Развитие речи у ребенка 6 лет составление рассказов

Развитие речи у ребенка 6 лет составление рассказов thumbnail

Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.

Развитие в 6-7 лет

Развитие ребенка в 6-7 лет очень важно.

Особенности речи шестилетних детей

Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.

Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.

Особенности развития речи у детей 6-7 лет:

  1. Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
  2. Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
  3. Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
  4. Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
  5. Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.

Словарный запас

К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.

Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.

Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:

  • времена года и дни недели, месяцы;
  • часы и минуты;
  • пространственные значения;
  • данные родственников;
  • числительные до 100;
  • названия праздников;
  • названия городов;
  • группы профессий;
  • цвета и оттенки;
  • части тела;
  • виды спорта;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • виды транспорта;
  • животные и растения;
  • эмоции и чувства.

Грамматический строй

Пример

Пример развития речи детей 6-7 лет.

Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.

Она включает в себя 3 направления:

  • морфология — изменение по родам, числам, падежам;
  • словообразование — образование одного слова на базе другого;
  • синтаксис — построение простых и сложных предложений.

Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.

Связная речь

Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.

Фонетика детской речи

К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.

Фонематический слух включает в себя:

  1. Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
  4. Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
  5. Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.

Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.

Игры для развития фонематического слуха:

  1. Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
  2. Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
  3. Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
  4. Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
  5. Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.

Памятка о правильном подходе

Памятка для родителей.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Особенности речевого развития в 6-7 лет:

  • в словаре преобладают существительные;
  • используются синонимы и антонимы;
  • слова сочетаются по смыслу;
  • обозначаются свойства и качество объектов;
  • в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
  • используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
  • речь эмоционально окрашена и выразительна;
  • высказывания содержательные и точные.

К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

На­рушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.

Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произно­шении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.

Виды нарушения речи у детей:

  1. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
  2. Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
  3. Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
  4. Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
  5. Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
  6. Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
  7. Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
  8. Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
  9. Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.

Уметь в 7 лет

Умения детей в 7 лет.

Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексических и грамматических конструкций;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.

Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.

Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:

  1. Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
  2. Разучивайте стихи.
  3. Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
  4. Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
  5. Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
  6. Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
  7. Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

Как развивать мышление

Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.

Игры для развития мышления:

  1. Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
  2. Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
  3. Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
  4. Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.

Как развить память

Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.

Упражнение

Упражнения для развития речи.

Упражнения на развитие памяти:

  1. Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
  2. Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
  3. Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
  4. Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
  5. Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Источник

Елена Ларенцева
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

Содержание:

1. Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность

2. Виды рассказов

3. Обучение составлению рассказов

3.1. по серии сюжетных картин

3.2. по сюжетной картине

«Речь – удивительное сильное средство, но

нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

1. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются психологами, философами, педагогами, как узел, в котором сходятся все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Владеть по возможности всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой – то мере исключает их из игр, занятий.

Основные задачи речевого развития:

1)Восприятие звуковой культуры речи.

2)Формирование фонетической стороны речи.

3)Словарная работа.

4)Формирование грамматического строя речи.

5)Формирование лексической стороны речи.

6)Развитие связной речи: диалогической, монологической.

7)Подготовка к обучению грамоте.

8)Восприятие интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи, меняются средства обучения. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть интегративным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

2.Технология моделирования:

1)Пересказ текста

2)Заучивание стихов

3)Составление описательного рассказа об единичных предметах

4)Составление рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине

5)Составление рассказов из личного опыта

6)Рассказывание с элементами творчества

При этом наглядное моделирование способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибутов художественного произведения заместителями);

— формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

обучению составлять рассказы – описания по сюжетной картине.

3. Остановимся подробнее на использовании моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

Виды рассказывания по картинам:

1. Описание предментых картин – это связное последовательноеописание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ последовательной серии картин: дети рассказывают о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: дети придумывают начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Им требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Пример описания картины И. Левитана “Весна. Большая вода. ” Ребенком 6,5 лет: “Расстаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горе домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу”.

