Развитие речи у ребенка стишки

Детские стихи для развития речи. Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.
Развитие речи детей дошкольного возраста: лекция
Содержание лекции
- Задачи речевого развития и воспитания дошкольников
- Развитие речи ребенка с рождения до школы
- Развитие речи ребенка с рождения от 0 до 6 месяцев
- Развитие речи ребенка с рождения с 6 месяцев до 1 года
- Развитие речи ребенка в 1 год
- Развитие речи ребенка в 2 года
- Развитие речи ребенка в 3 года
- Развитие речи ребенка в возрасте 4–5 лет
- Развитие речи ребенка в возрасте 5–6 лет
- Развитие речи ребенка в возрасте 6-7 лет
Скачать лекцию
Скачать лекцию «Развитие речи у детей дошкольного возраста» можно ЗДЕСЬ
Задание для слушателей
- Изучить содержание лекции «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»
- Заполнить таблицу в тетради и сдать на проверку:
Таблица: Развитие речи ребенка дошкольного возраста
| Возраст ребенка | Речевые нормы: что должен уметь | Приемы развития речи | 
Стихи для развития речи в 1 год
Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.
Ёж
Вот идёт колючий ёж
Он на ёлочку похож
Все грибочки ёж собрал
И домой он зашуршал.
Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки — поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.
Читайте также статью: «СТИХИ КО ДНЮ МАТЕРИ «
Мышка
Мышка в норку забежала
(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),
Рядом кошку увидала
(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).
— Ой! Ой! Ой сказала мышка. —
Я боюсь
(обнимают себя руками).
— Не трусь, малышка!
Будем мы с тобой дружить,
Песни петь и суп варить.
Стихи для развития речи в 2 года
Детские стихи для развития речи. С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года — подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.
Кошка — мошка
На окно уселась кошка
Хочет скушать мошку кошка
Кошка мошку лапой — хвать
Где же мошка? Не видать.
Куча — туча
Ветер с моря гонит тучу
Мы сгребаем листья в кучу
Туча в небе дождевая
Куча мусора большая.
Печка — речка
Затопил хозяин печку
Лягушонок прыгнул в речку
Разгорелся уголь в печке
У лягушек домик в речке.
Веселые логопедические стишки для детей
Стихи для развития речи в 3 года
Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.
Пример стишков для развития речи детям в 3 года.
Самолёт
Самолёт летит,
Самолёт гудит:»У-у-у!
Я лечу, лечу, лечу-у-у-у!
Полечу, куда хочу-у-у-у!»
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Овощи
Слушай сказку, не скучай
Да ошибки примечай.
Любит овощи внучок:
Грушу, яблоко, лучок
И морковку, и лимон —
С овощами дружит он.
Ёжики смеются
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
 А ежи-то хохотать!
 Все не могут перестать:
 » Эх вы, глупые козявки!
 Нам не надобны булавки:
 Мы булавками сами утыканы.»
Стихи для развития речи в 4 года
Детские стихи для развития речи. Деткам в 4 годика очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Они могут быть весёлыми и грустными, смешными и поучительными. Все произведения обязательно вызовут у малыша определённые чувства: радость, сострадание, жалость. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь.
Конечно же актуальные темы в стишках для их возраста — это времена года, животные, повседневные предметы и вещи.
Зима
Мы у мамы шубы просим —
 Значит, к нам вернулась осень.
 Будем в шубах мы гулять
 И грибочки собирать.
 Я нарву букет ромашек
 И венок сплету сама.
 Полюбуйся на ромашки,
 Наша зимушка-зима.
 Следующее стихотворение тренирует произношение букв: «р» и «л».
«КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА» читайте ЗДЕСЬ
Муравейник
 В муравейнике под ивой муравьи живут красиво
 Дом их — сказочный дворец,
 Каждый житель в нем боец.
 С детства учатся стрелять,
 Охранять царицу — мать.
 А царица не прядет-
 Яйца белые кладёт.
 Защищают муравьи
 Яйца царские свои.
 И живут в стране счастливой
 Во дворце под старой ивой.
 Этот стишок можно предложить ребёнку запомнить и повторить.
Сапожки
 Нарядили ножки
 В новые сапожки.
 Вы шагайте, ножки,
 Прямо по дорожке.
 Вы шагайте — топайте,
 По лужам не шлепайте,
 В грязь не заходите,
 Сапожки не рвите.
