Развитие речи у ребенка в раннем возрасте психология

Развитие речи у ребенка в раннем возрасте психология thumbnail

Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста

Яковлева Нина Ивановна

воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитиенаходится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики,а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.

Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки,и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка,у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

3. Игра «Силачи»

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Заплясали ручки,

Заплясали.

Ай.

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

5. Игра «Встреча»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

1. Повстречались два котенка,

2. Два щенка,

3. Два поросенка,

4. Два ягненка,

5. Два теленка.

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

указательные, большие.

Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.

Цель упражнения

Игровое название

1. Развитие подвижности нижней

челюсти

«Домик открываем — закрываем»

«Птенчики клювики открыли — закрыли»

2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.

«Поцелуем матрешку»

«Поцелуем матрешку»

«Подуй в трубочку (дудочку)»

3. Развитие силы губ.

«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)

4. Развитие подвижности кончика языка.

«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Литература

1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.

3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.

4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р

Источник

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.

Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

— четко произносили все звуки и слова; 
— говорили с ним, не торопясь; 
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

На первом году жизни происходит подготовка  дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы,  ребенок «гулит»,  лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6 месяцев.

В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь  начинает обогащаться словами,  ребенок начинает произносить простейшие слова.

На   третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.

На четвертом году жизни  происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.

Развитие речи  у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает.  Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им  рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями. 
Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово. 
Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.  
Не  все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к.  они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. 
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие  ребенка  и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать .
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда  даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи ?

Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление «детского» языка навредит формированию «нормального» языка ребенка.

Внимательно слушайте малыша.  Давайте ответы на все его вопросы. Это — залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки — это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: «Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики». Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.

Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: «Дай», как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

Учите с ребенком  стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык «для себя». Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: «Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?» Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.

Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.

Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).

Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.

Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.

Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение), здоровье и генетику.

Например,  к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.

Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.

В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.

Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.

В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.

В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — речью монологической.

Источник

Особое внимание
в этом вопросе необходимо обратить на
то, что ранний возраст является сензитивным
периодом для усвоения речи. Интенсивная
подготовка к такому усвоению происходит,
как мы видели, уже в младенчестве: у
ребенка формируются основы фонематического
слуха, отрабатывается произнесение
речевых звуков, наконец, возникает
понимание и произнесение первых слов,
что расширяет возможности его общения
со взрослыми.

Стимулом для
усвоения речи является невозможность
обучиться приемам и правилам употребления
предметов только с помощью «немого»
языка, т.к. постоянно возникает у ребенка
необходимость обращаться к взрослым.

Здесь очень
интересен и важен такой момент, что,
если, взрослый пытается ловить каждое
желание ребенка, исполнять все, что он
хочет, по первому жесту, то ребенок может
долго обходиться без речи. Совсем другое
дело, когда взрослые вынуждают ребенка
говорить внятно, по возможности ясно
оформлять словами свои желания и только
тогда исполняют их. (Мухина, 85 г., С. 90)

Рассмотрим
динамику процесса овладения речью:

1 год

  • слова произносятся без
    изменения грамматической структуры;
    произносит несколько слов; преимущественно
    называет предметы, которые видит
    непосредственно. Преобладает пассивная
    речь (слушает).

1,5 – 2,5 года

  • изменяется грамматическая
    структура слова, меняются окончания;
    дети научаются комбинировать слова
    в 2-х – 3-х словные фразы; переход к
    активной самостоятельной речи; в этот
    период ребенок особо интересуется
    окружающими предметами (Что это?). )

2,5 – 3 года

  • речь достигает такого
    уровня, когда можно вступать в диалог.

Рассмотрим
детальнее указанные этапы.

За 2,5 года раннего
возраста речь развивается от примитивных
называний до осознанного выражения
мысли, беглой речи, состоящей из
грамматически правильных предложений.

В 1,5 года ребенок
использует двусловные комбинации («мой
папа»); 2,5 года – употребляет более
длинные и сложные предложения («Куда
пошел папа?»).

Без специального
обучения к 4-5 годам ребенок овладевает
правилами грамматики родного языка. В
своей речи он верно пользуется большинством
морфологических и синтаксических
правил, включая словоизменение,
образование времен, составление
предложений. Осваивая синтаксис, дети
одновременно постигают значения слов
и предложений – семантику.

Овладение
значением слова – очень важный аспект
развития речи. Любое слово – обобщение:
слово относится к группе, классу вещей.
Считается, что в основе ранних обобщений
лежит выделение легко замечаемых
признаков предметов (например, мягкие
пушистые предметы, животные – это «киса»
(кошка)). В дальнейшем дети усваивают
названия средней степени обобщенности,
поэтому, например дога назовут просто
собакой. К 2-м годам дети осваивают вопрос
«Что это?».

Накопление
названий предметов происходит в следующем
порядке: сначала усваиваются названия
непосредственно окружающих ребенка
вещей, затем имена взрослых, названия
игрушек, изображения предметов одежды
и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 годам
ребенок понимает почти все обращенные
к нему слова. Словарный запас достигает
1200-1500 слов к концу 3 года жизни, в нем
встречаются все части речи; среди
предложений встречаются основные их
типы, включая сложные бессоюзные и
союзные предложения.

На 3-м году жизни
понимание речи возрастает по объему и
изменяется качественно. Ребенок любит
слушать речь взрослых, любит радио,
детские пластинки, чтение сказок, стихов,
осваивает понимание речи-рассказа. Но
это понимание лучше осуществляется в
пределах наглядной ситуации.

Долго в детской
речи сохраняется признак многозначности:
одно и то же слово может относиться к
предмету и к действию с ним. Строя
гипотезу о значении слова, ребенок
пользуется своими общими представлениями
о мире и сведениями, почерпнутыми из
поведения взрослых. Поначалу дети могут
приписывать словам совершенно иные
значения, чем взрослые, или, например,
расширяют значения слова на основе
сходства формы, размера, звучания,
фактуры, движения предмета или сходство
функций («босые ноги» и «босый лук»,
например).

Сроки начала
интенсивного роста активного словаря,
появления 2-3 словных предложений и
первых вопросов зависят в 1-ю очередь
от характера общения ребенка и взрослых.
Если взрослые мало разговаривают с
ребенком, не побуждают к активному
использованию слов, предугадывают любое
желание ребенка, не стимулируя обращение
к активной речи, развитие речи может
замедляться.

На 3-м году жизни
возрастает речевая активность ребенка,
он разговаривает во время игр,
прислушивается к речи взрослых, не
обращенной к нему; легко запоминает и
воспроизводит небольшие сказки и стихи.
После 2-х лет речь принимает форму
диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка
на вопросы взрослых и вопросов к ним.
Диалог является частью совместной
деятельности ребенка со взрослым.

2-х летние дети
понимают как общие вопросы, требующие
ответов «да» — «нет», так и специальные,
начинающиеся со слов «где», «кто», «что»,
и обычно отвечают на них правильно. На
вопросы, начинающиеся со слов «когда»,
«как», «почему», «зачем», дети отвечают
так, как будто их спросили «что» и «где»,
но к 3-м годам понимание таких вопросов
уточняется.

Собственные
вопросы ребенка развиваются так же,
т.е., вначале общие «что»), а потом
специальные («когда»). Слова «этот»,
«тот», «там» дети употребляют правильно
уже в 2 года, но понимание их значения
приходит к 4-5 годам. (Сапогова Е.Е., 2001)

Обухова выделяет
следующие, известные к настоящему
времени, основные тенденции в развитии
речи ребенка раннего возраста:

  1. Пассивная речь в развитии
    опережает активную. Запас пассивной
    речи влияет на обогащение активного
    словаря. Сначала ребенок понимает
    слова-указания (до 1,5 лет), затем он
    начинает понимать слова-названия (до
    2,5 лет), позднее наступает понимание
    инструкций и поручений (после 2,5 лет до
    3 лет) и, наконец, понимание рассказов,
    т.е. контекстной речи.

  2. Первое языковое «открытие»,
    описанное В. Штерном. Ребенок открывает,
    что каждый предмет имеет свое название.
    С этого момента (2 года) ребенок
    обнаруживает ярко выраженную инициативу
    в развитии словаря. Появляются вопросы:
    «Что это?», «Кто это?». Это результат
    практического освоения языка в совместной
    деятельности со взрослыми.

  3. Развитие фазической и
    семической стороны языка. В начале
    раннего возраста в речи ребенка
    наблюдается феномен однословного
    предложения. «Фазически – это слово,
    семически – предложение», — писал Л.С.
    Выготский.

  4. Второе языковое «открытие»
    — это «открытие» флективной природы
    языка, описанное К. Бюлером. По мнению
    Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам
    «открывает», что слова в предложении
    связаны между собой. Гвоздев А.Н. писал
    о 3-х стадиях постижения ребенком
    грамматической структуры языка: сначала
    слова употребляются в женском роде,
    затем в мужском и, наконец, появляется
    дифференциация, т.е. правильное
    словоупотребление.

  5. В раннем возрасте развиваются
    значения детских слов. Происходит
    переход от многозначных детских слов
    к первым функциональным обобщениям.
    Основание для этого (обобщения) служат
    различные признаки предметов. Вначале
    ребенок группирует предметы по внешним,
    наиболее ярким и бросающимся в глаза
    признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени
    обобщение происходит по функциональным
    признакам, т.е. какую роль выполняют
    предметы. 3-я ступень – умеет вычленять
    общие и устойчивые признаки предметов,
    отражающие их природу, независимо от
    ситуационного, функционального
    использования данных предметов.

  6. Фонематический слух
    опережает развитие артикуляции. Ребенок
    сначала научается правильно слушать
    речь, а затем правильно говорить. (Фонема
    – это не просто звук, а «звук плюс смысл»
    (Выготский, Т. 4, С. 354)).

  7. В основе овладения
    синтаксическим строем языка лежит
    ориентация в его фонематической и
    флексивной системах. Т.е. ребенок вначале
    овладевает отдельными звуками, которые
    являются исходным материалом для
    построения слова, а затем отдельные
    слова в предложения (т.к. они могут быть
    связаны – 2-е открытие).

  8. В раннем возрасте развиваются
    функции речи, происходит переход от
    указательной (индикативной) к обозначающей
    (номинативной) функции речи. По словам
    Д.Б. Эльконина, называние одним и тем
    же словом разных предметов и есть та
    операция, которая создает возможность
    обозначения.

Д.Б. Эльконин
также считает, что речь и ее развитие –
есть не функция, а как особый предмет
(речь), которым ребенок овладевает так
же, как и другими орудиями. (Обухова, С.
218-220)

Как же усваивается
язык и формируется речь ребенка с точки
зрения психологических механизмов?
Предполагается, что это происходит 3-мя
путями усвоения языка и индивидуального
развития – это: 1) подражание; 2) образование
условнорефлекторных ассоциаций; 3)
постановка и опытная проверка эмпирических
гипотез.

Подражаниевлияет на формирование всех аспектов
речи, особенно фонетики и грамматики.
Этот механизм появляется у ребенка уже
в младенчестве («первые слова»). Но
подражание – это начальный этап речевого
развития. Без следующих 2-х он не в
состоянии привести к полноценному
усвоению языка.

Функция
условнорефлекторного обусловливанияв порождении речи заключается в том,
что использование взрослыми поощрений
ускоряет процесс развития речи. Однако,
если поощрения и не будет, то все равно
развитие речи будет происходить. (Немов,
С. 72)

Формулировка
и проверка гипотезыкак механизм
усвоения речи происходит таким образом.
Некоторые дети, видя, как открывается
и закрывается дверь, произносят слово
«дверь». Далее, например, отец говорит:
«Погладь собаку» и сам это выполняет,
ребенок же эту невербальную подсказку
понимает как значение слова «гладить»
и строит гипотезу, что означает это
слово. Однако, представим другой случай:
мать катит малыша в коляске по солнечной
улице и, часто поглядывая вверх, замечает:
«Какой чудесный день». И ребенок после
этого некоторое время может считать,
что «день» — это телевизионная антенна
на крыше, которую он видел в тот момент.
Немов Р.С. считает, что этот механизм
слишком интеллектуализирует процесс
развития речи у детей раннего возраста.
(Развитие личности ребенка, 87 г., С. 78)

Сочетание же и
взаимодействие этих 3-х механизмов и
объясняет речевое развитие. (Немов, С.
72)

Ранний возраст
также характеризуется развитием
эгоцентрической речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник