Развитие речи у ребенка пиаже

Развитие речи у ребенка пиаже thumbnail

Ж.
Пиаже
впервые
при помощи собственного метода,
названного «клиническим»,
исследовал особенности детского
мышления, детской логики. Он показал,
что мышление ребенка качественно
отличается от мышления взрослого
человека и в процессе развития претерпевает
качественные изменения.

Пиаже
старался опираться на «голые» факты,
подчеркивая, что не пытается подвести
их под теоретические построения. На
самом же деле невозможно рассматривать
факты вне теории, вне философского
взгляда на природу человека в целом.

Все
особенности
детского мышления

(интеллектуальный
реализм, синкретизм, непонимание
отношений, трудность осознания,
неспособность к рефлексии)
основываются на его главной особенности
эгоцентризме.

Эгоцентрическую
мысль Пиаже считает связующим генетическим
звеном, промежуточным образованием в
истории развития мышления от аутического
– подсознательного, индивидуального
к направленному разумному – сознательному
и социальному мышлению. То есть, ряд
существенных положений Пиаже заимствует
из психоанализа: то, что принцип
удовольствия, управляющий аутистическим
мышлением
,
предшествует принципу реальности,
управляющему логикой разумного мышления.
Биологическое и социальное представлены
у Пиаже как две внешние и механически
действующие друг на друга силы.

Эгоцентрический
характер мысли ребенка неразрывно
связан по — Пиаже с самой психологической
природой ребенка и его проявления всегда
неизбежны, независимо от опыта (21).

Представители
Женевской
школы генетической психологии

изучают происхождение и развитие
интеллекта у ребенка. Для них важно
понять механизмы познаватель­ной
деятельности ребенка, которые скрыты
за внешней картиной его поведения.

Работы Ж. Пиаже и
его учеников показали, что развитие
интеллекта ребенка состоит в переходе
от эгоцентризма (центрации) через
децентрацию к объектив­ной позиции
ребенка по отношению к внешнему миру и
себе самому.

Своеобразие
развития психики ребенка они связывают
с теми структурами интеллек­та, которые
формируются при жизни благодаря действию
ребенка с предметами.

Согласно Ж. Пиаже,
законы познавательного развития
универсальны, они действуют как в
процессе развития мышления ребенка,
так и в ходе научного позна­ния.

Лекция Светловой
Н.В.

Пиаже создает
теорию, в основе которой положено
биологическое созревание структур
интеллекта.

Пиаже
выделил 3
основных этапов в развитии интеллекта:

0-2 г. – сенсомоторный
интеллект

2-12 л – стадия
конкретных операций

12-14 л – стадия
формальных операций

На каждом этапе
происходит развитие схем мышления и
мыслительных операций. Интеллект
человека по Пиаже считается основным
психическим процессом. Главная задача
по Пиаже – успешно адаптировать к жизни
интеллект. Внутри интеллекта, Пиаже
выделил схемы мышления, т.е. способы
которыми человек решает задачу
(интеллектуальные, практические,
социальные). Способ решения задач, этапы
развития мыслительных операций составляет
основу периодизации. Личность человека
активна, творческая личность. Новые
схемы мышления выработать может только
человек с творческой личностью.

Лекция Ермолаевой
М.В.

В женевской школе
своеобразное развитие психологии
ребенка связывали с теми структурами
развития интеллекта, которые формировались
при жизни благодаря действию ребенка
с предметами.

Генетическая
эпистемология

– наука о механизмах и усилиях формирования
человека, различных форм и типов знаний,
понятий, познавательных операций.

Пиаже
является основоположником системы
клинической беседы
,
основанного на фиксации не внешних
особенностей поведения, а в скрытии
умственных процессов, которые
руководствуются ими.

Метод
– клинической беседы.
Метод основан на скрытных внутренних
закономерностях. Анализировал ответы
детей с помощью аппарата формальной
логики. Открыл детского эгоцентризма.

Открытие
эгоцентризма — 1 –й этап творчества
Пиаже

эгоцентризм (Я —
центр) яркое проявление реализма ребенка.
Отождествляет внешний мир и свое
представление о нем.

1-е проявление
реализма:

1 стадия –
сопричастность

2 стадия – анимизм
(всеобщее одушествление)

3 стадия – артификация

2-е
проявление:

что ребенок считает, свою точку зрения
единственной точной

3-е
проявление:

ребенок испытывает понятие без точки
отсчета (почему железный корабль не
тонет)

Эгоцентризм
– это центральная особенность ребенка,
его скрытая умственная позиция.
Эгоцентризм бывает интеллектуальным
и моральным,

который проявляет себя в том, что ребенок
не учитывает в оценке постановке
внутренних намерений, а судит о поступке
только по внешнему результату.