Веселая песенка для развития речи с движениями
Стихи для развития речи в 5 лет
Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком — либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.
Где чей дом?
Воробей живёт под крышей,
 В тёплой норке домик мыши.
 У лягушки дом в пруду.
 Домик птички — пеночки в саду.
 — Эй, цыпленок, где твой дом?
 Он у мамы под крылом.
Физминутки в детском саду
 Конь
 Я залез на коня
 И держусь руками
 Посмотрите на меня
 Я поехал к маме.
 Кошкин дом
 Динь-дон, динь-дон,
 Загорелся кошкин дом
 Бежит курочка с ведром,
 Но не до бежала,
 Воду расплескала.
Стихи для развития речи в 6 лет
Детские стихи для развития речи. Одним из главных аспектов для малыша — его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.
Папа
 Папа книжки мне читает
 Дружбой с ним я дорожу
 Сказку каждую для папы
 Тот час в слух перескажу
 Сам затем возьму я книжку
 Прочитаю папе вслух
 Папа сказку перескажет
 У меня захватит дух
 Так читаем мы друг другу
 Пересказываем вслух
 И так весело в квартире
 И так сказочно вокруг.
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.
 Кто не в шутку, а всерьёз
 Нас забить научит гвоздь?
 Кто научит смелым быть?
 С велика упав, не ныть,
 И коленку расцарапав,
 Не реветь? Конечно,… (Папа)
 Угостит всегда вареньем
 Стол накроет с угощением,
 Лада наша ладушка,
 Кто? — Родная… (бабушка)
Очень актуальная тема для детей в шесть лет — прощание с детским садом.
До свидания, детский сад!
Много знаний и умений
 Детский сад нам подарил
 В мир открытий, приключений
 И успехов путь открыл!
 А сейчас нас приглашает
 В гости школа — в 1 класс!
 Пусть учёба радость дарит
 Каждый день и каждый час!
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Стихи для развития речи в 7 лет
Большинство деток в возрасте, изучают стишки многих известных поэтов: Пушкина, Ершова, Маршака, Михалкова, Чуковского и других авторов.
Очень хорошо тренируют память стишки для запоминания месяцев, дней недели, цифр и букв.
Месяцы
 Вечно следом друг за другом
 Ходят месяцы по кругу:
 В январе и феврале
 Снег лежит по всей земле.
 В марте и в апреле
 Слышен звон капели.
 Как растают снег и лёд,
 Май с цветами к нам придёт,
 Но в июне и в июле
 Станет жарко, как в кастрюле.
 А за август с сентябрем
 Урожай мы соберём.
 В октябре и ноябре
 Зверь лесной уснет в норе,
 А когда декабрь придёт
 Будет праздник — Новый год!
 Купим новый календарь
 И наступит вновь январь.
 Буква А
Без буквы А ты не напишешь мама,
 Без буквы А ты не напишешь папа.
 И много слов, которые ты слышишь,
 Без буквы А ты тоже не напишешь.
 Ну вот, к примеру, слово барабан,
 Или, допустим, заяц и кАбАн.
 Вот почему нам буква А — нужнА,
 Вот почему нам буква А — важнА.
 Не зря ведь, что вы там не говорите,
 Она — на первом месте в Алфавите.
Единица
 Единица, единица —
 Цифра тонкая, как спица.
 Очень стройная она,
 Всем и каждому видна.
 Первой песенку поёт,
 Первой в пляс всегда идёт,
 С этой цифры каждый день
 Мы ведём отсчёт всех дел.
 Есть девиз отличный, дети,
 Что один за все в ответе,
 Мушкетёры чтут его,
Рвутся в бой за одного.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Дни недели
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
 Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днём веселья.
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с мёдом пёк калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Смешные конкурсы для детей: смотрите ЗДЕСЬ!
Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.
Наталья Белокопытова
Источник
Если научить ребенка правильно произносить звуки и слова в раннем детстве, то и в будущем проблем с дикцией у него не будет.
В этой статье AdMe.ru собрал стихотворения, которые вы можете разучить вместе с детьми. И заодно проверьте, насколько четкая речь у вас самих: получится прочитать эти скороговорки четко и быстро?
- К Чебурашке в чашку
 Шлепнулась букашка,
 Добрый Чебурашка
 Вытащил букашку,
 Положил букашку
 Сохнуть на бумажку.
 Высохла букашка,
 Поднялась с бумажки
 И снова чебурахнулась
 В чашку к Чебурашке.
- Лунный свет голубой
 Спать ослу не давал,
 Сел осёл на валун
 И зевал и зевал…
 И случайно осёл проглотил вдруг луну,
 Улыбнулся, вздохнул —
 И спокойно уснул.
- Злые крысы
 Грызли крышу,
 Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
 И от страха там дрожали.
 Хрюша — поросёнок
 Хрюкает спросонок:
 Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
 Подавайте мне урюк!
 Поросёнок Хрюша,
 До того, как покушать,
 Ты возьми-ка мыло,
 Да умой-ка рыло!
- Забрели к нам в детский сад
 Десять маленьких цыплят.
 Завела их с улицы
 Пёстренькая курица.
 Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
 Это детский сад.
 Но не для цыплят!
- Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
 Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
 Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
 Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече. 
 Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
 Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
 Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу. 
 Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
 Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
 Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы. 
 Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
 Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
 Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
- Не понять никак нам Дашу, 
 Ведь во рту у Даши каша.
 Но не гречка и не плов —
 Эта каша-то из слов!
- Любит буква «Р» тигрёнка — 
 С детства он её рычит.
 Любит буква «Р» рыбёшку —
 Лучше всех её… молчит.
- Букву «Р» наш поросёнок 
 Громко хрюкает с пелёнок.
 Буду крепко с ним дружить —
 «Р» поможет мне учить.
- На уроки к логопеду 
 Аж вприпрыжку я бегу:
 Ведь учительнице строгой
 Показать язык смогу!
- Должен каждый офицер 
 Говорить отлично «Р»!
 Ведь иначе он солдат
 Не построит в ровный ряд.- (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!») 
- Депутату иль певцу 
 Быть картавым не к лицу.
 Не давай хлеб пародистам,
 Говорить учись ты чисто.
- Мы расселись по порядку, 
 Дружно делаем зарядку,
 Не ногами, не руками,
 А своими… язычками.
- Вчерашний град 
 Повредил виноград.
- Редиску в окрошку 
 Режет Серёжка.
- А в подарке у Марины 
 Три огромных мандарина.
- Тигр и рысь — родня для киски, 
 Репа, редька — для редиски.
- Артур на портрете 
 В бордовом берете.
- У крысы в норке 
 Сырные корки.
- Тридцать три огромных рака, 
 Все в нарядных красных фраках.
- Рожь яровая — 
 Культура зерновая.
- У принцессы у Арины 
 На кровати три перины.
- Поздравили мы Иру 
 По радиоэфиру.
- Папиросы, сигареты 
 Для ребят всех под запретом.
- Прорубь в пруду — 
 Рыбачить приду.
- Борька наш нырнул бобром, 
 А вот Ромка — топором.
- Шофёр спозаранку 
 Крутит «баранку».
- Кудрявый рыжий Юра 
 Гордится шевелюрой.
- Радиоконструктор 
 Придумал репродуктор.
- Горячий призыв к народу: 
 Берегите родную природу!
- На праздник придём нарядными, 
 Опрятными и аккуратными.
- Кроссворды и шарады 
 Разгадывать мы рады.
- Корректировать я рад 
 Речевой свой аппарат.
- Приобрёл Артур 
 В Европу тур.
- Прохор и Варвара — 
 Прекрасная пара.
- Гарантировал повар в трактире 
 Макароны на гарнир Ире.
- А в руках у детворы 
 Разноцветные шары.
- Стар ворон репертуар: 
 Утром, вечером — всё КАРРР!
- В нашем озере Андрей 
 Тридцать выловил угрей.
 Жарь, копти их и вари —
 Очень вкусные угри.
- Чтобы ядро из ореха добыть, 
 Нужно его скорлупу раскусить.
- Берёзы бобр грызёт зубами, 
 Как будто острыми резцами.
- Ананасы на сосне 
 Света видела во сне.
- Просит Сашу киска: 
 «Поделись сосиской!»
- Гусь искупался, 
 Но сух остался.
- В саду средь ветвей 
 Свистит соловей.
- Я старалась, я старалась — 
 За посылку расписалась.
- С осины осенней 
 Слетел лист последний.
- Соблюдается совой 
 Распорядок часовой,
 Всё по расписанию,
 По согласованию.
 (По А. Усачёву)
- Больную Колькину коленку 
 Зелёнкой колкой лечит Ленка.
- Пуделя Мальвины 
 Слепила я из глины.
