Развитие речи у ребенка анатомия

Развитие речи у ребенка анатомия thumbnail

Речь вырабатывается в процессе индивидуального развития человека. Потенциальная возможность говорить зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения, — это развитие периферических речевых органов, обеспечивающих фонацию и артикуляцию. Пи один вид животных не имеет таких способностей. Даже самых способных обезьян, научившихся произносить отдельные простые слова, такие как «мама» или «папа», не удалось научить акустической речи и сложным фразам.

Развитие речи начинается с формирования звуков речи (рис. 6.15). Уже с первого месяца жизни ребенок произносит гласные звуки а и у> о отдельно и в сочетании друг с другом. С третьего месяца жизни начинается «гуление» — в звукоречевом репертуаре ребенка появляются заднеязычные согласные

Развитие речи (а) и словарного запаса ребенка (б)

Рис. 6.15. Развитие речи (а) и словарного запаса ребенка (б)

звуки г, к, х в различных сочетаниях с гласным, с пяти — семи месяцев появляется лепет — различные сочетания средне- и переднеязычных согласных с гласными, образование слогов. Параллельно с этим в звукоречевом производстве появляются различные интонации.

И. II. Павлов развил учение о второй сигнальной системе. Он считал, что первая сигнальная система — это система «сигналов действительности», воздействующих на наши органы чувств. Такая сигнальная система существует и у животных.

Вторая сигнальная система — это система сигнала «сигналов» или слово. Она возникла в процессе эволюции вместе с усложнением нервной системы в результате необходимости общения между людьми. Словом человек обозначает все, что действует на его органы чувств, при этом слово позволяет «оторваться» от конкретных предметов, мыслить о них абстрактно. Поэтому речь — это не только средство общения людей, но также форма и средство человеческого мышления. Чрезвычайно важно, что с помощью слова человек может получать информацию о жизни людей в другие эпохи и в тех местах, которые он никогда не посещал. Речь дает человеку возможность воспринимать информацию, накопленную другими людьми.

Было давно замечено, что если ребенок не находится в соответствующей языковой среде, его потенциальные возможности говорить и понимать речь остаются неиспользованными. Мозг ребенка не изобретает языка, он его даже не выбирает. На каком языке будет говорить ребенок — русском, китайском или английском — целиком зависит от той языковой среды, в которой он растет и развивается. Однако потенциальная возможность человеческого мозга обучиться говорить должна быть максимально использована в определенный период развития (как правило, до пяти-шести лет). Как показали клинические наблюдения за детьми раннего возраста, лишенными в результате различных заболеваний языкового общения, научить ребенка «слышать» или «видеть» речь тем труднее, чем он старше. Человеку отпущены определенные сроки на формирование речевой функции, о чем со всей убедительностью свидетельствуют неудачные попытки обучить человеческой речи детей, воспитывавшихся дикими животными. В мире известно около 40 таких случаев, но в каждом из них результаты обучения были неутешительны. Так, Камале (из Индии) понадобилось много лет, чтобы запомнить около 30 слов. То же самое произошло с Виктором, 12-летним мальчиком из Франции, к 60 годам так и не овладевшим полностью человеческой речью.

Для новорожденного ребенка приток афферентной информации уже в первые дни после рождения чрезвычайно важен для его общего развития. Как уже было показано, сенсорная информация оказывает влияние на формирование связей между нейронами различных структур мозга, обеспечивающих первые сенсомоторные реакции ребенка. Хорошо известно, что у новорожденного в возрасте 7—10 дней могут быть выработаны первые рефлексы на положение тела: например, в положении, которое он занимает при кормлении грудью, появляются сосательные движения; в свою очередь, сенсорное обеспечение этих движений немаловажно для последующего развития артикуляционных процессов. К концу первого месяца жизни можно выработать условные рефлексы на простые акустические раздражители.

Обычно с нолугода ребенок обращает внимание на звуки речи и предпочитает их другим звуковым стимулам; при общении с окружающими отдельные слова начинают приобретать для него сигнальное значение. Позднее совершенствуется и восприятие речи. В конце первого года жизни дети реагируют на тихую речь с расстояния 1,5—3 м, а полуторагодовалый ребенок выполняет словесную инструкцию с расстояния 4—7 м, причем хорошо локализует источник речи. С возрастом у детей развивается способность использовать речь как средство коммуникации. Тем не менее, у ребенка двух-трех лет чувствительность к речевой стимуляции на 14—16 дБ ниже, чем у взрослых. Процесс восприятия речи тесно связан со становлением функции лобных долей головного мозга и механизмов внимания.

Чтобы слово стало сигналом «сигналов», необходимо несколько раз повторить сочетание словесного обозначения людей, предметов с конкретными их образами. Например, если многократно называть и показывать один и тот же предмет, то уже при одном назывании предмета у ребенка появляется реакция «узнавания» его словесного обозначения.

Когда ребенок узнает слово и оно приобретает для него значение сигнала, ребенок, подражая взрослому, пытается произнести это слово самостоятельно. Акустическая имитация — процесс длительный и сложный. Сначала дети имитируют слова неверно, что связано с включением всех имеющихся элементов артикуляционного репертуара ребенка, поэтому и в звуковом, и в словарном составе речь маленького ребенка обеднена.

Обычно дети анализируют слова в их комбинации с движениями (жестами), но в силу гетерохронного развития моторных и сенсорных систем они не могут управлять своими жестами, чтобы достичь правильного моторного оформления речи. Ребенок не может воспроизвести немедленно последовательность жестов. Для него имеет значение специфическая акустическая структура слова взрослого человека — очертания вокального жеста, связь моторных и сенсорных механизмов. Учась говорить, ребенок многократно повторяет услышанное слово — это явление называется эхолалией. Речевое развитие сопровождается развитием тонкой координации мышц гортани и ротовой полости, участием нейрональных структур, контролирующих их активное движение, и относится к разряду очень сложно организованных процессов, иерархически зависимых от разных уровней нервной системы. Когда ребенок начинает пользоваться имеющимся запасом слов для общения с окружающими и воздействия на них, дальнейшее развитие и совершенствование речи происходит в процессе обучения и воспитания. Постепенно, вместе с развитием сенсорных, моторных и центральных компонентов речи увеличивается скорость образования поведенческих реакций ребенка и происходит их усложнение.

Развитие речи имеет два аспекта: универсальный (звуки речи) и языкоспецифический (звуки языка). Универсальный аспект характерен для всех людей и связан со становлением и преобразованием сенсорного и моторного развития в речевое сенсомоторное поведение. Становление звукового речевого поведения связано с развитием специфической речи и происходит в определенной языковой среде.

Развитие моторных программ языка в разные периоды онтогенеза имеет разное сенсорное обеспечение и происходит в несколько этапов. Первый этап — формирование «лепетного репертуара» ребенка, фонация и артикуляция — идут под контролем тактильных рецепторных образований языка и ротовой полости и становятся возможными лишь благодаря развитию механосенсорного аппарата. В связи с этим в звуковом репертуаре младенца до трехмесячного возраста появляются только гласные звуки, начиная с пятого месяца жизни — заднеязычные согласные (гкх’)у а к семи месяцам появляется среднеязычный согласный й. К девяти месяцам появляются переднеязычные звуки л д’ и др. Последователыюсть становления звукового репертуара младенцев первого года жизни определяется гетерохронным структурным становлением механорецепторных образований языка: сначала созревают тактильные рецепторы корня, а затем тела и кончика языка, что определяет возможность процесса артикуляции и последовательность появления язычных согласных. Об этом свидетельствует одинаковый возрастной репертуар речевых звуков младенцев всех национальностей. Интересен тот факт, что точно такой же репертуар и такая же последовательность появления звуков характерны и для лепета глухого ребенка. Это свидетельствует о том, речевое развитие на этом этапе происходит без слухового контроля.

Гетсрохронное развитие механосенсорных образований языка человека характеризуется более ранним становлением сосочков корня и тела языка в сравнении с его передней свободной поверхностью (кончиком) (рис. 6.16). К моменту рождения структурно оформляются сенсорные образования корня и тела языка. К этому времени в них есть тактильные выросты, что свидетельствует об их готовности к выполнению сенсорной функции, в то время как в сосочках кончика языка тактильные выросты отсутствуют. Они оформляются

Гетсрохронное становление механосенсорных образований языка ко второй половине первого года жизни ребенка. Параллельно с этим в речевом звукопроизводстве появляются различные интонации

Рис. 6.16. Гетсрохронное становление механосенсорных образований языка ко второй половине первого года жизни ребенка. Параллельно с этим в речевом звукопроизводстве появляются различные интонации.

Значительный прогресс в изучении развития речи был достигнут благодаря методу сонографии[1]. На сонограмме можно определить одновременно артикуляционные и голосовые особенности звуков речи (рис. 6.17).

Становление механосенсорных образований языка в раннем постнатальном онтогенезе обеспечивает гстерохронное становление процесса артикуляции и у детей с нарушенным слухом. Исследование генерации звуков речи у таких детей на первом года жизни показало отсутствие различий в репертуаре генерируемых звуков речи и такую же последовательность их становления, как у слышащих детей: сначала появлялись задне- и среднеязычные согласные, а затем в конце первого года — переднеязычные (рис. 6.18).

