Развитие речи у ребенка павлов

Развитие речи у ребенка павлов thumbnail

задержка речевого развития

Фото: Cassidy Mills

О норме формирования речи и условиях её правильного развития у здорового ребёнка.

Нарушения речи и задержка речевого развития — частый повод обращения родителей ребёнка за помощью к неврологу, остеопату, логопеду и психологу. Часть причин задержки речевого развития имеет неврологическую основу — является симптомом неврологического заболевания, часть — проявлением краниальной дисфункции (нейрокраниопатии) — нарушения функционирования нервов, участвующих в речи. Имеются и психологические причины нарушений речи — неврозы.

Иногда речь отстаёт из за отсутствия условий для её формирования: с ребёнком не разговариваю, не играют, или взрослые сами коверкают свою речь, использую уменьшительные суффиксы или подражание детской речи.

Физиология развития речи

Согласно представлениям физиологической школы И.П.Павлова развитие речи у ребёнка происходит по законам образования условно-рефлекторных связей. Вторая сигнальная система (речевая), свойственная только человеку, обобщает всю деятельность головного мозга путём образования речевых условных реакций со всех анализаторов (Н.И. Красногорский).

Уже в самом раннем периоде развития ребёнка начинают устанавливаться условно-рефлекторные связи, первым проявлением которых является крик ребёнка. Крик ребёнка к 2-3 месяцу развития становится модулированным и отражает различные оттенки его недовольства.

Плач и сосание

Плач значим для развития речи из-за особенностей дыхания (короткие вдохи – длинные выдохи), модуляции, изменение интенсивности в разные периоды плача, что имеет значение для последующих особенностей дыхательного ритма, необходимого для речевого акта (М.И. Аствацатуров).

Кроме плача в новорожденном периоде на последующее формирование речи влияет акт сосания, сопровождающийся случайными звуками, которые впоследствии неоднократно повторяются и вместе со звуками отрыва от соска, брызгание слюной, покряхивания и другими участвуют в будущей речи.

В норме у ребёнка с возраста 3 месяцев начинается период лепет, который длиться до 9 -12 месяцев. Лепет состоит из гласных звуков «а», «э» и губных и переднеязычных согласных.

Преобладание звуков «а» и «э» объясняется лёгкостью произнесения, так как они производятся не специальным сокращением мышц, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок (М.И. Аствацатуров). Для производства губных и переднеязычных согласных у ребёнка так же есть готовый механизм, который реализуется при сосании за счёт одних и тех же мышц.

Лепет

Период лепета проявляется тремя фазами: гулением, когда ребёнок производит гортанные звуки «агу», «агю», «кх»; сосательными губными и переднеязычными согласными звуками и, позднее, щелевые переднеязычные звуки, связанные с ощущением набухания дёсен: «в», «ф», «с», «з». Звуки «п», «ф» реализуются у спящего ребёнка при выдохе, когда экспираторный воздух частично прорывается через сомкнутые губы (И.А. Сикорский).

Звуки закрепляются благодаря самоподражанию в возрасте 3 – 5 месяцев и благодаря подражанию другим в более позднем возрасте: эхолалическом повторении сначала звуков, а в возрасте 9 – 12 месяцев и слов. В этом возрасте (к году) появляется раскатистый звук «р». Эхолалия предшествует пониманию и произнесению слов (М.И. Аствацатуров, Н.И. Красногорский, О.В. Правдина. И.А. Сикорский, Е.Ф.Рау).

В первые месяцы жизни координация между дыхательным и артикуляторным аппаратом находится в зачаточном состоянии, а между гортанным и дыхательным аппаратом вполне созрела, за что свидетельствует слабость экспираторных движений (выдоха) при артикуляции и его сила при крике.

С 3 – 4 месяца у ребёнка появляются слоги, которые производятся одним выдыхательным толчком. В дальнейшем лепет формируется повторением слогов «ма-ма-ма», «па-па-па».

Подражание речи

Большое значение для формирования речи играет подражательная способность, то есть повторение звуков, произносимых окружающими людьми. Используется и оптическая имитация – повторение ребёнком мимики, сопровождающей речь взрослого. Аудиальное и оптическое подражание, рефлекторное повторение и физиологическая эхолалия – основные механизмы формирования речи ребёнка.

Звуковые, слоговые и словесные замещения в раннем возрасте объясняются незрелостью структур головного мозга и лабильностью основных нервных процессов. В отличии от речевых нарушений, характерных для патологии головного мозга, эти нарушения проходят на первых этапах формирования грамматического строя речи.

Понимание речи

Элементы понимания обращённой речи формируются в очень раннем возрасте: ребёнок реагирует на речь в первую неделю после рождения, а в конце второй недели жизни способен прекратить плач при обращении к нему, к концу первого месяца – реагирует на колыбельную песню, к концу второго месяца – следит поворотом головы за источником звука (А.Гойер, Г.Гойер-Дерягина, Е.К. Каверина), а в возрасте 3 – 4 месяца различает тон голоса, улыбаясь при доброжелательной речи и плача при суровом или грубом обращении.

