Развитие рисунка человека у ребенка

Развитие рисунка человека у ребенка thumbnail

Развитие рисунка человека у ребенкаВ этой статье освещены основные этапы и стадии развития детского рисунка:
1,5 – 3,5 года – период “каракулей”. Этот период можно разделить на три основные стадии. Первые графические проявления возникают случайно. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии. Постепенно каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко . То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).

3-5 лет – период примитивной изобразительности. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
6-7 лет – период схематичных рисунков. ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
8-9 лет – период форм и линий. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
После 9 лет – начинается период правдоподобных изображений. Этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета.

РИСУНКИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Развитие рисунка человека у ребенка3,5 года – ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога.

3,5-4 года – у головонога появляется туловище, затем глаза, рот и волосы.
Развитие рисунка человека у ребенка5 лет – туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
Развитие рисунка человека у ребенка6 лет – прибавляются такие детали, как уши, волосы.
Развитие рисунка человека у ребенка7 лет – ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

Развитие рисунка человека у ребенка8 лет – переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю.

Развитие рисунка человека у ребенка9 лет – в рисунке все чаще присутствует попытка изобразить движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование.

Источник

Юлия Гусева
Этапы эволюции детского рисунка

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа — стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. В это время ребёнка интересует не изображение, а сам карандаш. Более того, ребёнок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он ещё не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений руки с карандашом. В этот период ребёнок ещё не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто не возможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребёнка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия «каракуль» длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Вторая стадия доизобразительного этапа — от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребёнок начинает давать названия своим рисункам: «Это- папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребёнка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребёнок раньше получал от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребёнок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается доизобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трёхлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.

Первым осознанным предметным рисунком у каждого ребёнка становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а его образ будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунка.

Сначала дети рисуют не себя, не маму или папу, — они изображают человека «вообще», просто человека. Первое, что у них получается -знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: точка, точка, запятая, минус _ рожица кривая, ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечик. «Огуречик» — кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в разные стороны палочки – ручки и палочки – ножки. Но на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один – никто ещё из трёхлетних детей ни разу в этом не ошибался. Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опыте ребёнка (другого у него пока нет, повторяют всю недолгую историю его жизни.

Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а всёостальное достаточно долго не меняется: какое – то общее туловище, из которого торчат палочки – ручки и палочки – ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощённо. Его фигура слагается из двух составных частей – головы и какой – нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикреплёнными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т. п.

Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает профильным изображением.При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной стадии: лишь части фигуры рисует в профиль, остальное обращено к наблюдателю «лицом».

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой – нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Всё это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещё почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, всё ещёне соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелёк, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в кошельке.

Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. Так на рисунке вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять, как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь – у ребёнка, который ещё не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятную округлость,появляются и первые признаки одежды: пояс, пуговицы. Поэтому у пятилетних детей одежда будет тщательно прорисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают своих героев так,как одеваются сами: на тело-платье, на платье – пальто. Только скелет дети не рисуют никогда – они его не чувствуют, не ощущают – поэтому и не рисуют.

Последними материализуются ноги – и снова через непропорционально большие стопы. Всё, человек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, — первыми шагами. И действительно, человек-огуречик готов двигаться – вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошёл! Теперь с ним будут происходить и другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будет становиться всё более и более пропорциональным, его станет окружать не только реальный бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный человечек окажется включённым во множество ситуаций и отношений с другими персонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон».А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека его мира: «Как же он в дом войдёт и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся в окружающем мире.

Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребёнок, не обладающий художественной одарённостью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своём творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребёнок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвёртой стадии — стадии правильных изображений.

Здесь мы встречаемся с рисунками значительной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.

Источник

Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.

Правила рисования с ребенком

Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:

  • Не мешайте. Не стоит навязывать ребенку свое видение результата, давать советы и рекомендации, если малыш их не ждет от вас. Ваши замечания могут улучшить качество конкретного рисунка, но они не будут производить долгосрочный эффект. Позвольте ребенку получать удовольствие от процесса и самостоятельно оценить свою работу.
  • Не перебарщивайте с вспомогательными инструментами. Раскраски и всевозможные обучающие пособия по рисованию очень популярны как у детей, так и у родителей. Однако нужно не забывать, что они хороши лишь в плане развития мелкой моторики и шаблонного мышления, в то время как для развития творческих способностей, креативности и воображения ребенка лучше подойдет чистый лист бумаги.
  • Приобщайте ребенка к эстетике. О того, что ребенок видит вокруг себя, зависит, какие шаблоны для рисования сформируются у него в голове. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности, знакомьте ребенка с искусством.

Правила рисования с ребенком

  • Покажите пример. Чтобы научить ребенка рисовать, подайте ему пример. Это касается не только шаблонных изображений (например, дом, солнце, дерево), но и техник рисования. Познакомьте ребенка с различными мазками, покажите, что краску можно разбрызгивать, смешивать и т.д. Тогда у ребенка сформируется замечательная база для самостоятельного рисования.
  • Цените творчество ребенка. Ни в коем случае не выбрасывайте рисунки на глазах у ребенка, не отмахивайтесь от малыша, если он показывает вам свою работу. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь им! Устройте домашнюю выставку рисунков, а старые работы можно подписывать и складывать в папочку.

Обзор инструментов и средств для рисования

При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.

  • Пищевые продукты. Самыми безопасными для малышей являются съедобные краски, сделанными своими руками. Если сварить кисель из крахмала и воды и добавить в него пищевой краситель, получится отличная густая краска. Также в качестве красок можно использовать фруктовые и овощные соки и пюре, кусочки овощей (например, свеклу) и ягоды.
  • Краски промышленного производства. Малышам можно приобрести специальные пальчиковые краски. Для экспериментирования и смешивания цветов лучше всего подойдет гуашь. А вот акварельные краски рекомендованы для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Обзор инструментов и средств для рисования

  • Кисточки. Детям дошкольного возраста лучше покупать крупные кисти для рисования, которые оставляют широкие и яркие следы на бумаге. Также инструментами для рисования могут стать строительные валики, губки для мыться посуды, щетки, тряпки и т.д.
  • Мягкая масляная пастель. Этот вид восковых мелков хорошо подойдет для рисования с малышами, потому что он оставляется яркие следы на бумаге и, при этом, не пачкает все вокруг, поэтому масляную пастель можно держать в открытом доступе.
  • Мягкая сухая пастель по консистенции похожа на мел. Если рисовать сухой пастелью на яркой контрастной бумаге, получатся очень интересные рисунки. Минус этого инструмента для рисования заключается в том, что сухая пастель легко ломается и крошится, поэтому требует осторожного обращения.
  • Восковые мелки. Многие специалисты советуют начинать рисовать именно с восковых мелков, однако, по сравнению с масляной пастелью, они не такие мягкие и яркие.

Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами

  • Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами. Лучше всего выбрать толстые и мягкие карандаши.
  • Фломастеры. Большинство специалистов отмечают такие минусы фломастеров, как невозможность смешивать цвета и регулировать силу нажима. Однако у фломастеров есть один большой плюс – они оставляют очень яркие следы на бумаге, а это вызывает неподдельный интерес у детей. Важно отметить, что существуют фломастеры на водной основе, которые легко смываются практически с любой поверхности.

Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.

На развивающих занятиях в центре «Созвездие» дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.

Стадии развития детского рисунка

Возраст

Содержание рисунков

До 1,5 лет

Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. Предоставьте ребенку как можно больше материалов для творчества, чтобы он мог выразить себя.

1,5 – 3,5 года

Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.

3,5 – 8 лет

Стадия схематичных изображений. В этом возрасте дети обычно начинают рисовать привычные нам домики, цветочки, солнце. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.

8 — 10 лет

Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.

После 10 лет

Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.

Стадии развития детского рисунка

Специалисты отдельно выделают особенности изображения детьми человека:

Возраст

Особенности изображения человека

4 года

Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.

5 лет

Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).

6 лет

Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея.

7 лет

Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.

8 лет

Линия шеи, плеч и рук непрерывна.

9 лет

Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.

10-11 лет

Стремление создать объемное изображение.

Свободное рисование для малышей

С помощью рисования у детей отлично развиваются творческие и интеллектуальные способности. Как сделать так, чтобы развитие происходила как можно быстрее? На этот счет есть два противоположных мнения. Первая, и самая распространенная, точка зрения заключается в том, что рисование в любой форме способствует творческому развитию детей. Поэтому многие родители покупают детям всевозможные пособия с заданиями по рисованию, раскраски, альбомы, а также специальные инструменты для рисования (например, необычные кисти, штампы т.д.). Такое «рисование» приучает ребенка не прилагать слишком много усилий для достижения результата и развивает не творческие способности, а мелкую моторику. Вторая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники считают, что не нужно предоставлять ребенку готовые шаблоны для рисования и специально учить малыша рисовать разные предметы. Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его интеллект, не нужно ничего лишнего. Творческое мышление развивается тогда, когда малыш сам придумывает, что нарисовать. Бумага, кисточки и краски – это лучшее пособие для развития творчества. Такой подход пропагандирует «свободное» рисование.

Свободное рисование для малышей

Не спешите ждать от ребенка художественных шедевров в раннем детстве. Прежде чем у ребенка начнут получаться реалистичные изображения, рисунки малыша пройдут стадии штрихов, каракулей и схематичных изображений.

В дошкольном возрасте очень важно предоставить ребенку свободу творчества. Позвольте малышу самому придумать, как лучше нарисовать солнце или домик. Теория свободного рисования говорит о том, что нужно максимально оградить ребенка от шаблонов в рисовании. Так как такие эталоны окружают нас в повседневной жизни повсюду, нужно постараться, чтобы шаблоны, с которые сталкивается ребенок (в книгах, телевизоре, на занятиях) были качественными.

Выводы

Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте ему советами, цените его старания. Давайте ребенку возможность рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он сможет в полной мере развить свой творческий потенциал. Приобщайте ребенка к эстетике, выбирайте книги с хорошими качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности посещайте музеи и выставки.

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» работает художественная студия, в которой детям прививают любовь к прекрасному, помогают не бояться проявлять свою фантазию и создавать уникальные работы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раскрыл свой творческий потенциал, познакомился с различными нетрадиционными техниками рисования и научился создавать объемными творческие работы, то вам точно к нам! Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Источник