3.1. Составление рассказов по серии сюжетных картин

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказов по серии должна предшествовать подготовительная работа.

С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.

Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании.

Примеры мотивации:

— Для детей 3-х лет пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности.

— Для детей 4-5 лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому-либо герою (например, Незнайка хочет разобраться в картинках).

— Дети 5-7 лет с удовольствием испытывают мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в “сыщиков”).

В процессе обучениядетей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец.

Общие принципы работы с серией картинок:

1. Обучение работе с серией картин начинать с 3-летнего возраста.

Для составления первых серий предлагается 2-3 картинки “Девочка купает куклу”, “Девочка одевается” и др.

2. К 4 годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты отражают реальный опыт детей (кормление, процессы умывания, отход ко сну).

3. Детям в 5 лет можно включать серию из 6 картинок, отражающие события, знакомые детям (прогулка в лес, поход в зоопарк, в магазин игрушек).

4. Детям 5-7 лет можно предлогать серии 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей, наблюдаемыми событиями.

Картинки могут быть оформлены в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

Организация работы с серией сюжетных картинок:

Работа ведется с подгруппойили индивидуально. В утренне или вечернее время, в спокойной обстановке. Время игры с серие картин не должно превышать:

— для детей до 4-х лет – 5-6 минут

— для детей до 5 лет – 10 минут

— для детей до 7-ми лет – 15 минут

Этапы работы с серией картин:

1. “Паровозик из картинок”

2. “Назови место, где происходят события”

3. “Определи время событий”

4. “Найди общих героев на картинах”

5. “Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает”

6. “Что за чем”

7. “Составь рассказ”

Базовая модель составления рассказа:

1. Однажды…

2. В таком-то месте…

3. Такой-то объект…

4. Делал (делали) то-то для того-то…

5. Потом делал (действие и цель действия…

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.

7. В результате получилось то –то и то-то (обобщение)

8. Придумать название получившемуся рассказу.

3.2. Составление рассказа по сюжетным картинам

Для составления рассказа используют многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц хорошо знакомого детям сюжета. («Дочки – матери», «Зимние развлечения» и т. д.) Но не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Также детям предлагается жанровая живопись, способная волновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное («Иван царевич на сером волке», «Три богатыря» В. М. Васнецова и другие). Надо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному сюжету на картине, при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа,. В качестве плана при составлении рассказов по картине хорошо использовать карточки – символы:

— вопросительный знак;

— символ, обозначающий место действия;

— действующие лица, изображенные на картине;

— действия героев картины;

— их одежда;

— настроение и характер действующих лиц;

— цветовая палитра;

— символ «сердце» (дети рассказывают о том, какие чувства вызывает у них картина)

При выборе картиныс использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяют их пространственным расположением, описывают изображенные объекты, выражают свое отношение к картине. Работа по картине проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дошкольники учатся анализировать и обобщать изображение на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображенной ситуации. На фронтальном занятии дети справляются с заданием составить рассказ по картине, могут логично, связно предать содержание, употребляя разнообразную лексику и образные сравнения.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работу по обучению детей рассказу по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы.

2. При подборе сюжетанеобходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (2-3 недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой и индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Этапы обучения рассказыванию по картине:

Младшая группа:

— В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще самостоятельно дать связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

— Основные задачи педагога в работе по картинесводятся к следующему:

1) Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное.

2) Постепенный переход от занятия номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющими в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

— Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно.Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ педагога.

Средний дошкольный возраст:

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам педагога, а затем по его образцу.

— Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, которые заканчиваются обобщением, которое делает воспитатель или дети.

— Можно использовать лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение»

Старший дошкольный возраст:

— На занятиях в старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов.

— В подготовительной группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметным и сюжетным картинам, повествовательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

— В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное по картине. Выделение существенного. Наиболее ярко выступают в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник, «Придумаем Название», «Как можно назвать эту картину

Источник