Развитие речи у ребенка с аутизмом презентация
Слайд 1
Особенности речевого развития у детей с аутизмом Подготовлено Паневиной Ириной Александровной учителем-логопедом высшей категории Детского сада №57 ОАО «РЖД». Город Смоленск
Слайд 2
«СТРАННЫЙ РЕБЕНОК» В 1943 году Л. Каннер, обобщив наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития и дал ему название «синдром раннего детского аутизма». Независимо от Л. Каннера тот же синдром был описан Г. Аспергером (1944) и С. С. Мнухиным (1947). Из наших отечественных учёных этой проблемой занимались : Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, О.С.Никольская, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,. В.Ефроимсон М.М.Либлин, Р.К.Ульянова, Т.И.Морозова.
Слайд 3
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Нарушения формирования речи таких детей являются одним из результатов общего нарушения развития. Работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте и проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА. О.С.Никольская выделила 4 варианта речевого развития.
Слайд 4
Первый вариант Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе по развитию речи. Здесь наиболее выражены глубина отрешенности от внешнего мира, отсутствие целенаправленного поведения. Эти дети мутичны. Но несмотря на отсутствие речи, они произносят различные звуки, бормотание, а в состоянии аффекта у ребенка могут неожиданно вырваться отдельные слова и даже фразы.
Слайд 5
Существуют специальные приемы активации речи таких мутичных детей: Вслушиваясь в поток их звуков, взрослый должен четко повторять слова, которые смазанно произносит ребенок. Внимательно прислушиваясь к бормотанию ребенка, взрослый может уловить в этом потоке обрывок или целое слово. Необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Не дожидаясь оформления у мутичного ребенка звуковой речи, следует приступить к обучению его чтению и письму.
Слайд 6
Второй вариант Для второго варианта речевого развития при РДА характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается немногочисленными стереотипными словами и фразами. Речевая активность у этих детей низкая, побуждений к речи не возникает. Очень часто у детей с этим вариантом речевого развития встречаются нарушения звукопроизношения. Важно выяснить, с чем они связаны: с малой речевой практикой и недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или другой неврологической патологией
Слайд 7
В беседу на актуальную для ребенка тему непроизвольно вводятся новые для него слова и фразы. В ближайшее время после такого занятия необходимо закрепить достигнутый уровень контакта и продвижения в речи совместной экскурсией, рисованием, которое сопровождается комментарием. В дальнейшем на основе той же тематики усложняется фраза и расширяется словарь.
Слайд 8
Третий вариант Специфика работы по развитию речи при третьем варианте этой патологии иная. Такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них, часто большой словарный запас, «взрослая» фраза, нередко—литературная речь, способность произносить длинные монологи на интересующие их темы. Они буквально «заговаривают» своих близких. Но богатая речь таких детей несет в основном аффективную функцию, в монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения.
Слайд 9
Четвёртый вариант При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослыми развивается легче и быстрее, но выраженная сензитивность детей этой группы требует большой осторожности в стимуляции речевой деятельности. На начальных этапах представляется целесообразным опосредованное включение взрослых в речевое взаимодействие с ребенком (переговорная трубка из бумаги, игрушечный телефон, компьютер и т. д.).
Слайд 10
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или коррекционной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд врача, психолога, логопеда, педагога и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Слайд 11
Литература 1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. 2. Аутизм / Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. — М.: Гэотар-мед, 2002. 3. Аутичный ребенок: пути помощи. — М.: Теревинф, 1997. — 342 с. 4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 3. 5. Башина В.М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. 6. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. — М., 1993. — С. 154-165. 7. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. — Донецк, 1999. 8. Богдашина О. Что такое аутизм? — Горловка, 1995. 9. Бойченко А. Заколдованные принцы. А вы боитесь быть счастливыми? // Московский комсомолец. — 1999. — 5 августа. — С.3. 10. Бородина Л.Г. Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом // Аутизм и нарушения развития. — 2004. — №3. 11.Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме // Няня. — 2001. — № 12. 12. Решетникова О. Понять аутиста. Статья . Школьный психолог №1 2012
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие речи у детей с РАС Из опыта работы учителя-логопеда Булыгиной И. В.
2 слайд
Описание слайда:
Что такое расстройства аутического спектра (РАС)? Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий классический аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра включают следующее описание «триады нарушений»: Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка. Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие «ролевых игр».
3 слайд
Описание слайда:
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи. Выраженные речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом.
