Развитие речи современного ребенка консультация для родителей
Яковенко Анастасия
Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Речевое развитие детей.
Проблемы и пути их решения«
Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.
Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, мы беседуем с ними на разные темы. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.
И тем не менее, проблема речевого развития детей остается актуальной.
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени — 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями.На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
— Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть
• Грамотной
• Понятной
• Выразительной
• Осмысленной
• Богатой
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Что бы мы без тебя делали!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!
• Я помогу тебе.
• Я радуюсь твоим успехам
• Расскажи мне, что с тобой.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие речи детей от 0 до 7 лет»
Цель консультации: ознакомить родителей с основными этапами развития речи ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме развития речи детей в раннем возрасте.
2. Информировать родителей о способах развития речи детей для ее дальнейшего формирования.
3. Систематизировать знания родителей об особенностях и условиях развития речи детей в раннем возрасте.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Общение с детьми грудного возраста:
В то время, когда крик приобретает условный характер, начинается общение матери с ребенком. Тон матери при этом должен быть спокойный, приятный.
Как же происходит развитие функции общения?
-При гулении мама обязательно должна отвечать ребенку (ребенок агу — мама в ответ- агу) это необходимо для развития речевого дыхания; полезно в этом возрасте ритмично подбрасывать детей.
-Общение должно проходить на расстоянии 15-20см.
-В качестве игрушек полезно давать металлические крышки, бумагу, мех для развития тактильных ощущений. Нельзя не отметить пользу волшебной игры “сорока”(пальцем своей руки взрослый водит по ладони сам, затем выделяет палец малыша и води им по ладошке сопровождая движения словами (кинестетическое ощущение).
К 8 месяцам речь ребенка становится богатой звуками, движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и т. д) вырабатывают определенные правила сокращения мышц.
При появлении первых шагов появляются, как правило, первые слова (“ДА”). Если ребеночек уже ходит, а слова не появляются, нужно начинать бить тревогу, необходима консультация специалистов!
— Неоценима польза колыбельной песни. Ритм колыбельной важен, чтобы ребенок правильно развивался в психическом плане (развитие чувства ритма у ребенка).
— Окружающие ребенка люди должны говорить приветливым, спокойным голосом (с внутренней улыбкой). В это время ребенок использует обобщенные слова, темп его речи-средний, нормальный ритм.
— Ребенок должен дослушивать и слышать каждую фразу.
— Когда ребенок начал говорить первые слова надо оречевлять все, что вы говорите.
— Во время купания — использовать различные прибаутки (с гуся вода.)
— При выборе игрушек для детей данного возраста необходимо учитывать следующее:1) рисунок в книге в точности должен быть похож на игрушку, которую он уже держал,
2)минимум текста для обьяснения сюжета,
3) рассматривая рисунок необходимо вслух его комментировать (вот ушки, вот глазки.) затем с выражением прочесть книгу.
До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша.
К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета. Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.
Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.
Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.
Главные приобретения этого возраста:
* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;
* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;
* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.
Развитие речи детей после 3-х лет.
Фразы ребенка грамотно сконструированы, речь является источником познания окружающего мира. Это возраст “почемучек”. Ребенку обязательно нужно отвечать на все его вопросы, не раздражаться по этому поводу. Обучение второму языку целесообразно начинать после 4,5 лет. Игрушки должны подбираться соответственно полу и возрасту.
Во время занятий с ребенком не следует раздражаться, если он не может сконцентрировать внимание -это считается нормой для данного возраста. Книги для чтения должны проходить тщательный отбор (предпочтение отдается классике, книги с секретами, отсутствие большого количества деталей в книгах).
В 3 года появляется фраза (развернутая). Ребенок выражает свои желания (сложносочиненными по структуре) предложениями. Если к 4 — 4,5 сохраняется нарушение звуков- необходима помощь логопеда.
Если у ребенка очень быстрый темп речи, родителям следует обратить внимание на свой темп. Читать сказки, где темп речи медленный, напевность, богатая выразительная интонация. Не нужно читать много, важнее повторять прочитанное. Это помогает регулировать темп речи.
Игрушки для детей данного возраста крупные (они узнают игрушку из мультфильма, ребенок передает сюжет, отрывок- он оречевляет все свои действия. Необходимо стимулировать игры, в которых ребенок много разговаривает. Следует ограничить пребывание ребенка за компьютером!
5лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет в словаре ребенка активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Родителям необходимо помнить, что:
• Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
• Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
• Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
• Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
• Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
• Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.
Источник
Ирина Иванчук
Консультация для родителей «Развитие речи детей».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Ни для кого не секрет, что живя в век высоких технологий, люди стали меньше общаться так сказать «в живую». Дети также подвержены этому недугу. Однако, если у взрослого человека речь уже сформирована, то детям этот процесс ещё предстоит. И мы, как люди, несущие ответственность за становление речи своих детей, должны уделять внимание этому вопросу и работать над ним. Ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. При этом вы, уважаемые взрослые, должны показывать пример грамотной, выразительной речи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Это показатель общей речевой культуры человека. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые в свою очередь должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. Употребляет ли Ваш ребёнок в речи сложные предложения?
2. Считаете ли Вы, что у малыша достаточно большой словарный запас?
3. Может ли он четко сформулировать свою мысль, задать вопрос?
4. Употребляет ли в речи нелитературные слова?
5. Умеет ли он составлять описательные рассказы? Напр., описать свою любимую игрушку.
6. Умеет ли пересказывать небольшие рассказы, сказки?
7. Интересно слушать его пересказ?
8. Обладает ли он интонационной выразительностью речи?
9. С желанием ли учит стихи?
10. Проявляет ли интерес к словотворчесту?
11. Есть ли у ребёнка проблемы со звукопроизношением?
Возникли сомнения при ответе на какой-либо вопрос? Значит, нужно обратить
внимание и поработать над этим.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Опыт работы педагогов дошкольного образования показывает, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка является описание картины, составление рассказа по серии картин, составление творческого рассказа. Это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Значит, нужно его пополнять и обогащать. Вводите в словарь ребёнка новые незнакомые слова, активно их применяйте, используйте синонимы, образные выражения и т. д. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что также способствует расширению активного и пассивного словаря.
Определённые трудности вызывает у детей пересказывание. Этому нужно учить. Запаситесь терпением и начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте текст до тех пор, когда ребёнок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Не забывайте следить за тем, правильно ли ребёнок строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, составляет ли сложные предложения, уместно ли использует слова. По этим же параметрам вы можете оценить умение ребёнка задавать вопросы.
Заучивание стихов развивает память, делает речь выразительной.
Дети любят отгадывать загадки. Это занятие учит их анализировать, делать выводы, развивает мышление.
Обратитесь к скороговоркам и чистоговоркам. Они помогут выработать правильное звукопроизношение, что в свою очередь благоприятно отразится на письме.
Чаще читайте ребёнку. Он усвоит новые слова, обороты, будет учиться воспринимать информацию на слух. Обязательно обсудите прочитанное. Ребёнок проанализирует прочитанное, сформулирует мысль, выскажет вам своё мнение.
Развивать речь ребёнка нужно постоянно.Используйте любую возможность: прогуливаясь по улице, в транспорте и т. д. Помните, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.
Уважаемые родители, помните, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Ваша заинтересованность в этом вопросе, желание помочь своему ребёнку, практическое применение данных советов и взаимодействие с детским садом позволят решить вопрос развития речи детей.
Занимайтесь и у вас всё получится.
Успехов!
Памятка для родителей по работе над развитием речи детей.
1. Пополняйте словарный запас ребёнка.
2. Составляйте описательные рассказы (например, о своей любимой игрушке).
3. Составляйте рассказы по серии картинок.
4. Играйте в игру «Подбери слово» (синонимы, антонимы).
5. Загадывайте загадки.
6. Проговаривайте считалки, скороговорки, чистоговорки.
7. Читайте, просите пересказать прочитанное. Следите за правильностью употребления, произношения слов, составления предложений.
8. Заучивайте стихи, не забывая об интонационной выразительности речи.
Источник