Развитие речи у ребенка с глубокой умственной отсталостью

Развитие речи у ребенка с глубокой умственной отсталостью thumbnail

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Цель коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи:

 расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  2. научить ребенка слушать речь учителя;
  3. научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  4. вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте;
  5. накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Вышеперечисленные задачи необходимо решать в комплексе. Так как дети, имеющие СНР тяжелой степени, не всегда понимают обращенную к ним речь, часто ориентируются только на ситуацию, поэтому важно развивать у детей понимание обращенной речи через различные ситуации. Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Учитель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Необходимо обращаться к ребенку коротким предложением, производить действия несколько раз подряд, закрепляя повторением сказанного.

Игровое упражнение “Помоги няне”

Учитель: Принеси тарелку. Что ты принес? Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка. Что это? Это тарелка. И т.д. и т.п.

Учитель фиксирует внимание и добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

Учитель: Посмотри, где у меня рот? Где губы? Смотри: “Та-рел-ка”. Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!

При выполнении упражнения хвалить ребенка обязательно, хотя он сразу корректного, правильного повторения не достигнет, но зато ребенок следил за тем как говорил воспитатель.

Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”.

Учитель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.

Также наглядные ситуации используются:

  1. При подготовке к занятию.
  2. Уборке в кукольном уголке.
  3. Во время приема пищи.
  4. Подготовке ко сну и т.д.

Очень эффективен такой прием, когда в той среде, где происходит ситуация, вывешивается яркая, красочная картинка с тем же действием, которое совершает ребенок. Например, в умывальной комнате прикрепляется картинка с изображением ребенка моющего руки. Учитель обращает на картинку внимание ребенка в конце игровой ситуации.

На занятиях по ознакомлению детей с окружающим особое внимание необходимо обратить на организацию занятия. Занятие проводится либо индивидуально, либо с малой группой детей (2-3ребенка). На прогулке большое значение имеют наблюдения за живыми и неживыми объектами.

Учитель: Посмотри, вот воробей. Давай покормим его крошками. Смотри, он клюет крошки. Кто это? – Воробей. Что он делает? – Клюет.

Или учитель: Посмотри, листики падают. Учитель поднимает листик. Учитель: Смотри, желтый листик. Что это? – Листик. Какого цвета? – Желтого.

А после прогулки, в группе показать картинку с осенними листьями.

Учитель: Посмотри, листики.

Используется серия игр: “В гости Таня к нам пришла”, “Уложим куклу Таню спать”, “Умоем куклу Таню”, “Постираем платье Тане” и т.д.

Играя с куклой Таней, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах.

Серия игр “Умный пальчик”

Учитель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д. 

Упражнение «Умный пальчик» (Показ предметов в комнате)

 Попросить показать ребенка пальчиком предметы или игрушки в комнате. Вариант: Показ предметов на картинке. Попросить показать ребенка пальчиком предметы или игрушки на картинке с простым сюжетом.

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Учитель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Учитель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Учитель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул.

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”. Учитель дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание “Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка.

Серия игр “Прятки”

В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль учителя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т.д. При этом действия выполняет ребенок.

Серия игр “Гости идут, подарки несут”

В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных.

Цель игры: Речевые подражания голосам животных.

На следующем этапе учитель использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, “Волшебная коробочка”, “Волшебный сундучок”, “Волшебный мешочек”. Неожиданное появление новой игрушки из “Волшебной коробочки” побуждает ребенка к речевой активности.

При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек применила набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками.

Например: сказка “Репка”.

Учитель: Посадил дед Репку. Посмотри, кто это? — Это дед. Дед. Кто это?

Дети отвечают….

Учитель: Правильно, это дед. Покажи, где у деда глаза?

Дети показывают…

Учитель: Где у деда нос? И т.д.

Учитель: Выросла Репка большая-пребольшая. Покажи, большая (показывает руками) и т.д.

Учитель обыгрывает всю сказку, а ребенок помогает, передвигает разные фигурки (собачку, кошечку и т.д.)

На занятиях по формированию лексико–грамматического строя речи полезно использовать такие игры:

На понятие “Один – много”

А) “Строим башню” (игровая ситуация: у учителя один кубик, у ребенка много. Строй башню).

Б) “Домики-окошки” (игровая ситуация: домик с одним окошком, домик с несколькими окошками)

В) “По грибы” (игровая ситуация: у учителя корзинка и у ребенка, воспитатель нашел один гриб, а ребенок много) и т.д.

На понятие “Величина, размеры”

А) “Игра с мячом” (игровая ситуация: учитель просит дать большой мяч, просит дать маленький мяч, просит найти такой же по размеру) и т.д.

Б) Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: учитель просит нарисовать длинную дорожку, нарисовать короткую дорожку (ведем руку ребенка с карандашом).

В) На большой тарелке большие ягоды (рисуем большие кружки), на маленькой тарелке маленькие ягоды (рисуем маленькие кружочки).

Рисование предметов помогает ребенку “мышечно” лучше ощутить значения слов и т.д.

На занятиях по изобразительному искусству аналогично используются игровые ситуации. Например, “Знакомство с кисточкой и желтой краской”.

Учитель применяет знакомый “Волшебный сундучок”. Учитель: Посмотри, что там? (Открывает и достает кисточку). Что это? – Это кисточка. Что я делаю кисточкой? (Показывает). – Рисую. (Достает желтую краску). Что это? – Это краска. Каким цветом краска? – Желтая. Иди, покажи на моем столе желтый кубик, желтый шарик и т.д.

На основе сказанного можно сделать следующие выводы, а именно для эффективного коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления учителю необходимо строить свою работу следующим образом:

  1. Использовать ситуативный подход.
  2. Подходить к достижению цели комплексно.
  3. В работе переходить от простого к сложному.
  4. В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
  5. Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
  6. Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
  7. Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.

Упражнение «Выполни команду!»

Показ простых движений (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).      Учитель: «Давай поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а ты выполняй. Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки вверх. Опусти руки. Сядь. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь руки на пояс. И т.д.». Ребёнок выполняет команды.

Упражнение «Покажи картинку»

Узнавание игрушки, предмета, животного по описанию

-Кто маленький, круглый, колючий?

-Что круглое, горячее, желтое?

-Кто трусливый, длинноухий, косой?

Узнавание предметов по назначению

-Чем режут хлеб?

-Чем расчесывают волосы?

-Чем рисуют?

Конец формы

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной картине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.

— Покажи, чем будешь есть суп.

— Покажи, чем будешь рисовать.

— Чем будешь чистить зубы?

— Что наденешь, когда пойдешь гулять?

— Чем будешь мыть руки? и т. п.

Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

Задание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.

— Сделай, как я.

— Покажи, как зайчик прыгает.

— Уложим кукол спать.

— Оденем Катю на прогулку.

— Построй ворота

— Построй башню.

— Опусти шарик в коробку.

— Спрячь шарик в ладошках.

— Почтовый ящик.

Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

Задание 3. Куда упал мячик.

Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.

Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.

Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.

Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

Задание 8. Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.

Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)

Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?

Задание 13. Угадай, на чем играю.

Источник

Тема: Развитие понимания речи.

Цели: учить слушать речь учителя; выполнять действия по инструкции;

Развивать: — элементы речи, с помощью игры «Ромашка», и игры «Собери корзину, вазу»;

— фонематический слух, путём игры «Хлопушки»;

— фонационное дыхание и силу голоса, путём упражнений;

— зрительное восприятие с помощью сюжетных картинок;

— мышление, с помощью классификации растений;

— общую координацию и мелкую моторику с помощью специальных упражнений;

Воспитывать: целеустремлённость, общительность.

Оборудование: 1.для арт. гимнастики: занавески, ватные снежинки, зеркало, плачущая кукла, паровозик (игрушка свистулька), мыльный раствор, сушки;

2. «Ромашка»: разноцветные лепестки, сюжетные картинки (аист, арбуз, утка, утюг, машина, мак, осы), центр цветка, волшебный мешочек для лепестков;

3.для дифференцированной работы плачущая кукла, паровозик, мыльный раствор, сушки, буквы (а, у, м, о), мешочек для букв;

4. для игры «Урожай»: ваза, муляжи фруктов (яблоко, груша, банан, лимон), корзина, натуральные овощи (лук, морковь, помидор, огурец)

5. кукла Сима, карамель, как стимул;

6. заглавная буква «М» для гимнастики глаз.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Упражнения на концентрацию внимания, не под счёт, а под комментарии (напр.: руки вперёд, вверх, в стороны, вниз и т.д.) к нам в гости пришла Сима (кукла). Она нам принесла много игр, а мы её должны учить заниматься.

II. Артикуляционная гимнастика и речевая гимнастика: давайте вместе правильно подышим, поиграем язычком перед зеркалом

а) выработка воздушной струи:

свободное дыхание (при вдохе рот закрыт, выдыхаем через рот), занавески ( дуем на приспособление, похожее на занавески. Упр. выполняется как при свободном дыхании), фокус (ватку положить на кончик носа и при вдохе придержать пальцами, при выдохе палец убрать и ватка должна взлететь);

б) выработка мышц артикуляционного аппарата: бегемотики (открыть широко рот, язычок положить за нижние зубы); (как кукла плачет), трубочка (вытянуть губы вперёд); (паровоз гудит), мыльные пузыри (резкое смыкание губ);(песенка пузырей), сушка (для образца демонстрируется сушка в натуральную величину с просьбой: сделай так же); (песенка сушки).

III. Игра «Ромашка».

Сима принесла вам интересную игру. Нужно найти окошечко в домике для каждого лепесточка, их ножки разной формы и лепесточки разного цвета. Всё лежит в волшебном мешке, домик (центр цветка) на магнитной доске.

hello_html_7ed000f5.png

Задача для ученика:

1.) вынуть лепесток из мешка;

2.) назвать цвет лепестка;

3.) назвать предмет, находящийся с обратной стороны лепестка;

4.) показать действие, производимое этим предметом;

5.) на конце лепестка геометрическая фигура, найти место в центре.

IV.Физ. мин.

а)упр. на развитие общей координации:

1,2,3,4,5 – буду с мамой рисовать. (вращение кистей рук)

Вот головка, вот животик. (поглаживание головы и живота)

Ножки, ручки, глазки, ротик. (притопывание, хлопок, открыть и закрыть глаза и рот)

И причёска из колечек, (покрутить волосы)

Вот и вышел человечек.( провести руками по частям тела)

б) упр. на развитие мелкой моторики:

Тренируются весь день (сцепиться пальцами и тянуть руки в

И бороться им не лень. разные стороны)

Вот какие молодцы

Настоящие борцы (сжать кисти рук а замок)

в)гимнастика для глаз: отслеживание глазами за указкой по букве «М».

V. Дифференцированная работа с буквами.

В волшебном мешочке лежат буквы. Задача детей:

1) отыскать в мешочке букву и вынуть её;

2) назвать её;

3) отыскать у себя на столе и показать учителю.

Буквы имитировать звукоподражанием.

Закрепление произношения звуков с помощью дополнительных средств:

а-а-а – плачет Сима (издаётся плач куклы), дети повторяют;

у-у-у – 1 ученик везёт по рельсам паровозик, 2 – свистит в свистульку, дети повторяют звукоподражанием;

м-м-м – 1 ученик надувает мыльные пузыри, логопед имитирует лопнувший шар, дети повторяют звук;

о-о-о — логопед показывает бублик и просит сделать губы точно так же, как бублик, дети повторяют звук.

VI. Игра «Урожай». На столе лежат овощи и фрукты. Вызываются 2 ученика: 1 ученик собирает овощи, другой – фрукты; назвать собранный урожай. (учащимся задаётся вопрос: Что положим в вазу? Что положим в корзину?)

hello_html_mc05d5ab.png

VII. Развитие фонематического слуха на звук[о]. игра «Хлопушки». Логопед называет ряд звуков, пройденных ранее на уроках не соблюдая последовательность изучения. Ученики должны хлопнуть при назывании звука [о].

VIII. Итог.

Кто приходил к вам в гости?

Что вы собрали?

Прощание с Симой.

Источник