4 слайд
Описание слайда:
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования (диагностика). Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Речевая карта На основе диагностической карты аутичного ребенка Лебединской К. С., Никольской О. С. и мет. реком. «Руководство по организации работы логопеда в ДОУ» Йощенко В.О. Дата заполнения________________ Фамилия______________________________________Имя__________________________________ Дата рождения___________________________________ Сведения о родителях Мать________________________________________________________________________________ Отец________________________________________________________________________________ I. Исследование неречевых психических функций. Аффективная сфера: «Уходы в себя»_______________________________________________________________________ Преобладание повышенного или пониженного фона настроения______________________________ Немотивированные колебания настроения________________________________________________ Негативизм__________________________________________________________________________ Агрессивность (на кого направлена; аутоагрессия)_________________________________________ Особенности общения: Визуальный контакт (фиксация взгляда, характер взгляда)_____________________________________________________________________________ Реакция на близких___________________________________________________________________ Реакция на нового человека (как идет на общение)_________________________________________ Отношение к физическому контакту_____________________________________________________ Восприятие: Зрительное: Слежение взглядом за предметом________________________________________________________ Рассматривание своих рук______________________________________________________________ Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте (световом пятне, узоре обоев и пр.)_________________________________________________________________________________ Вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (включение и выключение света, верчение колес, пересыпание мозаики и пр.)______________________________________________________ Восприятие величины_________________________________________________________________ Восприятие цвета_____________________________________________________________________ Восприятие формы____________________________________________________________________ Зрительно-пространственный гнозис и праксис Ориентировка в пространстве__________________________________________________________ Складывание разрезных картинок из 2-3 частей___________________________________________ Складывание фигур из палочек по образцу_______________________________________________ Слуховое: Дифференциация звучащих игрушек_____________________________________________________ Определение направленного источника звука_____________________________________________ Отсутствие реакции на звук_____________________________________________________________ Страхи отдельных звуков_______________________________________________________________ Стремление к звуковой аутостимуляции (сминание и разрывание бумаги, шуршание целлофановыми пакетами)______________________________________________________________ Отрицательная реакция на музыку _______________________________________________________
5 слайд
Описание слайда:
При обследовании должны учитываться требования к проведению обследования для детей с РАС: В помещении, где проводится обследование не должно быть предметов, отвлекающих ребенка. Должны соблюдаться правила безопасности ребенка, т.к. многие дети с РАС импульсивны, агрессивны, двигательно беспокойны. Должен избегаться зрительный и тактильный контакт первые минуты обследования, иногда и дольше. Диагностика проводится тихим голосом, исключаются резкие движения, не используются крупные, яркие, резко звучащие игрушки.
6 слайд
Описание слайда:
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на: понимание названий предметов; понимание названий действий; понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п. Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.
7 слайд
Описание слайда:
Основные задачи логопедической работы с детьми с РАС сходны с задачами работы с детьми, не имеющих этого диагноза: развитие понимания устной речи, уточнение и расширение словарного запаса, развитие лексической системности, формирование практических навыков словоизменения и словообразования, формирование диалогической формы общения, формирование умения составлять короткие рассказы по картинке, серии картинок, пересказов, рассказов-описаний, развитие артикуляторного праксиса и вызывание звуков, коррекция звуковой стороны речи. Но построение занятий для детей с РАС значительно отличается, особенно на начальном этапе обучения.
8 слайд
Описание слайда:
На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала. При установлении контактов (первые занятия) следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций, педагог находится рядом, при возможности включаясь в игру, комментируя действия или играя параллельно рядом. Работу по формированию у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.
9 слайд
Описание слайда:
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции необходимы для обучения пониманию названий предметов. Все слова, пониманию которых ребенок научится в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Способы процесса переноса навыка обговариваются с родителями. Обучение выполнению инструкций проводится: а) на простых движения, б) с предметами, в) по картинкам. На начальном этапе при выполнении инструкций необходима помощь педагога («рука в руке», жест, направление движения).
10 слайд
Описание слайда:
Обучение выполнению инструкции «Дай». Выбирается один предмет, пониманию названия которого будет обучаться ребенок. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. Помещают на стол два предмета — причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка. Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.
11 слайд
Описание слайда:
Обучение выполнению инструкции «Покажи» происходит таким же образом, как и инструкции «Дай». Некоторые дети долго не научаются правильно складывать пальцы для формирования указательного жеста (указательный палец вытянут, остальные — сложены). В некоторых случаях на начальных этапах обучения возможно прикосновение кисти руки к предмету. В то же время проводится дополнительное обучение формированию указательного жеста.
12 слайд
Описание слайда:
Обучение пониманию действий по картинкам. Подбирают картинки, на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале лучше использовать те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, «пьет», «сидит», «рисует», «спит», «ест»). Каждый из людей, действующих на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например, если используются фотографии мамы, то она должна и пить, и спать, и рисовать, и т.д.. Тогда при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия.
13 слайд
Описание слайда:
Установление зрительного контакта. Формирование начальных коммуникативных навыков. Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент (например любимый брелок или игрушку) которую педагог держит на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Когда это происходит, вещь отдают ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
14 слайд
Описание слайда:
Обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача — установление контроля над подражанием. Имитация основных движений: Сидя напротив ребенка, добиваемся внимания. Предъявляем инструкцию: «Делай так» или «Сделай это», одновременно демонстрируем движение. Постепенно помогаем все меньше (показ движения, подталкивание его рук на движение, подсказка жестом): похлопай по животу, потри руками, подними руки вверх, дай руку, хлопай в ладоши и др. На этих инструкциях мы приучаем ребенка действовать по подражанию, далее работа будет вестись на более мелких движениях (тонкая моторика, речь).
15 слайд
Описание слайда:
Имитация мелких и точных движений: указать на части тела, разжимать и сжимать кулаки, постучать указательным пальцем, выставить указательные пальцы и т.д. Постепенно выполняется действие по словесной инструкции.
16 слайд
Описание слайда:
Имитация артикуляционных движений: открой рот, покажи язык, упри язык в верхние зубы, сложи губы в трубочку, надуй щеки, подуй и т.д. Данные движения формируем аналогично предыдущим: инструкция “посмотри на меня”, показ ребенку движения, затем логопед включает пассивную гимнастику, сам прилагает механическую помощь, если ребенок не подражает действию (например: тянет нижнюю челюсть ребенка вниз, чтобы тот открыл рот). Мы учим ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождаем движения звуками. При показе движений используем зеркало, ребенок смотрит сразу и на педагога и в зеркало.
17 слайд
Описание слайда:
Произнесение звуков речи. Перспектива постановки и вызова звука по показу (зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами. Таким образом, развитие речи ребёнка с синдромом раннего детского аутизма это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс. Дальнейшие занятия строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка, и аналогичны логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, но для успешной работы особое внимание уделяется уменьшению эхолаличной речи, которая не позволяет ребенку вступать в полноценное речевое общение, и формированию навыка ведения диалога.
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-264544
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник