Развитие речи у ребенка с нормальным интеллектом и с нарушением
Татьяна Березина
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Прежде чем говорить об особенностях развития речи детей с нарушением интеллекта, нужно знать какие психологические условия, необходимы для развития речи ребенка.
Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что на первых этапах развития ребенка сложные психические процессы, формируются на базе элементарных функций. Таких процессов, подготавливающих развитие речи, четыре: внимание, восприятие (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т. д., память и мышление. Все это создает базу (основу) для формирования речи. Позже речь, в свою очередь, начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их. Сам процесс восприятия играет чрезвычайно важную роль для развития памяти и мышления. Итак, четыре психологических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют – психологическую базу речи. В силу этой закономерности, речь некоторых детей оказывается нарушенной «вторично». Тяжесть нарушения речи находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций.
Чтобы понимать особенности развития речи детей с нарушением интеллекта, необходимо знать этапы развития речи в онтогенезе. Знание закономерностей развития речи в онтогенезе позволяет понять насколько, как и в чем отстает развитие ребенка, т. е. на какой стадии развития идет нарушение. Попробуем понять это, сравнивая нормально развивающихся детей с детьми, имеющими нарушения интеллекта, в разных речевых периодах от 0 до 7 лет жизни.
Нормально развивающиеся дети.
Дети с нарушением интеллекта.
«Доречевой» период (от 0 — до 1 г. ж.)
гуление
От 2,5 -3 мес. — до 6 мес.
10 -12 мес.
— поздно, периоды редки, эмоционально не окрашены, звуки однообразны
лепет (от 6 мес. до 1 года – уникальное новообразование)
4 – 6 мес.
Появляется только у здоровых детей
5-6 мес.
— начинает ощущать свой артикуляционный аппарат
— начинает произносить сочетание губных и язычных согласных с гласными (таа, маа, тааа, мааа)
Сроки появления задерживаются (после года или позже)
У глубоко умственно отсталых детей не появляется вообще.
6 – 7 мес.
Лепет приобретает социализированный характер:
— ребенок лепечет при общении со взрослым;
— использует голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих;
— слушает речь других.
Лепет выступает как самостоятельная деятельность и одновременно начинает развиваться и начало понимания обращенной речи. Ребенок внимательно относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.
Они безучастны к окружающему миру, как правило,
не реагируют на попытки общения.
Не реагируют на свое имя.
Первые слова
12 мес.
Первые признаки понимания речи. Формирование пассивного словаря. Первые признаки пользования речью (слова-корни).
Исчезает сосательный рефлекс.
2 года и позже
Сосательный рефлекс может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.
Ранний возраст (от 1 г. до 3 лет)
На 2 году возникает и на 3 году жизни становится ведущей – предметная деятельность (развивается моторика, восприятие, мышление, речь)
2 года
— развитие понимания и появление активной речи,
аграмматичной в своей форме;
— накопление словарного запаса;
3 года
— быстро увеличивается словарный запас,
— происходит овладение грамматическим строем речи,
— совершенствование звукопроизношения.
Появление волевого самоуправления поведением. Предметная деятельность не формируется, так как нет интереса к игрушке, нет манипуляций или у других – неадекватные действия.
Отсутствуют предпосылки к формированию речи:
— действия с предметами;
— эмоциональное общение;
— готовность артикуляционного аппарата и
фонематического слуха;
— первые слова после 2 лет,
То есть речь не служит ни средством общения, ни средством передачи опыта. Она не может также взять на себя функцию регуляции действий.
Младший дошкольный возраст (4 – 5 лет)
4 года
— значительно увеличивается запас слов;
— освоение словообразовательных моделей;
— начало развития связной речи;
— нормализация звукопроизношения;
— появляются элементарные виды суждения об
окружающем;
5 лет
— овладевают связной речью;
— могут пересказать небольшие литературные
произведения;
— рассказать об игрушках, картинке, о некоторых
событиях личной жизни;
— возникновение способности выделять звуки из слов
(простые формы звукового анализа).
К 4 – 5 годам – слово взрослого становится регулятором поведения, когда у ребенка значительно развита смысловая сторона речи.
Некоторые дети:
— начинают говорить с 4-5 лет;
— ограниченное понимание обращенной речи;
— фразовая речь отличается большим количеством
фонетических и грамматических искажений;
У многих
— отдельные слова появляются к 5 -6 годам;
— весьма ограниченно понимают обращенную речь;
— плохо понимают жесты и не могут спонтанно
овладеть коммуникативными жестами.
Речь не является регулятором поведения.
Старший дошкольный возраст (6 — 7 лет)
6 лет
Продолжают совершенствоваться все стороны речи:
— чище становится произношение;
— овладевают грамматическим строем;
— расширяется словарный запас;
— способны составлять небольшие сюжетные рассказы
7 лет
Речь достаточно развита:
— может объяснить содержание игры;
— построить рассказ по картинке;
— выразительно прочитать любое стихотворение
— овладение грамматическим строем не происходит;
— стойкое нарушение согласованности числительных с
существительными;
— преобладание пассивного словаря (отдельные слова);
— звукопроизношение грубо нарушено вследствие
анатомических и функциональных особенностей
речевого аппарата (патологии строения, снижения
мышечного тонуса, нарушения произвольности
движений, грубого недоразвития фонематического
слуха и восприятия);
— у некоторых детей при достаточно широком
словарном запасе формируется эхолаличная,
бессмысленная речь, состоящая из определенного
набора речевых штампов;
— снижен объем слуховой памяти, что обусловливает
ограничение объема, усваиваемых ребенком
лексических средств.
При поступлении в школу может наблюдаться
— изолированные дефекты речи или недоразвитие речи
различной степени тяжести (логопедический
диагноз).
— наблюдается выраженное недоразвитие речи;
— дефекты звукопроизношения;
— значительная бедность словаря;
— понимание речи на бытовом уровне в конкретной
ситуации;
— несформированность фразовой речи.
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов.
Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций. В тесной связи с этими нарушениями наблюдается недоразвитие речи.
Мы видим, что в развитии речи детей с нарушением интеллекта прослеживаются те же основные закономерности развития, что и у нормально развивающихся детей, только: речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта характеризуется поздними сроками формирования функций, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью речевого высказывания.
У детей дошкольников с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи нормально развивающихся детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. К дошкольному возрасту отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства детей с нарушением интеллекта развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой. В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Некоторые дети научаются связывать слово только с определенным предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Самостоятельная речь младших дошкольников с грубыми нарушениями интеллекта проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. При исследовании словаря таких детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т. д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Само накопление слов порой не ведет к улучшению их активной лексики, т. к. некоторые из них не пользуются даже тогда, когда знают нужное слово.
Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — все это тормозит процесс активизации словаря, что наиболее ярко проявляется в общении детей.
Литература: — О. А. Белобрыкина «Речь и общение» — Ярославль «Академия Развития» -1998г.
— Белкина В. Н., Васильева Н. Н. «Дошкольник: обучение и развитие» — Ярославль «Академия Холдинг»
2001г. ;
— Виноградова А. Д. «Практикум по психологии умственно отсталого ребенка» — М. 1985г.
— А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» — 1961г. ;
— Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети до 5 лет» — Ярославль «Академия Холдинг» — 2001г. ;
— З. А. Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» — Ек-б. – 1996г. ;
— Шипицина Л. М. «Обучение общению умственно отсталого ребенка» — СПб. – 2010г.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА
Одной из основных характеристик общего развития ребёнка является формирование и развитие речи. Дети, которые нормально развиваются, обладают хорошими способностями к овладению речью. Речь является важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, самой совершенной формой общения, которая присуща только человеку. Речь – это особая высшаяпсихическая функция, которая обеспечивается головным мозгом, любые отклонения в развитии речи необходимо вовремя заметить. Чтобы речь нормально функционировала необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух [1].
Науку долго не интересовали проблемы изучения особенностей развития детской речи.
Первым трудом, который описывает психологическое развитие одного мальчика, стала книга немецкого философа Тидемана «Наблюдение за развитием душевных способностей ребёнка», вышедшая в 1787 году и спровоцировавшая волну интереса к детской теме и изучению особенностей языка и речи детей. После «Наблюдений» выходит ряд публикаций, который описывает наблюдения исследователей за речевым развитием своих детей.
В начале XX века в России возникает государственный интерес к исследованию детской речи: организовываются учреждения, которые занимаются вопросами изучения онтогенеза речи, выпускается специальная литература, совершенствуются методические подходы к проведению исследований.
Однако, в 1936 году Постановление ЦК «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса»приостановило развитие научного направления по исследованию развития детской речи. И лишь в 1950-м году с расцветом психолингвистики появятся следующие значимые работы в этом направлении.
В настоящее время проводится множество исследований в этом направлении, получившихбольшое развитие в нашей стране и за рубежом.
Причинами отставания в речевом развитии являются патология течения беременности и родов,общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и генетики.
Некоторые особенности формирования речевых навыков на разных этапах становления речи ребёнка, которые отразились в работах психолингвистов, дают нам возможность проследить своеобразие отклонений и аномалий, характерных для речевого развития детей с нарушением интеллекта [2].
Умственной отсталостью называется стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Среди лиц с нарушением интеллекта, большинство составляют лица, которые имеют диагноз олигофрения.
