Развитие речи у ребенка шпаргалка
Язык как средство мышления, общения, организации и планирования деятельности, как средство усвоения культуры.
Значение родного языка во всестороннем развитии дошкольников.
Речь воспитателя как средство развития речи детей.
Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида.
Характеристика раздела «Развитие речи» впрограммах воспитания и обучения дошкольников, структура раздела.
Особенности развития речи детей раннего возраста, методика проведения и особенности приемов обучения на занятиях в раннем возрасте.
Значение словарной работы. Особенности формирования словаря у детей разного возраста.
Задачи (направления) словарной работы в детском саду и их характеристика.
Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста.
Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.
Использование картин в работе с детьми по формированию словарного запаса.
Рассматривание игрушек и методика проведения данного занятия.
Дидактические игры и упражнения в системе работы по формированию словарного запаса дошкольников.
Работа с загадками — одна из форм словарной работы в детском саду. Методика работы в разных возрастных группах.
Понятие звуковой культуры речи.
Особенности усвоения детьми звукового строя языка.
Приемы проверки речи детей.
Методика развития слухового внимания и фонематического слуха у детей разных возрастных групп.
Воспитание речевого дыхания, формирование дикции и интонационной выразительности речи у детей разного возраста.
Понятие выразительности детской речи, приемы работы в разных возрастных группах.
Пути формирования правильного звукопроизношения.
Методика обучения детей правильному звукопроизношению в разных возрастных группах.
Понятие грамматического строя родного языка.
Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей и их причины.
Детское словотворчество как способ усвоения детьми системы словообразования.
Специальные дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи.
Понятие связной речи.
Особенности овладения детьми связной речью.
Разговор с детьми в процессе повседневной жизни — основной путь развития диалогической речи.
Беседа — основное средство обучения детей связной диалогической речи на занятии.
Задачи, направления и содержание работы по обучению связной монологической речи.
Виды занятий и их краткая характеристика по обучению детей связной монологической речи.
Приемы обучения детей рассказыванию.
Обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин.
Обучение детей рассказыванию об игрушке, набору сюжетных игрушек.
Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов.
Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.
Обучение детей составлению писем.
Обучение детей творческому рассказыванию.
Значение художественной литературы в воспитании детей.
Особенности восприятия детьми разного возраста художественных произведений.
Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями.
Методика чтения (рассказывания) художественных произведений на занятии с детьми разного возраста.
Методика заучивания стихотворений детьми разного возраста.
Уголок книги в детском саду, методика организации работы.
Литературные вечера досуга и утренники в детском саду. Виды и содержание, методика проведения.
Современные требования к планированию работы по развитию речи в ДОУ.
Характеристика принципов планирования работы по развитию речи.
Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ.
Методика ознакомления детей со слоговым составом слова.
Основные направления развития отечественной методики обучения грамоте.
Методика ознакомления детей со звуковым составом слова.
Подготовка ребенка к овладению письмом.
Современные программы и авторские технологии, используемые в работе ДОУ.
Особенности раздела по развитию речи в современных программах.
Источник
Консультации для родителей
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж — обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с
двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить– постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляяманипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
Источник
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь.
К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 года 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Пассивная речь опережает в развитии активную, но в тоже время влияет на её обогащение. Вначале речь ребёнка состоит из существительных, затем появляются глаголы (у деятельных детей быстрее, чем у созерцателей), а потом и прилагательные. Это значит, что скоро малыш научится составлять из них предложения.
Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш замещает речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае родителям необходимо помнить, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Недаром есть такое выражение, «что наша речь находится на кончиках пальцев».
Продуктивные виды деятельности:
- рисование: кистью, пальчиками, ладошками…
- лепка: солёное тесто, пластилин, масса для моделирования…
- аппликация
- вырезание
- работа со шнуровкой и многое другое
На этом этапе важны игры по типу «давай вместе» (из кубиков построить ворота, поезд, гараж — обыграть), игры – драматизации (кукольный театр).
Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка организуют совместную деятельность. Окрашенная положительными эмоциями, без поучения и критики, такая игра «на равных» стимулирует активную речь маленького ребёнка подчас лучше разнообразных дидактических игр.
Наилучший (если не единственный) способ научить ребёнка говорить – постоянно разговаривать с ним.
Приблизительный список тем, которые можно «обсудить» с ребёнком на 3 году жизни.
- Одежда (рукавицы, перчатки; воротник, рукава, пуговицы, карман, замок). Обращайте внимание на цвет и материал одежды.
- Обувь
- Домашние животные
- Дикие животные
- Части тела (нога, колено, пальцы, ступня, рука, локоть, кисть…)
В дальнейшем важно стоить общение с ребёнком на основе предметно – практических действий, оречевляя манипуляции с предметом и наглядно демонстрируя его свойства и качества.
Необходимо моделировать проблемные ситуации, когда малыш нуждается в предмете, но не может его достать. Ребёнок или сам называет предмет или это делает взрослый. Так речь постепенно включается в предметную деятельность – только общение со взрослым по поводу предмета вызывает у ребёнка необходимость речетворчества.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработать у ребёнка плавный и продолжительный выдох следует предлагать ему задание подуть на какой – нибудь лёгкий предмет:
- Лети бабочка;
- Снег идёт (дуем на кусочки ваты);
- Катись карандаш;
- Весёлые шарики;
- Плыви кораблик;
- Дуть через трубочку на вату;
- День рождения (задувание свечи);
- Свистульки;
- Губная гармошка…
Вас не должно смущать то, что ребёнок произносит многие слова неправильно. До 3 – 4 лет это абсолютно нормально. Некоторыми звуками дети могут овладеть только тогда, когда их артикуляционный аппарат будет достаточно сформирован и натренирован. Для этого мы с ребятами выполняем комплекс артикуляционной гимнастики на каждом занятии.
Вот приблизительные сроки появления в речи ребёнка наиболее трудных для произнесения звуков:
В 2,5 года ребёнок должен говорить предложениями, состоящими более, чем из трёх слов. Задаёт вопросы: «Где?» или «Когда?»
Трёхлетний ребёнок начинает употреблять сложные предложения. Задаёт вопросы «Почему?», «Когда?»
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить,
то необходимо обратиться к логопеду!
В заключении хотелось бы отметить что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели ) и родители действуют согласованно.
Смирнова И.В. – учитель — логопед
Источник
21 ноября 2016947,2 тыс.
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики — возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений — с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник