Развитие речи у ребенка 2 лет методическое пособие

Развитие речи у ребенка 2 лет методическое пособие thumbnail

Развитие речи у детей 2-3 лет, Учебно-методическое пособие к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам», Колесникова Е.В., 2016.

Учебно-методическое пособие «Развитие речи у детей 2—3 лет» включает в себя программу, характеристику и показатели речевого развития, а также сценарии учебно-игровых занятий к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам». Комплект, включающий в себя данное пособие и иллюстративный материал «От звукоподражаний к словам», разработан в соответствии с разделом «Развитие речи», представленным в комплексных программах воспитания и обучения детей в дошкольных организациях. Советуем в работе с детьми использовать одновременно оба пособия. Комплект предназначен для групповой и индивидуальной работы взрослого (родителя, педагога) с ребенком. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих с детьми 2—3 лет, а также родителям. Может быть использован для работы с детьми 3—4 лет, имеющими задержку в речевом развитии.

Развитие речи у детей 2-3 лет, Учебно-методическое пособие к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам», Колесникова Е.В., 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В своевременном развитии детей большая роль принадлежит взрослому. Очень важно определить содержание (что делать), методические приемы развития детской речевой активности (как делать) и набор иллюстративного и речевого материала, с помощью которого следует решать поставленные задачи (чем делать). Мы постарались ответить на эти вопросы в учебно-методическом пособии «Развитие речи у детей 2—3 лет», в котором представили программу на учебный год, дали характеристику речевого развития ребенка и ее показатели, а также развернутые методические рекомендации для реализации целей и задач программы, сценарии учебно-игровых занятий.

Пособие желательно использовать в комплекте с «Иллюстративным материалом по развитию речи детей 2—3 лет». В нем подобраны в системе игровые упражнения, задания, которые предназначены для организации совместной работы ребенка и обучающего взрослого.
Основное назначение комплекта:
— помочь педагогам, родителям в организации и проведении занятий по речевому развитию детей 2—3 лет в дошкольно-образовательных учреждениях, дома;
— преодолеть стихийность в речевом развитии детей;
— обозначить направления речевого развития.
Использование комплекта поможет обеспечить развитие речи ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Развитие речи у детей 2-3 лет, Учебно-методическое пособие к иллюстративному материалу «От звукоподражаний к словам», Колесникова Е.В., 2016 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 04.07.2018 10:46 UTC

Теги:

книги для родителей :: методическое пособие :: Колесникова

Следующие учебники и книги:

  • Как стать самым лучшим папой в мире, Бородкин А., 2018
  • Как строить мосты, а не стены, Млодик И.Ю., 2014
  • Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу, для тех, у кого ребенок учится или поступает в школу, Мусихин А., 2017
  • Лечебная физкультура для детей первого года жизни, Максименко Т.А., Вакуленко Л.С., 2011

Предыдущие статьи:

  • Сказочная подготовка к настоящей школе, Громова Т.В., 2003
  • Говорю правильно Ш Ж, Дидактические материалы, Громова О.Е., 2016
  • Говорю правильно Л Л’, Дидактические материалы, Громова О.Е., 2016
  • Годовой курс развивающих занятий, 4-5 лет, Володина Н.В., 2014

Источник

Людмила Митрохина
Развитие речи детей 2–3 лет. Из опыта работы

Статья по развитию речи по теме:

Из опыта работы.

«Развитие речи детей 2-3 лет».

Составила воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже

самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.

Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:

• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);

• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;

• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• разгадывание загадок;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Угадай, кто идет».

После просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например,так: «Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

«А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен».

Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Игра «Повторяй за мной».

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ла-ла-ла — стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу — идет Мила к столу,

Лю-лю-лю — на столе цветок полью.

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Са-са-са — по лесу идет лиса,

Со-со-со — лиса катит колесо,

Сы-сы-сы — хвост красивый у лисы,

Су-су-су — видел я в лесу лису.

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Игра «Угадай по голосу».

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.

Предложите ребенку игру «Угадай, кто к тебе пришел в гости».

Спрятавшись,подаете голос: «Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?» Если ребенок не называет,скажите сами: «Это собачка пришла к Машеньке», покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Игра «Кто дольше».

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

Игра «Как зовут зверят?».

Игра развивает память и речь.

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно,предложите ему повторять ваши слова:

Как зовут детенышей собачки? — Щенки!

Как зовут детенышей кошечки? — Котята!

Как зовут детенышей коровы? — Телята!

Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!

Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!

Как зовут детенышей утки? — Утята!

Игра «Для чего нужна вода?».

Игра развивает речь, расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.Например: «Для чего нам нужна вода?»«Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее,Например: «Для чего нужны телевизор, солнце, день, ночь?»

Игра «Угадай слово».

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (воробей).

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему. (штанишки).

— Иго-го! — кричит ребенок,

— Значит, это. (жеребенок).

Кто один имеет рог?

Это толстый. (носорог).

Вместо носа — пятачок,

Вместо хвостика — крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый. (поросенок).

У меня пропал носок,

Утащил его. (щенок).

Я встаю на заре,

Разбужу всех во дворе.

У меня есть гребешок,

Кто же я?. (петушок).

Апельсины и бананы

Очень любят. (обезьяна).

Вы зимой кормили птиц —

Голубей, ворон, синиц?

Не теряйте ни минутки:

Под мостом зимуют. (утки).

Он мурлычит и поет,

Угадали? Это. (кот)

Он в берлоге зиму спал,

Лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь.

И зовут его. (медведь).

Любит он на солнце греться,

В полосатое одеться,

И как сахар он на вкус,

А зовут его. (арбуз).

Как гора огромный он —

Очень добрый,

добрый. (слон).

Игра «Голоса животных».

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Материалы: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

корова — мычит (му-у-у)

кошка — мяукает (мяу-мяу)

воробей — чирикает (чирик-чирик)

ворона — каркает (кар-кар)

гусь — гогочет (га-га-га)

слон — трубит (ту-у-у)

собака — лает (гав-гав)

индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

лошадь — ржет (и-го-го)

лягушка — квакает (ква-ква)

мышка — пищит (пи-пи-пи)

осел — ревет (иа-иа)

петух — поет, кукарекает (кукареку)

пчела — жужжит (ж-ж-ж)

коза — блеет (ме-е-е)

утка — крякает (кря-кря)

филин — ухает (уху-уху)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Игра «Закончи слово».

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите.Например: мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Упражнения на внимание и память «Чего не хватает на столе?».

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается)и говорите: «Угадай, Максимка, чего не хватает на столе, какой игрушки?»

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Затем поменяйтесь ролями — теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

Ту же игру проводите с добавлением игрушек: «Посмотри, Максимка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?»

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, лисичка теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: «Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось «.Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону».В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Игра «Спрячь шарики».

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик — в среднюю, а маленький — в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.

Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку,показываете ему целую и говорите: «Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован дом; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с домиком».

Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.

Упражнения для тонкой моторики пальцев «Рисование».

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать паровозик, домик, машинку, солнышко, шарик и т. д.

«Рисуем шарики».

Прочитайте ребенку стихотворение В.Антоновой:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой.

Заплясали шарики —

Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета.Напоминайте ребенку: «Шарики летят высоко вверх, в разные стороны».

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки «Колобок». Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка, зайца, медведя.

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник