самооценка может быть заниженной. Если ребёнок плохо учиться, полненький, постоянно терпит оскорбления от одноклассников, чтобы его немного поддержать, родители начинают его хвалить, порой даже незаслуженно. А ребёнок  и правда думает, что он самый лучший и его самооценка значительно поднимается. А бывает наоборот – постоянные упрёки от родителей, сравнивание его с ровесниками, формирует у ребёнка мнение, что он никчёмный.  Чтобы такого не происходило, нужно говорить правду, но не в жёсткой форме, а например: «Ну да, ты полненький. Да, не переживай ты так сильно! Подрастёшь, вытянешься, и весь твой лишний вес уйдёт. А, если этого не произойдёт, тогда мы будем вместе заниматься спортом» и если вы заметили, что ребёнок идёт с неохотой в школу, значит, у него есть проблемы, и их нужно срочно решать. Лучше   в спокойной обстановке поговорить с ним, пусть поделиться своими переживаниями.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно огромное терпение, так   как наряду с умственной отсталостью — сопутствующий  диагноз – это системное недоразвитие речи. Воспитание детей с особыми образовательными возможностями «требует»  применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

  • семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую относятся к категории малообеспеченных, неблагополучных.
  • отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие  – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях,  с детства запечатлевают в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания    и формы воспитательной работы;
  • стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально – опасную» группу населения.

Хочу обратить внимание на тех родителей, которые, сотрудничают с учителями, заинтересованы в обучении,  развитии и воспитании своих детей.

В своей работе на первоначальном этапе знакомства с классом пользуюсь  психолого – педагогической методикой  изучения личности  школьника. Её задачи:

  • увидеть норму и отклонения;
  • изучить ценностные ориентиры;
  • проанализировать полученные факты;
  • изучить отношения в семье к ребёнку;
  • выработать план дальнейшей  коррекционной работы. 

Учитывая специфику детского коллектива, пытаюсь обеспечить психологический комфорт и защищенность каждому ученику, формируя у них морально – нравственные эталоны, выстраиваю перспективу развития каждого ребёнка, что поможет им утвердиться в жизни, защитить себя от бессмысленности существования. У детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушен.  Поэтому, в первую очередь стараюсь организовать поведение детей. Правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно упорядочить  их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного поведения.

Для достижения поставленной цели реализовалась  программа «Ступени роста».

Самооценка ребёнка зависит от отношения к себе матери и отца. У успешных родителей вырастают счастливые и уверенные в себе дети.

В меньшей степени на самооценку влияют способности, характер, внешность и отношение просто хороших людей.

Из вновь поступивших 12 человек,  2  ученика были с ярко завышенной самооценкой, которая выражалась в агрессивном поведении: дрались с ребятами, были очень раздражительны, обидчивы (например: объяснялось это тем, что у Толи, родители которого пили, самого его унижали, настраивали против других ребят, чтобы он компенсировал свой дефект нападками). У Никиты была проблема с мамой, которая потеряла память. Она стала предметом насмешек и унижений. А защитной реакцией мальчика на эту ситуацию явилась агрессия, раздражительность, физическая расправа с обидчиками.

Читайте также:  Условия для развития ребенка в семье

У Даши была заниженная самооценка, в силу сложившихся семейных обстоятельств (мама вела асоциальный образ жизни). Девочка терпела всяческие унижения со стороны одноклассников, была закомплексована. Этот ребёнок вызывал у меня больше тревоги. Поставив перед собой цель: поднять самооценку девочки до реальных оценок, статус девочки перед родителями и одноклассниками, начала работу по претворению в жизнь поставленных целей. «Заниженность» самооценки проявлялась в походке: девочка ходила с опущенной головой, с руками переплетёнными впереди себя, она держалась обособленно, не вступала в контакт с другими детьми, внешний вид был не на должном уровне (неряшлив). Всё это вызывало негативное отношение одноклассников, особенно у одной из класса: она подвергала её физическим унижениям. Даша всё молча терпела, никому не жаловалась.