Учитывая это, важно наличие неформального, положительно-эмоционального общения с ребёнком – оно стимулирует спонтанную речь и речевое подражание взрослому (Е.К. Каверина, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова). В дальнейшем на развитие речи влияет игровая деятельность и называние действий и предметов взрослым.

Неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета способствует упрочнению понимания словесного обозначения предмета, позднее – действия, и тем самым формированию сенсорной функции речи (понимания речи).

В возрасте 7 – 9 месяцев у ребёнка начинается понимание отдельных слов и выражений. В этот период большое значение имеет чёткость, плавность и правильная артикуляция взрослыми отдельных слов и выражений.

В период 9 – 12 месяцев в норме у ребёнка появляются слова, состоящие из одинаковых парных слогов: «мама», «папа», «баба», «дада» и звукоподражательных слов: «кис-кис», «му», «бе» и подобных, а также отдельных слогов и ударных частей слов.

Развитие правильной речи происходит если взрослые называют слова не коверкая их, не «сюсюкая», не применяя излишне уменьшительно-ласкательных суффиксов, не подражая речи ребёнка.

Усложнение речи

Активный словарь ребёнка постепенно обогащается, и на втором году жизни составляет порядка 200 – 400 слов. К 2 – 3 годам ребёнок формирует фразы и его речь становиться средством общения. К концу 3 года такой ребёнок знает и рассказывает стихи, поговорки, песни.

В возрасте 2 – 5 лет происходит мощное развитие речи. К возрасту 4 – 5 лет ребёнок распологает словарным запасом около 2 000 – 3 000 слов, в это время исчезают симптомы физиологического косноязычия: артикулирование шипящих звуков, а также «р» и «л». Речь усложняется, появляется отвлечение и обобщение.

В возрасте 5 – 6 лет посредством речи проявляются индивидуальные особенности мышления. К 7 годам речь наполняется причастными и деепричастными оборотами. В этом возрасте ребёнок готов к школе. Не смотря на незнание грамматических правил, он выражается грамматически правильно, способен связно пересказать рассказ, выделяя основную мысль. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от уровня развития речи.

Условия для нормальной речи

Неврологическая норма: неповрежденный мозг и нервы, участвующие в речи

Наличие хорошего слуха и зрения

ЛОР-норма

Естественное вскармливание

Плач

Чередование сна и бодрствования

Общение с ребёнком

Эмоциональное общение

Озвучивание действий

Игра

Песни, поговорки

Чёткость речи окружающих взрослых

Врач-остеопат Арсений Гуричев

Читать ещё:

    Поиск справа вверху

Источник

2. 2. Речь как система сигналов

И. П. Павлов предложил выделить совокупность словесных раздражителей в особую систему, отличающую человека от животных.

Согласно Павлову у людей существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственные воздействия внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов.

Т. Н. Ушакова, опираясь на эти идеи, предложила выделять три иерархически организованных уровня в строении внутренней речи, разделение которых четко прослеживается в онтогенезе.

Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. В работах М. М. Кольцовой показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи.

Второй уровень соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой «вербальной сетью». Объективной и языковой связанности слов соответствует связанность их следов в нервной системе. Эти связи и есть «вербальные сети» или «семантические поля». Подобные связи «вербальной сети» оказываются стабильными и сохраняются на протяжении всей жизни.

Вербальные сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы.

2. 3. Периферические системы обеспечения речи

К периферическим органам речи относятся:

1. Энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и диафрагма).

2. Генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции).

3. Резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после «ломки голоса», а у женщины – по достижении старшего подросткового возраста и представляет собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости.

2. 4. Мозговые центры речи

Клинические данные, полученные при изучении локальных поражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга позволили четко выделить те специализированные структуры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонематического слуха принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий, так называемому центру Вернике.

В нейропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушение речевых функций двух категорий: синтагматические, связанные с трудностями динамической организации речевого высказывания и парадигматические, возникающие при поражении задних отделов левого полушария и связанные с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и др.).

Синтагматические афазии возникают при нарушении в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется почти полностью. Поражение другого отдела передних речевых зон сопровождается динамической афазией, когда теряется способность формулировать высказывание. При нарушении центра Вернике нарушается фонематический слух, затрудняется понимание устной речи, письмо под диктовку (сенсорная афазия).

2. 5. Речь и межполушарная асимметрия

В настоящее время представляется очевидным, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности. Левое полушарие обладает способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо понимает как устную, так и письменную речь, обеспечивает грамматически правильные ответы. К уникальным способностям левого полушария относится управление тонким артикуляционным аппаратом, высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов. В отличие от правого, левое полушарие не различает интонаций речи и модуляции голоса, не чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний (хотя способно выделить устойчивый ритм), не способно к идентификации изображений человеческих лиц.

Обобщенную модель взаимодействий полушарий мозга в восприятии речи, разработанную на основе метода дихотического тестирования[1] предложил В.П.Морозов. Эта модель взаимодействия полушарий мозга в процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

2. 6. Развитие речи и специализация

полушарий в онтогенезе

Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Она предполагает изначальное равенство полушарий в отношений всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.