- Апельсин делю на дольки 
 Для Алины и для Кольки.
Источник
Налью в чашечку котенку (1)
 Молочко, молочко.
 Он начнет лакать в сторонке (2)
 Молочко язычком.
 Служит ложечкой котенку (1)
 Язычок, язычок.
 И дрожит хвостик тонкий,
 И вздыхает бочок.
 А когда закончит ужин
 Наш усатый чудак,
 Зная, что быть чистым нужно,
 Умывается так:
 Он оближет свои губки, (3)
 А потом — еще раз,
 Чисто вымоет шубку (4)
 Язычком, а подчас
 Лапой мордочку моет —
 Как мочалкой скоблит.
 «Мурр!» — мне скажет с любовью:
 «Все, спасибо: я сыт! » 
 (1) — «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
 (2) — «Котенок»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».
 (3): облизываем по кругу губы.
 (4): имитируем вылизывание котенком шерстки. 
* * *
 Наварила Катя кашки:
 Подставляйте, куклы, чашки!
 Чашка — Саше, чашка — Маше, (1)
 Эта чашечка — Наташе
 И пол-чашки — Валеньке,
 Кукле самой маленькой.
 Эта — зайке, эта — мишке,
 Буратино-шалунишке.
 Буратино, сядь, как взрослый! (2)
 Кушай ложкой, а не носом!
 Кто все быстро сможет скушать,
 Тот пирог получит с грушей.
 Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
 Быстро съели все до крошки! 
 (1) — «Чашечка».
 (2) — «Ложечка»: язычок становится более узким и длинным.
 (3): широко открываем и закрываем рот). 
* * *
 Еле маленький грибок
 Через мох пробиться смог.
 Целый день он подрастал,
 К вечеру огромным стал.
 Нас увидев, удивился,
 И, подумав, поклонился:
 Шляпку снял и выгнул спинку:
 — Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
* * *
 А теперь — смотри, смотри —
 Мы с тобой — богатыри:
 Рухнул старый-старый дом —
 Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение «Грибок».
* * *
 Ветер в трубочку свернул
 Листик, в дудочку подул:
 Песенка — дыханье ветра —
 Зазвенела… где-то, где-то,
 Там, за синими лесами
 Обернулась парусами.
 Морской ветер — старший брат —
 Этой песенке так рад! —
 Щеки надувает,
 Парус наполняет:
 Облака-кораблики —
 Белые журавлики —
 Снова за леса плывут —
 С моря дождики везут.
Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
* * *
 — Эй, зайчонок, серый зайка,
 Мне сыграй на балалайке!
 Подыграй, а я спою
 Песню лучшую мою!
 Зайка серый разыгрался,
 Зайка очень постарался,
 Балалаечка звенела,
 Белка рыженькая пела.
 — Ты устал? Ну, отдохни
 И опять играть начни.
 Молодчина, зайка!
 Вот так балалайка!
Упражнение «Балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
* * *
 — Кто в лесу стучит, стучит?
 — Дятел дерево долбит:
 — Д-д-д-д-д-д-ды,
 Нелегки мои труды:
 Я не просто так стучу —
 Это дерево лечу:
 Под корой — жучков ходы,
 Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.
* * *
 Гусь поспорил с индюком:
 «Птичник, чей же это дом?»
 Гусь шипит: «Да ты малыш!
 Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
 А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
 У тебя нет ни кола!
 Всем понятно: птичник — мой!
 Я иду к себе домой!»
 Воробьи взлетают с крыш,
 Испугавшись: «Ш-ш-ш!»
 И бегут на край села
 Уточки от «Бл-бл-бла!»…
 Ты пугать умеешь, друг,
 И как гусь, и как индюк?
 Нас немного посмеши:
 Двух задир нам покажи!
Упражнение «Гусь»: шипим — дуем на язык, подняв его к небу.
 Упражнение «Индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: «Бл-бл-бл». 
* * *
 Львенок учится рычать,
 Очень хочет «Рррр!» сказать.
 Мордочку свою задрав,
 Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»
 Как он стать львом грозным сможет?
 Мы с тобой ему поможем!
 Трактор — синий богатырь — 
 Как мотор заводит? — Тррр!
 Молния сверкает! Гром!
 Мы его не пустим в дом —
 Крыша прочная! Нет дыр!
 Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр!
 Берег речки. Гладь воды.
 Слышно катер: «Ды-ды-ды».