В зависимости от недостаточности интеллекта у детей с диагнозом олигофрения различают три группы: идиотия – тяжелая; имбецильностъ – менее тяжелая; дебильностъ – относительно легкая [3].
При диагнозе идиотия наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, проявляются эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Речевое развитие при глубоких формах идиотии состоит в произнесении отдельных звуков или произнесения ограниченного числа слов с искажением. В поведении идиотов наблюдаются резкие отклонения от нормы.
В менее резкой форме, при имбецильности, достаточно отчётливо наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии. Имбецилы владеют элементами речи, но запас слов у них мал,а произношение неправильно.
Дети-дебилы, которые составляют основную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Дети, с данным нарушением в интеллекте, владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность дебилов проявляется в недоразвитии мышления, однако оно выражено у них в меньшей степени, чем у имбецилов.
У ребенка с нарушением интеллекта к семи годам, ко времени поступления в школу практика речевого общения занимает маленький отрезок времени – около 3-4 лет. Все эти годы темп развития его речи замедлен, а речевая активность недостаточная. У ребёнка оказывается слаборазвития разговорно-бытовая речь, что затрудняет его общение с взрослыми людьми. Ребёнок редко принимает участие в беседах, на задаваемые вопросы отвечает односложно и зачастую не правильно.
При объяснении причин, которые обуславливают замедленное речевое развитие у детей с нарушением интеллекта, следует понимать, что, прежде всего, для них характерно общеенедоразвитие всей психики в целом, приводящее к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии [3].
Речь детей с нарушением интеллекта зачастую монотонна, маловыразительна, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях бывает замедленной, в других – ускоренной.
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, пассивный словарь преобладаетнад активным, происходит нарушение процесса организации семантических полей. Дети с нарушением интеллекта не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словарепреобладают существительные с конкретным значением, нет слов, носящих обобщающий характер, мало прилагательных, наречий, наблюдаются замены слов по семантическому сходству.
Пассивный словарь значительно шире активного, при этом он с трудом актуализируется; чтобы его активизировать требуется задать наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями [4].
Уже на первом году жизни у ребёнка с интеллектуальным нарушением, наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Это происходит вследствие недоразвития фонематического слуха,являющееся следствием аномалии общего развития детей с нарушением интеллекта.
Рассмотрим особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта боле подробно.
Среди детей с нарушением интеллекта наблюдается 40-60% нарушений фонетической стороны речи.
У таких детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно-сложные звуки – это свистящие, шипящие, [р] и [л]. Наряду с искаженным произношением звуков отмечается большое количество. Замены зачастую вариативны, т.е. один и тот же звук ребёнок с нарушением интеллекта в одном случае может произнести правильно, а в другом исказить или полностью пропустить [4].
У детей с синдромом Дауна наблюдается замедленный темп речи, иногда встречается скандированная речь. Также часто у детей с нарушением интеллекта наблюдаются голосовые расстройства.
Несформированность грамматической стороны речи у детей с нарушениями проявляется в аграмматизме, в искажении употребления падежей, смешения предлогов, неправильные согласования имен существительных с прилагательными и числительными.
Для высказываний детей свойственны простые и нераспространенные предложения, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счёт перечислениясобытий и объединения предложений при помощи союза и интонации.
Также у детей с нарушением интеллекта проявляются нарушения в диалогической и монологической речи. Дети с трудом могут вступить в беседу, на обращенные реплики могут неадекватно отреагировать, не переключаются с позиции слушающего на позицию говорящего, не заинтересованы в получении новой информации [5].
При монологической речи у детей с нарушением интеллекта прослеживается искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, соскальзывание с темы, которое ведёт к образованию побочных ассоциаций, бедность и шаблонность лексического строя, наличие черт, которые присущи ситуативной речи [6].
Таким образом, затруднения в речевом развитии ребёнка напрямую связано с нарушениями интеллекта при использовании речи, как вербальной функции и регулятора поведения.
Это объясняется тем, что детям с нарушением интеллектуального развития не всегда посильно выполнение речевых задач, особенно если они имеют несколько заданий. Данной категории детей вообще становится сложной деятельность, которая управляется их вербальными обобщениями.
Подводя итог вышесказанному о своеобразии речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями, резюмируем, что ряд исследователей (А.К. Аксёнова, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и другие) выделяют ряд специфических отклонений и аномалий речевого онтогенеза, которыесвойственны данной группе детей.
Учёными продемонстрированы несоответствие норме речевого развития у ребёнка с интеллектуальным нарушением уже на первом году жизни (отсутствие лепета, гуления и пр.) и невозможностью преодоления признаков речевой патологии до момента окончания им школьного возраста. Речевое развитие у детей данной категории запаздывает и характеризуется рядом отклонений, которые проявляются в фонетической, лексической, синтаксической и грамматической сторон речи.
Источник