Развитие речи у ребенка ушинский
Марина Цыбина (Казакова)
К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей
На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Исследователи психики ребенка, его первых попыток общения и дальнейших поразительных успехов в овладении языком и речью всегда проявляли интерес к факторам речевого развития.
В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые из них.
Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что мы находим у К. Д. Ушинского:
«Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в поря-док, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [3, 383]
«Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого инте-реса и взятое только силою принуждения, хотя бы она черпалась из лучшего источника, — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [5, 429]
Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка.
Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях дискурса. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.
В школьной методике обучения фактор речевой среды «работает» при чтении и изучении художественной литературы, в соблюдении режима культуры речи, во влиянии образцовой речи учителя, в посещении театра, изучении фольклора. К. Д. Ушинский дает по этому поводу интересные рекомендации:
«Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной…души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со своими живописными особенностями…».[2, 567]
«…Поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла, я по-местил затем, чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка…». [2, 569]
«Загадки я помещал…для того, чтобы доставить уму ребенка полезные упражнения, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные». [2,569]
Следующий фактор – речевая активность самого ребенка.
Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, надо говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи.
К условиям развития активности можно отнести:
— общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;
— умение преодолевать скованность, застенчивость;
— способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обду-манной спланированной речи.
Следует обратить внимание и на такой фактор, как изучение языковой теории. Этот фактор, в отличие от других, стал действовать сравнительно недавно: примерно с конца 18 века, ибо до этого времени, если и давались теоретические сведения, то в незначительном объеме.
Современный курс родного языка включает в себя изучение фонетики, графики, орфографии, морфемики, все более настойчиво вводится словообразование, давно изучаются морфология и синтаксис.
Как же влияет это изобилие на речевое развитие детей?
Во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышле-ние.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. «…Развить в детях дар слова – значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления…». [2,29]
В логическом, речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами. Значение слова помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических структурах, позволяя выражать связи, отношения между понятиями. Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Правильные языковые структуры придают мысли четкость, строгую логику.
«…язык не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив – органиче-ское ее создание…так что тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность…». [4,58]
Через язык мысль, порождаемая индивидуально, переходит в сферу обще-ния, становится достоянием социума. Язык и речь дают предпосылки для мысли, развития мышления каждого человека. Вот что по этому поводу можно найти в работах К. Д. Ушинского:
«Дар слова главным образом опирается на логическую способность души человеческой, на способность ее отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение…». [2,29]
Во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому ана-лизу образцовых текстов. Особенно важен в этом отношении анализ выбора слова, построения фразы, использования метафор, сравнений и т. д.
«Точное понимание слов и оборотов, употребленных писателем, с одной стороны, вводит дитя в более и более сознательное обладание его собствен-ных словесных богатств, а с другой – пополняет и исправляет эти богатства и дает, наконец, детям хорошие словесные привычки…».[2,702]
Завершая данную статью, нам хотелось бы еще раз обратиться к выдающемуся педагогу: «…Десятилетнее или одиннадцатилетнее дитя, поступив в заведение, прежде всего нуждается в том, чтобы его хоть немного приучили правильно глядеть на самые простые окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, словом, чтобы его приготовили к учению…».[3,382]
На основании выше сказанного можно сделать следующий вывод.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, когда наука развивается ускоренными темпами, уже нельзя ограничиваться лишь усвоением определенной суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества, речь во всех ее видах (говорение, аудирование, чтение, письмо).
Литература
1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1953.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. Вопросы обучения. / Под ред. проф. В. Я. Струминского. – М., 1954.
3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. – М: Педагогика, 1954.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2., изд. АПН РСФСР, 1948.
5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.
Источник
Е.И.Тихеева, ее роль в создании, методики развития речи детей дошкольного возраста.
Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.
Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.
Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).
Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.
В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.
Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.
Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Психологические основы воспитания и обучения
В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.
В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.
Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
Источник
в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место.
В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа.
Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. А главное – усваивает все это легко и скоро: в 2–3 года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет последующего прилежного учения. Практическое освоение языка – необходимая основа для изучения языка в школе.
К. Д. Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения. Это требование было прогрессивным, поскольку в России тех лет наблюдалось преклонение перед иностранным языком и иностранными педагогами.
К. Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка.
Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Логические и речевые упражнения, тексты для чтения отражали доступный и интересный детям мир народной жизни.
К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.
Взгляды Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу разработки отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.7 в. Ушинский-родоначальник методики развития речи
К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.
Взгляды Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу разработки отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.
Рекомендуемые страницы:
Источник