 Вот подходит пассажир — 
 Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»
 Львенок маленький старался,
 Львенок долго упражнялся.
 Он, как папа, на весь мир
 Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».
* * *
 Как-то раз решил свой домик
 Привести в порядок гномик:
 Краску, кисточку нашел — 
 Потолок белить пошел.
 Кисточка: назад — вперед, — (1)
 Еще краску гном берет,
 Красит вновь: вперед — назад.
 Как красиво! Гномик рад.
 Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
 Выметает паутину
 И в углу, и на комоде:
 — Пауки пусть в сад уходят!
 Сверху — все. Спускаюсь вниз.
 Ну, грязюка, берегись!
 Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
 — Влево-вправо! — моет стенку:
 — Вправо-влево! — вновь и снова.
 Дом сияет, словно новый!
 Положил половичок (3)
 На забор наш старичок:
 — Пыль стряхну с него раз пять —
 На пол постелю опять.
 Вымыт пол. Приятно в доме.
 И решил усталый гномик:
 — Заслужил я угощенье —
 Чай малиновый. С вареньем! 
(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
 (2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
 (3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»). 
* * *
 Во дворе стоят качели.
 Вы качались? В самом деле?
 Ну-ка, заинька, садись:
 Вверх-вниз, вверх-вниз!
 Вот лисичка: 
 — Стойте! Дайте!
 Меня тоже покачайте!
 Что ж, исполним твой каприз:
 Вверх-вниз, вверх-вниз!
 Ох, качели косолапый
 Останавливает лапой:
 — Я качаюсь! Берегись!
 Вверх-вниз, вверх-вниз!
Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.
* * *
 Едет к бабушке Егорка: (1)
 Забирается на горку, (2)
 После горки — вновь низина. (3)
 Речка… Мостик выгнул спину. (2)
 Дальше ровная дорожка. (3)
 Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.
 В небе радуга проснулась,
 Над дорожкой изогнулась. (2)
(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
 (2): выгнуть «спинку» языка.
 (3): опустить язычок. 
* * *
 Серый волк под старой елкой
 Два часа зубами щелкал.
 Широко рот открывал,
 Но зайчишку не поймал.
Упражнение «Крокодил»: широко открываем и закрываем рот.
* * *
Слоненок и зебра
 В зоопарке жарко-жарко.
 Как слоненку зебру жалко! —
 Солнце жарит целый день,
 Бесполезна даже тень.
 Бедной зебре очень плохо!
 Только слон не будет охать:
 В пруд свой хобот опускает — (1)
 Воду до-о-олго набирает.
 Хобот — вверх: теперь дуть надо. (2)
 — Дождь! — ах, как же зебра рада!
(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
 (2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть. 
* * *
 У медведя нет корзины — (1)
 Собирает в рот малину. (2)
(1): рот широко открыть и закрыть.
 (2): плотно сжать губы. 
* * *
Рыбка
 Не наживка — без крючка
 Рыбке дали червячка.
 Рыбка радуется: «О-о-о!
 Я, пожалуй, съем его!»
Упражнение «Рыбка»: округляем губы, делаем захватывающее движение губами.
* * *
Слоненок
 Посмотрите на слоненка:
 Хобот длинный у ребенка!
 — А я так умею тоже! —
 Маме говорит Сережа.
 Губы трубочкой свернул
 И вперед как потянул!
 — Посмотрите, как хорош! —
 Я на слоника похож! 
Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
Бурундук
 Бурундук, нас встретив, в спешке
 Прячет за щекой орешки —
 Щечка стала, словно мяч!
 — Покажи, что там, не прячь!
 Злится бурундук в ответ:
 — Ничего за щечкой нет — 
 Видишь, тонкая какая.
 — Видим — круглая другая.
 Ты в секрете не держи —
 Что за щечкой? Покажи!
 — И за этой пусто тоже! —
 Бурундук всерьез встревожен,
 Он орешки взад-вперед
 Перекатывает: — Вот!
 Здесь их нет, и здесь их нет!
 Мы достали свой обед:
 — Не тревожься и не злись!
 На морковку — угостись!
 Мы пойдем — нас ждет медвежка…
 — Эй, ребята! Там — орешки.
Упражнение «Перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
* * *
Пони
 Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.
 Маленький пони, мой добрый дружок,
 Снова и снова катает ребят:
 Слышишь, копыта стучат и стучат.
 Раз поиграть он со мною не может,
 Стану как будто лошадкою тоже:
 Словно копыта, звучит язычок:
 — Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.
* * *
 Леденец от щечки к щечке
 Перекатывает дочка.
 Не спешит, не разгрызает:
 Пусть подольше он не тает!
Упражнение «Перекатываем орешки».
* * *
 Мы с тобой когда проснемся,
 Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнение «Улыбка»: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
* * *
На даче
 Мы посадим лук и репку
 И забор поставим крепкий. (1)
 В нем калитку сделать надо — (2)
 Мы гостям хорошим рады!
(1) — «Заборчик»: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) «воротца»: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)
* * *
 Круглый бублик получаю
 Я всегда на завтрак к чаю.
Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
* * *
 Вот — забор, а в нем — дыра,
 Я за ней смотрел вчера:
 В детский сад детей ведут —
 Все через дыру идут:
 Вот влезают за забор
 Тетя Света и Егор,
 Дядя Федя и двойняшки,
 Вот — Борис с сестрой Наташкой,
 Тащит Димку баба Галя,
 Пыхтит повар тетя Валя.
 Тете Вале нелегко:
 На тележке — молоко.
 Пролезают: «Ох!» да «Ах!»…
 А калитка — в двух шагах!
Чередование упражнений «Бублик» и «Заборчик».
* * *
 Кролик — беленький пушок,
 Поиграй со мной, дружок!
Упражнение «Кролик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
* * *
 А теперь на две минутки
 Станем мы с тобой как утки:
 Губы вытянем вперед —
 Станет плоским клювом рот.
(Упражнение «Уточка»: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
* * *
 Дам лошадке я картошку:
 — На, полакомись немножко!
 — Фрр! — лошадка недовольна.
 — Лучше хлеб дай черный с солью!
Упражнение «Недовольная лошадка»: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.
* * *
 Шар воздушный ярко-красный
 На столе лежит напрасно.
 Я его надую лучше:
 Станет он большой, летучий!
 Упражнение «Воздушный шар»: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки. 
* * *
 Чтобы зубки стали чище,
 Каждый день их щеткой чищу.
Упражнение «Чистим зубы»: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.
* * *
 Дети свинку угощают,
 Свинкин носик выбирает:
 Держит высоко Андрюша
 Сладкую большую грушу.
 Справа — рыженький Антошка
 Предлагает ей картошку.
 Может, у Катюшки шустрой —
 Там, внизу, — забрать капусту?
 Слева — с яблоками Лада.
 Хрюшке что-то делать надо:
 Ищет пятачок опять:
 «Это выбрать? Это взять?» 
Упражнение «Пятачок»: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
* * *
 Что-то рыбку испугает —
 Рыбка щеки надувает: (1)
 Мол, меня не трогай лучше! —
 Я большая! И в колючках!
 Как опасность миновала, (2)
 Рыбка вновь худышкой стала.
(1): надуть щеки.
 (2): втянуть щеки. 
* * *
 Мышка выглянет из норки — 
 Очень хочет сыра корку! —
 Тут же прячется опять:
 Рядом кошка — страшно взять! 
Упражнение «Прятки»: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.
* * *
 У меня сегодня — чудо-настроенье:
 Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
 Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
 А потом «спасибо» бабушке скажу.
(1) — «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу справа налево, затем — слева направо.
 (2): облизывать губы по кругу. 
* * *
 Улыбнись скорей, дружок!
 А теперь, ребенок,
 Покажи мне хоботок,
 Словно ты — слоненок!
Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».
* * *
 Пыльный и большой ковер
 Положили на забор,
 Выбиваем: «Та-та-та!»
 Будет в доме чистота!
Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: «Та-та-та».
* * *
 Как часы, заладим в такт:
 — Тик-так! Тик-так!
 Разговариваем так:
 — Тик-так! Тик-так!
 Мы не просто так болтаем,
 А секундочки считаем,
 Отставать нельзя никак:
 — Тик-так! Тик-так!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
* * *
 Если губки я кусаю,
 Значит, я переживаю.
 Если губки я чешу,
 Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.
* * *
 Открываем сумочку —
 В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».
* * *
 Рыбка рыбке говорила:
 — Я сегодня борщ сварила
 Из ракушек и из ила,
 Очень-очень вкусно было!
 Рыбка рыбке отвечала:
 — Ты, кума, не то сказала:
 Это был не борщ, а щи —
 Для борща траву ищи!
Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.
Источник
 
  
 