Пластичность в первую очередь проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует уже с момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального развития речевой функции, можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.

Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной речевой специализации левого полушария у праворуких.

У детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.

Общепризнанно, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к осознанной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.

Источник

Серия: «Шпаргалка для родителей»

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок научился как можно быстрее говорить. Однако успехи речевого развития малыша во многом зависят от вас самих, от того, как выорганизуете общение с ним. Книга детского психолога Л. Н. Павловой, автора многочисленных работ по раннему развитию ребенка, поможет вам справиться с этой непростойзадачей. В книге вы найдете рекомендации по речевому развитию ребенка первого года жизни, речевые игры-занятия, пальчиковые игры, игры на развитие действий с предметами и т. д.

Издательство: «Мозаика-Синтез» (2015)

Формат: 60×84/16, 160 стр.

ISBN: 978-5-4315-0713-7

Купить за 275 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Павлова Л.Н.Развитие речи. Первый год жизни. Шпаргалка для родителейВсем родителям хочется, чтобы их ребенок научился как можно быстрее говорить. Однако успехи речевого развития малыша во многом зависят от вас самих, от того, как выорганизуете общение с ним. Книга… — @Мозаика-Синтез, @ @Шпаргалки для родителей @ @ Подробнее…2015275бумажная книга
    Л. Н. ПавловаРазвитие речи. Первый год жизни. Шпаргалка для родителейВсем родителям хочется, чтобы их ребенок научился как можно быстрее говорить. Однако успехи речевого развития малыша во многом зависят от вас самих, от того, как выорганизуете общение с ним. Книга… — @Мозаика-Синтез, @(формат: 60×84/16, 160 стр.) @Шпаргалка для родителей @ @ Подробнее…2015356бумажная книга
    Александрова Елена СтаниславовнаИгры и потешки для развития речи малышаПотешки с утра до вечера Потешки-обращения Утренние потешки Потешки при купании Потешки при кормлении Потшеки при одевании Потешки на прогулке Колыбельные Игры-потешкиЛадушкиЗнакомство с собой… — @Литера, @ @Мамины ладошки @ @ Подробнее…2015227бумажная книга
    Александрова Елена СтаниславовнаИгры и потешки для развития речи малышаПотешки с утра до вечераПотешки-обращенияУтренние потешки Потешки при купанииПотешки при кормленииПотшеки при одевании Потешки на прогулкеКолыбельные Игры-потешкиЛадушкиЗнакомство с собойРитмичные… — @ЛИТЕРА, @(формат: 200×115, 64 стр.) @Мамины ладошки @ @ Подробнее…2015244бумажная книга
    Е. С. АлександроваИгры и потешки для развития речи малышаПотешки с утра до вечера Потешки-обращения Утренние потешки Потешки при купании Потешки при кормлении Потшеки при одевании Потешки на прогулке Колыбельные Игры-потешки Ладушки Знакомство с собой… — @ИД Литера, @(формат: 60×84/16, 160 стр.) @ @ @ Подробнее…139электронная книга
    Мулюкина Елена, Агеенкова Оксана ВладимировнаЧудо-ребенок с самых пеленок. Пошаговая методика развития ребенка с рождения до года. Методическое пособиеЭта книга — практикум для молодых мам, который не просто ответит на многие волнующие родителей вопросы развития малыша до года, но и позволит создать собственную, уникальную методику развития своего… — @Антология, @ @ @ @ Подробнее…2014353бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Первый советский брак — Первым советским гражданским браком, сознательно и публично заключённым вне церкви, считается гражданский брак между бывшей дворянкой, политиком, активисткой женского движения Александрой Коллонтай и красноармейцем Павлом Дыбенко из крестьянской… …   Википедия

    • Первый Рейх — Территория Священной Римской империи в 962 1806 гг. Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) государственное образование, существовавшее с 962 г …   Википедия

    • Упадок Речи Посполитой — В середине XVII в. Речь Посполитая вступила в полосу жесточайшего политического кризиса, связанного с восстанием украинского народа, шведским вторжением в Польшу и затяжной войной с Россией. Политические события углубили черты застоя и упадка,… …   Всемирная история. Энциклопедия

    • Гуление — К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или …   Википедия

    • Грудной ребёнок — I Грудной ребёнок ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный (Новорождённый)) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и… …   Медицинская энциклопедия

    • Аутизм — Детский аутизм …   Википедия

    • Детская гигиена — Рождаясь на свет, ребенок как в качественном, так и в количественном отношении еще не представляет вполне законченного строения. Точно так же и функции отдельных систем и органов его, зависящие почти исключительно от строения последних, также… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Циолковский, Константин Эдуардович — Константин Циолковский Дата рождения: 5 (17) сентября 1857(1857 09 17) Место рождения: Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя …   Википедия

    • К.Э. Циолковский — Запрос «Циолковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Константин Циолковский Дата рождения: 5 (17) сентября 1857 Место рождения: Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя …   Википедия

    • Константин Циолковский — Запрос «Циолковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Константин Циолковский Дата рождения: 5 (17) сентября 1857 Место рождения: Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя …   Википедия

    Источник