Последовательность морфофункционального становления согласных звуков речи в репертуаре глухих и слышащих детей свидетельствует в пользу того, что на ранних этапах онтогенеза артикуляция и оформление звукового репертуара

Становление гласных и язычных согласных звуков у детей первого года жизни (метод сонографии)

Рис. 6.17. Становление гласных и язычных согласных звуков у детей первого года жизни (метод сонографии)

Становление язычных согласных звуков у слышащего и глухого ребенка девяти месяцев жизни

Рис. 6.18. Становление язычных согласных звуков у слышащего и глухого ребенка девяти месяцев жизни

Сонограммы «да—да—да» (метод сонографии)

идут не под контролем слуха, а обеспечиваются тактильными рецепторными образованиями.

Следующий этап развития речи ребенка связан с развитием словесных языкоспецифических звукосочетаний (паттернов) и полностью зависит от его языковой среды. Формирование языкоспецифического репертуара ребенка в этот период главным образом идет под влиянием слуховой информации. Уже в семь месяцев в лепете ребенка могут встречаться типичные для натурального языка звуки и звукосочетания. В репертуаре глухих детей звуки речи, характерные для их языкового окружения, не формируются. У таких детей лепетный репертуар, сформированный без участия слуха иод влиянием только вибротактильных рецепторных образований языка, к году распадается.

Все интонации языка формируются в течение первого года жизни ребенка (рис. 6.19).

Последовательность формирования интонаций у детей первого года развития

Рис. 6.19. Последовательность формирования интонаций у детей первого года развития

Источник

Анатомо-физиологические предпосылки

нормального речевого развития

РЕФЕРАТ

Выполнила:

слушатель курсов Анфалова В.В.

г. Пермь, 2015г.

Содержание

Введение . Роль речи в жизни ребёнка………………… ………стр. 3

  1. Основная часть.

    1. Предпосылки нормального развития речи……стр.4

    2. Анатомия и физиология речи…………………..стр.6

    3. Этапы нормального развития речи ……………..стр.9

  2. Заключение…………………………………………………… стр.9

  3. Список литературы………………………………………….…стр.10

Введение. Роль речи в жизни ребёнка

Речь – высшая психическая функция. формирующаяся в процессе индивидуального развития человека под влиянием социальных факторов (жизни в обществе, общения, воспитания, обучения). Это сложно организованная функциональная система. Её главный определяющий признак — коммуникация – социальное общение, которое представляет собой главную функцию речи. Речь – это адаптация, с помощью которой человек обеспечивает себе выживание. Роль речи в развитии ребенка – тотальна

РЕЧЬ:

1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.

2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.

3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен).

4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать)

5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).

Поэтому очень важно знать молодым родителям, педагогам и т.д. предпосылки нормального развития речи.

1.1 Предпосылки нормального развития речи

1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.

2. Запланированная беременность.

3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее

4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).

5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.

6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.

7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).

8. Своевременное проявление комплекса оживления.

9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).

11. Правильное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).

12. Правильное шумовое окружение ребенка.

13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.

Ребёнок рождается с относительно незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга равен 400 грамм, через год он удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 25 лет. Таким образом, медленность формирования речевой функции ребёнка (на протяжении многих лет) связана с медленным созреванием мозга.

1.2.Анатомия и физиология речи

Некоторые полагают, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и.т.д. Но это не так. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система. Артикулярные органы выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.

Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.

Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос.

Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела.

Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.

Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точ-нейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.

1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков).

2. Лобная доля – планирование будущей речи.

3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек.

4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении.

5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи).

6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок.

7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо).

8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека.

9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание.

Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка.

1.3 Этапы нормального развития речи

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.

Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев)

1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.

2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.

3. Дошкольный – от 3 лет до 7.

4. Школьный – от 7-ми лет до 17.

Заключение.

К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Литературные источники:

  1. Шипицына Л. М. Анатомия, физиология и патология органон слуха, речи и зрения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шииицына, И.А. Вартанян. — 2-с изд., испр. и дом. Издательский центр «Академия», 2012. — 432 с.

Электронный ресурс:

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/07/02/2-ontogenez-rol-rechi-v-razvitii-anatomo-fiz-osnovy

  2. https://pedagog-social.ru/ekzamenatsionnye-voprosy-po-spetsialnoj-pedagogike/342-anatomo-fiziologicheskie-mehanizmy-rechi-i.html

Источник