Развитие рук ребенка до года

Развитие рук ребенка до года thumbnail

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

  • потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
  • осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
    Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.

    В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.

    В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.

    В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.

    В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
    В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

      Упражнение «Утёнок»
      Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
      Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

      Упражнение «Киска»
      Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.

    В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».Основные этапы развития моторных навыков руки

  • 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
  • 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
  • 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
  • 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
  • 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
  • 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

    Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.

    Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

    Тема следующей статьи – https://solnet.ee/parents/log_02

  • Источник

    Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

    

    Истоки способностей и дарований детей

    находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.

    В. А. Сухомлинский

    Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    

    Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

    Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
    – потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
    – осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

    Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

    В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

    В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

    В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

    В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».

    В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

    Упражнение «Утёнок»

    Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
    Ты, утёнок, не пищи,

    Лучше маму поищи.

    Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

    Упражнение «Киска»

    Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

    Киска, кисонька, кисуля! —
    Позвала котенка … (имя вашего ребёнка)
    Не спеши домой, постой! —
    И погладила рукой.

    В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать «каракули».

    Основные этапы развития моторных навыков руки

    ► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) — точный «пинцетный захват».

    ► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

    ► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

    ► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

    ► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».

    ► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

    ► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

    ► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

    ► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

    ► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

    ► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

    ► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

    ► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

    ► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

    ► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

    Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

    Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

    Тема следующей статьи — Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

    Комментарии к статье

    Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

    15.10.2005, 20:50
    Natali2004

    Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня.

    01.11.2006, 18:49
    Елена

    А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует — это «сорока-ворона», но не надолго. Что делать не знаю.

    20.12.2006, 21:34
    Дарья

    Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами

    05.02.2007, 07:06
    Татьяна

    Спасибо, очень хорошая статья.
    У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками

    08.05.2007, 09:22
    маша

    Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся.

    23.05.2007, 22:37
    Женя

    Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы.

    20.01.2008, 10:23
    елена

    занимаюсь массажем ручек с рождения
    у вас узнала много новых упражнений
    спасибо

    25.03.2008, 10:18
    OLGA

    Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика.

    07.04.2008, 22:49
    Иннусик

    Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а «сороку» не любит.Завтра с утра начнем упражнения.

    11.04.2008, 21:20
    Анастасия

    Статья замечательная
    ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
    Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных?

    09.10.2008, 17:43
    алена

    моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо

    16.10.2008, 13:49
    ирина

    Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное.

    17.07.2009, 13:11
    Алла

    Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать.

    27.07.2009, 16:26
    Мамочка

    А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес.

    02.08.2009, 08:25
    Юлькин

    Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес…наверстаем 🙂

    08.08.2009, 19:21
    суслова лена

    спасибо за статью

    17.11.2009, 01:16
    Елена К

    Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо.

    01.11.2010, 14:33
    Natali

    Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной «Пальчиковая гимнастика», вышедшей 5ю годами раньше статьи.

    07.11.2010, 23:24
    Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

    Ответ Natali.
    Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
    * * *
    «Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

    Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

    Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные…»
    * * *

    Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала «Дефектология», если память не подводит, за 70-е годы.

    21.03.2011, 13:17
    Нина

    Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками.

    02.08.2019, 10:43
    Денис

    Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.

    Источник

    Как малыш развивается к 2 месяцам

    В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

    • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
    • Переворачивается с бока на спинку;
    • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
    • Следит глазами за перемещающимися предметами;
    • Поворачивает голову в сторону звука;
    • Исчезает гипертонус рук;
    • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

    Психоэмоциональное развитие:

    • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
    • Замирает, прислушиваясь к звукам;
    • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
    • Реагирует на знакомые голоса;
    • Гулит, пропевает некоторые звуки.

    Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

    Что умеет ребенок к 3 месяцам

    Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

    В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

    Физическое развитие:

    • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
    • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
    • Рассматривает и сосет ручки;
    • Перекатывается со спины на бок;
    • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

     Психоэмоциональное развитие:

    • Держит контакт глазами;
    • Улыбается и смеется;
    • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
    • Узнает лица близких;
    • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

    Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

    Развитие малыша к 4 месяцам

    Развитие рук ребенка до года

    В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

    Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

    Физическое развитие

    • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
    • Тянется за предметами, ощупывает их;
    • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
    • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
    • Исчезает гипертонус ног.

    Психоэмоциональное развитие

    • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
    • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
    • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
    • Реагирует на звук своего имени;
    • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
    • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

    Этапы развития в 5 месяцев

    Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

    Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

    Физическое развитие

    • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
    • Уверенно переворачивается со спины на живот;
    • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
    • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
    • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

    Психоэмоциональное развитие:

    • Узнает голос матери;
    • Отличает лица близких от чужих;
    • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
    • Долго и певуче гулит;
    • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

    В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

    Как развивается малыш в 6 месяцев

    Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

    Развитие рук ребенка до года

    Физическое развитие

    • Садится из положения на четвереньках;
    • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
    • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
    • Долго следит за перемещением игрушки;
    • Может прорезаться первый зуб.

    Психоэмоциональное развитие

    • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
    • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
    • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
    • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

    Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

    Что умеет малыш в 7 месяцев

    Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

    • Хорошо ползает;
    • Уверенно сидит с прямой спиной;
    • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
    • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
    • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
    • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

    Психоэмоциональное развитие

    • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
    • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
    • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
    • Долго занимается с игрушками;
    • Тянется к своему отражению в зеркале.

    В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

    Развитие малыша в 8 месяцев

    Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

    Развитие рук ребенка до года

    Физическое развитие

    • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
    • С опорой встает из положения сидя и опускается;
    • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
    • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
    • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

    Психоэмоциональное развитие

    • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
    • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
    • Громко и четко повторяет слоги;
    • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
    • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

    Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

    Как растет малыш в 9 месяцев

    Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

    В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

    Физическое развитие

    • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
    • Ходит, держась за опору;
    • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
    • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
    • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

    Психоэмоциональное развитие

    • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
    • Понимает значение слова «нет»;
    • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
    • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
    • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

    Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

    Как развивается малыш в 10 месяцев

    Развитие рук ребенка до года

    Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

    • Хорошо ходит вдоль опоры;
    • Идет вперед при поддержке за обе руки;
    • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
    • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

    Психоэмоциональное развитие

    • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
    • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
    • Машет рукой «пока-пока»;
    • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
    • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
    • Помнит любимую игрушку.

    Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

    Малышу 11 месяцев: что он умеет

    Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

    • Самостоятельно стоит;
    • Хорошо ходит за одну руку;
    • Делает первые шаги;
    • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
    • Приседает без опоры.

    Психоэмоциональное развитие

    • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
    • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
    • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
    • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
    • Пытается сам себя кормить с ложки.

    Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

    Подводим итоги первого года

    Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

    Развитие рук ребенка до года

    Физическое развитие

    • Самостоятельно встает, садится;
    • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
    • Пережевывает твердую пищу;
    • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

    Психоэмоциональное развитие

    • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
    • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
    • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
    • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
    • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
    • Волнуется при встрече и прощании;
    • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
    • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

    В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

    Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

    Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

    Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

    Вы можете