Развитие речи у ребенка 3 5 года онлайн бесплатно

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Общеобразовательные
3-е изд., доп. — М.: 2017 — 192 с.
В книге рассмотрены проблемы развития
речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются
методические рекомендации по организации образовательной деятельности.
Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3—5 лет. Вводная часть
знакомит с теоретическими основами программы и методики. С помощью дидактических
игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение
грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к
родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой
активности. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам
педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи
детей.
Формат: pdf
Размер:
3,4 Мб
Смотреть, скачать:
14.06.2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва «ИД
Сфера»
(см. примечание)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 6
Характеристика речевого развития детей 6
Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы 7
Воспитание звуковой культуры речи 7
Словарная работа 7
Формирование грамматического строя речи 8
Развитие связной речи 9
Развитие коммуникативных умений 10
Методические указания 11
Конспекты занятий 16
Занятие 1. Пересказ сказки «Курочка Ряба» 16
Занятие 2. Рассматривание игрушек — поезда, коровы, кукушки, петуха 18
Занятие 3. Описание игрушек — котенка, жеребенка, мышонка 20
Занятие 4. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» 23
Занятие 5. Описание внешнего вида куклы Оли 25
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с
воспитателем 29
Занятие 7. Составление рассказа об игрушках — котенке, зайчонке 31
Занятие 8. Описание игрушек — козлика, ослиха, парохода 35
Занятие 9. Пересказ сказки «Репка» 38
Занятие 10. Описание предметов одежды куклы Оли 40
Занятие 11. Составление описательного рассказа об игрушках — мишке и мышке 43
Занятие 12. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке
45
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» 47
Занятие 14. Описание кукол Даши и Димы 49
Занятие 15. Проведение игры «Что в мешке у Буратино» 52
Занятие 16. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 55
Занятие 17. Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» 57
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» 59
Занятие 19. Составление описательного рассказа об игрушках — пароходе, лисе,
петухе 61
Занятие 20. Проведение игры «У Кати день рождения» 63
Занятие 21. Составление описательного рассказа об игрушках — лисенке, медвежонке
66
Занятие 22. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 69
Занятие 23. Описание овощей и фруктов 72
Занятие 24. Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде 74
Занятие 25. Пересказ сказки «Козлята и волк» 77
Занятие 26. Описание предметов посуды 78
Занятие 27. Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов
81
Занятие 28. Составление рассказа на тему из личного опыта 83
Занятие 29. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» 85
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Куры» 87
Занятие 31. Составление описательного рассказа о животных по картинкам 90
Занятие 32. Составление описания по предметной картине 91
СРЕДНЯЯ ГРУППА 94
Характеристика речевого развития детей 94
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы 95
Воспитание звуковой культуры речи 95
Словарная работа 96
Формирование грамматического строя речи 97
Развитие связной речи 98
Развитие коммуникативных умений 99
Методические указания 100
Конспекты занятий 106
Занятие 1. Описание игрушек — кошки и собаки 106
Занятие 2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» ПО
Занятие 3. Описание игрушек — собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по
набору игрушек 112
Занятие 4. Составление описательного рассказа о питомцах 115
Занятие 5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и
котенок» 118
Занятие 6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 120
Занятие 7. Составление сюжетного рассказа по ролям 122
Занятие 8. Придумывание загадок-описаний об игрушках 124
Занятие 9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 127
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 129
Занятие 11. Описание игрушек — белки, зайчика, мышонка 131
Занятие 12. Составление рассказа о любимой игрушке 134
Занятие 13. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
137
Занятие 14. Пересказ рассказа Я. Тайца«Поезд» 140
Занятие 15. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 142
Занятие 16. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 144
Занятие 17. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 146
Занятие 18. Составление описания внешнего вида 149
Занятие 19. Составление рассказа с использованием предложенных предметов , 150
Занятие 20. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Сравнение предметных
картинок 152
Занятие 21. Описание потерявшихся зайчат по картинкам 154
Занятие 22. Составление рассказа по «День рождения Тани» 155
Занятие 23. Составление описания животных по картинкам 156
Занятие 24. Составление описания по лексической теме «Овощи» 158
Занятие 25. Употребление в речи слов с пространственным значением 160
Занятие 26. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» 162
Занятие 27. Описание внешнего вида животных 164
Занятие 28. Составление рассказа по картине «Куры» 167
Занятие 29. Составление описаний персонажей сказки «Теремок» 170
Занятие 30. Определение специфических признаков предмета 172
Занятие 31. Определение предмета по его специфическим признакам 174
Занятие 32. Описание внешнего вида детенышей животных 176
Приложение 1. Методики выявления уровня развития связной речи младших
дошкольников (по исследованию Л. Шадриной) 178
Использование ассоциативного метода для выявления уровня владения языком у детей
пятого года жизни (из исследования А. Смаги) 180
Приложение 2. Литературный материал для занятий по пересказу 185
Пузырь, соломинка и лапоть (русская народная сказка) 185
Поезд 185
Курочка 185
Помощники 186
Петушок с семьей 186
Список использованной и рекомендуемой литературы 187
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного
образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития
речи дошкольников» и ее методическое обеспечение.
В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены
результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института
дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт психолого-педагогических проблем
детства Российской академии образования) под руководством ФА Сохина и О.С.
Ушаковой.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др.»
.
Источник