В ходе цикла этических бесед обязательно знакомила с нравственными и безнравственными поступками, выясняла, как это понимают сами дети, объясняла их смысл, давали оценку поступкам. Учила сопереживать друг другу, понимать, если кто-нибудь окажется в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать, что помощь надо обязательно оказать, что это и есть хороший, нравственный  поступок. Для поднятия самооценки ребёнка, постоянно анализировала реальные ситуации, обращала внимание на положительные качества ребёнка, чтобы вызвать у одноклассников уважение к нему. Самое главное в работе по формированию самооценки: научить обращать внимание на лучшие качества ребёнка (красивые глаза, красивые танцевальные движения, стремление быть успешным, стремление побеждать в спортивных соревнованиях, уметь подражать голосам птиц, хорошо продежурить в классе, щедрость ребёнка.) Игровые сценарии по литературным героям, мультипликационным фильмам, компьютерным играм дают представление о ценностных ориентирах современных подростков, укрепляют веру в себя. Проводимые в школе инновации должны создать у детей новую модель формирования  интереса к учёбе на основе взаимодействия с самим собой. При проведении классного часа «Права ребёнка» акцент делаю на то, что любой ребёнок имеет право на защиту государства, что дети несут ответственность за свои поступки, учу умению постоять за себя. В беседе «Хорошие манеры» заостряю внимание на тактичность Даши, на умение правильно обратиться к учителю. На уроке привлекаю к рассказыванию стихов наизусть, отмечаю её желание и выразительность. Ни одного положительного момента в жизни девочки стараюсь не пропустить. К концу 4 класса у одноклассников было изменено отношение к Даше с отрицательного на положительное. Первым обратил внимание на неё сосед по парте. В день рождения он ей подарил книгу. Для одноклассников этот поступок был сигналом уважения к девочке. Так продвигалось становление Даши. Из гадкого утёнка она превратилась в красивую лебедь.  Она изменилась: стала увереннее себя чувствовать на уроках (рассказывала стихи наизусть), принимала участие в классных мероприятиях,  в общешкольных мероприятиях (танцевала).  

Маленькими  шагами продвигался к реальной самооценке и Никита. Для  него был важен  пример других успешных ребят. Если ему труднее давалось запоминание текста песен, но он очень хотел выступить на концерте, то он учил слова песни ночью. Сейчас он активный участник выступлений в ансамбле.  Благодаря правильно выстроенной методике по повышению самооценки,  с непосредственным участием матери и всех членов семьи, на лице ребёнка часто можно теперь  увидеть улыбку, реже наблюдались вспышки агрессии, научился управлять своими эмоциями.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Всё большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью, чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей,  несформированностью  потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству, поэтому работа по выработке адекватной самооценки у этих детей — главное звено в формировании личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей.  Учебно — воспитательная работа во вспомогательных школах и в школе для глухонемых детей. –М., 1940, — Вып.В.
  2. Зейгарник Б.В. Пути исследования эмоционально – волевой сферы психически больных.
  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Замский Х. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. Известия АПН РСФСР 1954.Вып.57
Читайте также:  Что нужно для развития ребенка в животе

Источник

Личность развивается
в процессе деятельности и общения с
другими людьми, во взаимодействие с
которыми она включена социально
необходимым образом. Развитие личности
в онтогенезе происходит по
двум взаимодополняющим линиям:
социализации и
индивидуализации (приобретение
самостоятельности, относительной
автономности).

В процессе личностного
развития формируются определенные
социальные ориентиры по отношению к
себе и другим. Самооценка является
важной составляющей самосознания,
определяющей не только отношение к
себе, но и создающей основу для построения
отношений с другими. Источником самооценки
является обобщенное отношение к себе,
не ограниченное рамками какой-либо
одной деятельности.