Реализм
– самое яркое проявление эгоцентризма.

Реализм

проявляет себя в том, что ребенок
рассматривает предметы такими, какими
он их воспринимает, без логики
взаимоотношений (пример с луной).

Реализм мешает
рассматривать предметы независимо от
своей т. зр., от внутренней взаимосвязи.

Есть 3 проявления
реализма:

1.
ребенок отождествляет явления внешнего
мира и свои представления о нем. Путь
развития мышления: от
реализма к объективности
.

    1. абсолютность.
      Ребенок
      считает свою точку зрения объективной
      и не считается с другими. Развитие
      мышления от
      реализма к взаимности (реципрокности)

      когда ребенок открывает др. т.з. и
      устанавливает между ними соответствия.

    2. Ребенок
      испытывает количественные понятие,
      как абсолютные. Развитие мышления: от
      реализма к релятивизму

      (относительности),
      проявляет себя в том, что количественные
      понятия (большой, тяжелый) приобретает
      относительное значение в зависимости
      от положения.

На этой стадии
эгоцентризма отношение между ребенком
и миром редуцируются, т.е. ребенок учиться
отличать то, что происходит от своей
субъективной т.зр.

Исходный пункт в
теории Пиаже – адаптация живого в
природе.

Адаптация –
активный процесс.

В ходе адаптации
происходит взаимодействие целостного
индивида с окружающим миром.

Интеллект
определяется Пиаже как свойство живого
организма, который формируется в процессе
контактов с материальной средой.

По мнению Пиаже
внешний мир в ходе онтогенетического
развития начинает выступать перед
ребенком в форме объектов не сразу, а в
результате активного взаимодействия
с ними. В ходе более полного и глубокого
взаимодействия субъекта и объекта
происходит их взаимное обогащение. В
объекте выделяются все новые и новые
стороны, а у субъекта формируется все
более адекватные, тонкие и сложные
способы воздействия на мир, с целью его
познания и достижения сознательно
поставленных целей. Т. обр. процесс
адаптации наступает в единстве двоих
процессов:

ассимиляции и
аккомодации.

При
ассимиляции
организм накладывает на среду свои
схемы поведения.

При
аккомодации
организм
перестраивает свое поведение в
соответствии с особенностями среды.

Иногда эти 2 процесса
находятся в равновесии, иногда преобладает
один.

Этапы развития
интеллекта:

  1. сенсомоторный
    интеллект (0-2 лет)
    .
    На этом этапе ребенок адаптируется к
    окружающему миру посредством внешних
    материальных действий, которые
    выполняются развернуто и последовательно.
    Этот этап делится на подэтапы.

  • Центрация на
    собственном теле ( от рождения до 9
    месяцев)

  • Объективация
    практической силы (11-12 мес до 2-х лет)

Пиаже сделал важное
открытие: первоначально мысль была
внешним предметным действием. Элементом
психической жизни Пиаже считал не
ощущения, а действия.

  1. этап конкретных
    операций (2-3 до 11-12 лет)

  • пердоператорный
    интеллект (2-3до 7-8 лет)

На этом этапе
внешним материалом действия, благодаря
повторению в различных ситуациях
схематизируются и с помощью символических
средств (игра, имитация, речь) переносится
во внутренний план.

  • Этап конкретных
    операций (8-9 до 11 лет), здесь появляются
    операции:

Признаки операций:

— внутреннее
действие, которое когда-то было внешним

— внешние действия,
от которых берут свое происхождение
операции, не любые действия вообще. Это
действия – упорядочение, систематизация,
разложение по классам

— операции подчиненные
принципу обратимости, значит, за каждой
операцией можно найти обратное действие,
восстанавливающее исходное положение
вещей.

— координированность
в системе

Группировка

система операций, единица мышления.

Дальше развитие
систем пойдет по мере усложнения
группировок. Группировка включает:
сложение классов, умножение, оценка
тождества, обратимости, композиции.

Этап конкретных
операций — ребенок в основном мыслит о
конкретных действиях с конкретными
предметами.

  1. Стадия формальных
    операций (11,12 до 16 лет)

На
этом этапе завершается развитие
интеллекта, потом мышление ребенка
начинает полностью подчиняться законам
формальной или операторной логики. А
именно ребенок мыслит гепотетико-дедуктивно:
может выдвигать гипотезы, получать из
них следствия, использовать их для
проверки гипотезы. Ребенок мыслит
идеями, суждениями, умозаключениями.

По
Пиаже обучение
следует за развитием
.
Ребенок не может освоить опережающего
развития программу.

Дошкольный
возраст ( с 2-3 до 7-8 лет). Мышление ребенка
проходит несколько стадий:

  • Сопричастность
    (партиципация)

  • Анимизм (всеобщего
    одушевление)

  • Артификализм
    (понимание природных явлений по аналогии
    с человеческой деятельностью)

Наряду
с реализмом эгоцентризм детской мысли
проявляется в таких особенностях детской
логики как синкретизм
(тенденции связывать все со всем),
отсутствие связи между суждениями
переход от частотного к общему,
нечувствительного к противоречию.

+
Эгоцентризм показал, что внешний мир
не диктует непосредственно на ум
субъекта, а наше знание о мире не простой
отпечаток внешних событий.

+ Пиаже
доказал, что развитие мышления это
качественное
преобразование структур, этапов мышления.


Преформизм, идея
предопределенности, но не наследственности.

Когнитивисткое
направление.
Основу
концепции Пиаже об интеллектуальном
развитии ребенка составляет процесс
взаимодействия между организмом и
окружающей средой. А ее основная идея
заключается в том, что интеллектуальные
операции осуществляются в форме целостных
структур (или схем). Эти структуры
формируются благодаря равновесию, к
которому стремится эволюция. Т.об.,
основная цель разумного поведения и
мышления человека – адаптация к
окружающей среде, а внешние воздействие
заставляют организм либо видоизменять
существующие структуры (схемы) действия,
если они не удовлетворяют требованиям
адаптации, либо вырабатывать новые
схемы. Под схемами имеется в виду
повторяющаяся организация действий в
типичных ситуациях.

Приспособление,
по Пиаже, происходит с помощью 2 механизмов:


ассимиляция
– действия с новыми предметами в
соответствии с уже сложившимися умениями
и навыками.


аккомодация

стремление изменить сами умения и навыки
в соответствии с изменившимися условиями.
(32)

М.В. Ермолаева:

Собственно
цель развития — это адаптация к среде.
Созданная Пиаже область знания называется
генетической
эпистемоло­гией,
которая
объединила биологию с эпистемологией
(областью философии, изучающей
происхождение знания, механизмы и
условия формирования по­нятий,
познавательных операций и т. д.),
исследования Ж. Пиаже начались с его
совместной работы с Симоном и Бине по
совершенствованию шкалы ин­теллекта.
Отказавшись от количественного
(тестологического) подхода к изуче­нию
интеллекта, Ж. Пиаже разработал методику
клинического интервью,

когда ребенок должен отвечать на вопросы
или манипулировать стимульным материалом.
Такой подход позволял не только выявить
знания, накоп­ленные ребенком, но и
открывать внутренние процессы — процессы
мыш­ления в ходе ответов. Пиаже
заключил, что до достижения определенной
стадии развития дети формируют свои
суждения, опираясь в большей степени
на перцеп­тивные, чем на логические,
процессы. Другими словами, они верят
своим глазам. Младшие дети видят, что
уровень жидкости выше в высоком ста­кане,
и потому считают, что там жидкости
больше.

Если
получаемые человеком сведения,
перцептив­ные образы или субъективные
переживания соответствуют структуре
его интеллекта, то эти сведения, образы
и переживания «понимаются» или, на языке
Пиаже, ассимилируются. Если же информация
не соответствует структуре интеллекта,
он отвергает ее (а в случае, когда его
структура готова к изменению, она
приспосабливается к новой информации).
В терминоло­гии Пиаже, ассимиляция

это интерпретация нового опыта исходя
из суще­ствующих ментальных структур
без какого-либо их изменения. С другой
стороны, аккомодация

это изменение существующих ментальных
струк­тур в целях объединения старого
и нового опыта.

Интеллект всегда
стремится к установлению равновесия
между ассими­ляцией и аккомодацией,
т. е. к наилучшей адаптации к окружающей
среде, которая проявляется в устранении
несоответствия между реальностью и ее
отображением, созданным в уме.

По Ж. Пиаже, процесс
уравновешивания (достижения равновесия
между средой и внутренними структурами)
лежит в основе человеческой и фактически
любой биологической адаптации.

Для
обозначения ментальных структур Пиаже
использовал термин схе­ма.
Схемы
— это способы обработки информации,
меняющиеся по мере того, как человек
растет и получает больше знаний.
Существуют два типа схем: сенсомоторные
схемы,
или действия, и когнитивные
схемы, которые больше напоминают понятия.
Мы перестраиваем наши схемы для
приспо­собления (аккомодации) к новой
информации и одновременно интегриру­ем
(ассимилируем) новые знания в старые
схемы.

Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Феномен эгоцентрической речи ребенка обстоятельно и довольно часто обсуждался в психологии. Если говорить о речи вообще, то в ней заложены внешний, внутренний и чувственный аспекты сознания человека. Поэтому, чтобы понять, о чем мыслит ребенок, каков он внутри, стоит обратить внимание на его речь.

Некоторые родители начинают тревожиться, когда их малыш произносит не связанные по смыслу слова, словно бездумно повторяя все то, что от кого-то услышал. Может быть не по себе, когда пытаешься выяснить, для чего он сказал то или иное слово, а ребенок просто не способен этого объяснить. Или когда чадо говорит с собеседником, словно со стенкой, другими словами, практически в никуда и не ожидая ни ответа, ни тем более понимания. У родителей могут возникать мысли о развитии у их малыша психического расстройства и об опасностях, которые скрывает под собой такая форма речи.

эгоцентрическая речь

Что же представляет собой эгоцентрическая речь на самом деле? И стоит ли переживать, если вы заметили ее признаки у своего ребенка?

Что такое эгоцентрическая речь?

Одним из первых ученых, который посвятил немало времени исследованию детской эгоцентрической речи, а также открыл само это понятие, стал Жан Пиаже – психолог из Швейцарии. Он разработал собственную теорию в данной области и провел ряд экспериментов с участием маленьких детей.

Согласно его выводам, одним из явных внешних проявлений эгоцентрических позиций в мышлении ребенка является именно эгоцентрическая речь. Возраст, в котором она чаще всего наблюдается, – от трех до пяти лет. Позднее, как утверждает Пиаже, данное явление практически полностью исчезает.

Жан Пиаже

Чем отличается такое поведение от обычного детского лепета? Эгоцентрическая речь – это в психологии разговор, направленный к самому себе. У детей она проявляется, когда те говорят вслух, не обращаясь при этом ни к кому, задают себе вопросы и нисколько не беспокоятся о том, что не получают ответа на них.

Сам эгоцентризм определяется в психологии как сосредоточенность на личных стремлениях, целях, переживаниях, отсутствие ориентированности на переживания других людей и любые внешние воздействия. Однако если у вашего малыша наблюдается данный феномен, впадать в панику не стоит. Многое прояснится и окажется совсем не страшным при более глубоком рассмотрении исследований психологов в данной области.

Разработки и выводы Жана Пиаже

Жан Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» старался раскрыть ответ на вопрос о том, какие потребности пытается удовлетворить ребенок, беседуя с самим собой. В ходе исследований он пришел к нескольким интересным выводам, однако одной из его ошибок стало утверждение, что для полного понимания образа мыслей ребенка достаточно анализа одной лишь его речи, поскольку слова непосредственно отражают действия. Позднее другие психологи опровергли такой неверный догмат, а явление эгоцентрического языка в детском общении стало понятно глубже.

эгоцентрическое мышление

Когда же Пиаже исследовал данный вопрос, то утверждал, что речь у детей, как, впрочем, и у взрослых, существует не только для сообщения мысли, но имеет и другие функции. В ходе исследований и экспериментов, проведенных в «Доме малюток», Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже удалось определить функциональные категории детской речи. На протяжении месяца велись тщательные и подробные записи того, о чем говорил каждый ребенок. После внимательной обработки собранного материала психологи выделили две основные группы детской речи: эгоцентрическая речь и социализированная.

О чем может рассказать данное явление?

Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.

Пиаже эгоцентрическая речь

Типы эгоцентрической речи

Интересно еще и то, что, как определил Пиаже, эгоцентрическая речь тоже подразделяется на несколько категорий, у каждой из которых различные особенности:

  1. Повторение слов.
  2. Монолог.
  3. «Монолог вдвоем».

Выделенные типы эгоцентрического детского языка применяются малышами в соответствии с определенной ситуацией и их сиюминутными потребностями.

Что такое повторение?

Повторение (эхолалия) заключает в себе практически бездумное повторение слов или слогов. Ребенок делает это ради удовольствия, получаемого от речи, он не совсем осмысливает слова и не обращается к кому-либо с чем-то конкретным. Этот феномен является остатками младенческого лепета и не содержит ни малейшей общественной направленности. В первые несколько лет жизни ребенку нравится повторять услышанные слова, имитировать звуки и слоги, часто не вкладывая в это никакого особого смысла. Пиаже считает, что подобный вид речи имеет определенное сходство с игрой, ведь ребенок повторяет звуки или слова ради развлечения.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

  • действуя, ребенок (даже наедине с собой) должен говорить и сопровождать игры и различные движения словами и криками;
  • сопровождая словами определенное действие, малыш может видоизменить отношение к самому действию или произнести то, без чего бы оно осуществиться не могло.

Что такое «монолог вдвоем»?

«Монолог вдвоем», также известный как коллективный монолог, тоже довольно подробно описан в трудах Пиаже. Автор пишет, что название данной формы, которую принимает эгоцентрическая детская речь, может показаться несколько противоречивым, ведь как монолог может вестись в диалоге с собеседником? Однако этот феномен часто прослеживается в разговорах детей. Он проявляется в том, что во время беседы каждый ребенок приобщает другого к своему действию или мысли, не стремясь при этом быть по-настоящему услышанным и понятым. Мнение собеседника такой ребенок никогда не берет в расчет, для него оппонент является своего рода возбудителем монолога.

Пиаже называет коллективный монолог самой социальной формой эгоцентрических разновидностей речи. Ведь используя этот вид языка, ребенок говорит уже не только для одного себя, но и для окружающих. Но в то же время дети таких монологов не слушают, ведь они обращены, в конечном счете, к себе – малыш вслух размышляет о своих поступках и не ставит перед собой цель донести какие-либо мысли до собеседника.

Противоречивое мнение психолога

феномен эгоцентрической речи

Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Исследования и выводы Льва Выготского

Позже, проводя подобные эксперименты, многие исследователи опровергали представленный выше вывод Пиаже. Например, Лев Выготский — советский ученый и психолог — подверг критике мнение швейцарца о функциональной бессмысленности эгоцентрической речи ребенка. В ходе собственных экспериментов, подобных тем, что производил Жан Пиаже, он пришел к выводам, в определенной степени противоречащим первоначальным утверждениям швейцарского психолога.

Новый взгляд на феномен эгоцентрической речи

эгоцентрическая речь ребенка

Среди выведенных Выготским фактов о феномене детского эгоцентризма можно принять во внимание следующие:

  1. Факторы, затрудняющие определенную деятельность ребенка (например, у него во время рисования забрали карандаши определенного цвета), провоцируют эгоцентрическую речь. Ее объем в подобных ситуациях возрастает почти в два раза.
  2. Помимо функции разряда, чисто экспрессивной функции и того, что эгоцентрическая речь ребенка часто просто сопровождает игры или другие виды детской активности, она еще и может играть другую важную роль. Такая форма речи заключает в себе функцию образования некоего плана разрешения проблемы или задачи, становясь, таким образом, своеобразным средством мышления.
  3. Эгоцентрическая речь малыша очень похожа на внутреннюю мысленную речь взрослого. Они имеют немало схожего: образное мышление, сокращенный ход мысли, невозможность понимания собеседником без использования дополнительного контекста. Таким образом, одной из главных функций этого феномена является переход речи в процессе своего формирования от внутренней к внешней.
  4. В более поздние годы подобная речь не исчезает, а переходит в эгоцентрическое мышление — внутреннюю речь.
  5. Интеллектуальную функцию данного феномена нельзя считать прямым следствием эгоцентризма детской мысли, ведь между этими понятиями нет абсолютно никакой связи. На самом деле эгоцентрическая речь довольно рано становится своего рода средством словесного оформления реалистического мышления малыша.

Как реагировать?

эгоцентрическая речь возраст

Эти выводы кажутся гораздо более логичными и помогают не волноваться чрезмерно, если у ребенка проявляются признаки эгоцентрической формы общения. Ведь данный вид мышления не говорит о сосредоточенности исключительно на себе или о социальной неприспособленности, и тем более не является каким-либо тяжелым психическим расстройством, например, как некоторые совершенно ошибочно путают его с проявлениями шизофрении. Эгоцентрическая речь является лишь переходным этапом в развитии логического мышления ребенка и со временем превращается во внутреннюю. Поэтому многие современные психологи говорят о том, что эгоцентрическую форму речи не нужно пытаться исправить или вылечить — она абсолютно нормальна.

Источник