Повышенная самооценка
умственно отсталых детей связана с их
общим интеллектуальным недоразвитием,
общей незрелостью личности. Такая
самооценка может возникнуть как
псевдокомпенсаторное характерологическое
образование в ответ на низкую оценку
со стороны окружающих. Именно из-за
слабости, из чувства собственной
малоценности (часто бессознательного)
и возникает псевдокомпенсаторная
переоценка своей личности.
Специальное
исследование Б.И.
Пинского
о влиянии
оценки на выполнение простого двигательного
задания показало, что некоторое ухудшение
результативности демонстрируют все
категории испытуемых: нормально
развивающиеся дети, психически здоровые
взрослые и умственно отсталые дети.
Однако если испытуемые с нормальным
уровнем психического развития показывают
увеличение темпа выполняемой деятельности,
связанное с желанием улучшить ее
результаты, то у умственно отсталых не
наблюдается подобной заинтересованности,
и темп работы остается прежним. При этом
наблюдаемая тенденция не должна исключать
дифференцированного подхода к
использованию оценки при обучении детей
данной категории, так как у некоторых
из них обнаруживается пониженная и
очень хрупкая самооценка, полностью
зависящая от внешней оценки. Кажущаяся
независимость от внешней оценки может
возникнуть у ранимых и низко оценивающих
себя детей, но привыкших к неудачам и
создавших себе защитный барьер от
внешней оценки.

14. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитии ребенка

Основной отличительной
патогенной характеристикой детей,
испытывавших трудности в усвоении
знаний и представлений на начальном
этапе обучения по общеобразовательным
программам, является незрелость
эмоционально-волевой сферы по типу
инфантилизма.
Инфантилизм
отчетливо проявляется в условиях, когда
ребенок должен выполнять новые для него
требования, в частности при переходе
от дошкольного детства к школьному.
Инфантильные дети двигательно
расторможены, непоседливы, движения их
порывисты, быстры, недостаточно
скоординированны и четки.

В 1966 г М.С.
Певзнер
была
предложена классификация задержки
психического развития
(ЗПР),
включающая следующие клинические
варианты:

1) психофизический
инфантилизм с недоразвитием у детей
эмоционально-волевой сферы при сохранном
интеллекте (неосложненный гармонический
инфантилизм);

2) психофизический
инфантилизм с недоразвитием познавательной
деятельности;

3) психофизический
инфантилизм с недоразвитием познавательной
деятельности, осложненный нейро-динамическими
нарушениями;

4) психофизический
инфантилизм с недоразвитием познавательной
деятельности, осложненный недоразвитием
речевой функции.

В последующие годы при
обследовании детей, испытывающих
трудности в обучении и обладающих
слабовыраженными отклонениями в
развитии, клинический диагноз ЗПР все
чаще ставился в случаях, когда
эмоционально-волевая незрелость
сочеталась с недостаточным развитием
познавательной сферы неолигофренической
природы.

В качестве причин,
приводящих к задержкам психического
развития, М.С.
Певзнер
и Т.А.
Власова
выделили.

Неблагоприятное
течение беременности,
связанное
с:

1) болезнями матери во
время беременности;

2) хроническими
соматическими заболеваниями матери,
начавшимися еще до беременности;

3) токсикозами, особенно
во второй половине беременности;

4) токсоплазмозом;

5) интоксикациями
организма матери вследствие употребления
алкоголя, никотина, наркотиков, химических
и лекарственных препаратов, гормонов;

6) несовместимостью
крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

1) травмы вследствие
механического повреждения плода при
использовании различных средств
родовспоможения, таких как, например,
щипцы;

2) асфиксия новорожденных
и ее угроза.

Социальные факторы:
педагогическая
запущенность в результате ограниченного
эмоционального контакта с ребенком как
на ранних этапах развития (до трех лет),
так и в более поздние возрастные периоды.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник