Развитие речи ситуация письменной речи ребенка

Развитие речи ситуация письменной речи ребенка thumbnail

Лариса Алексеева
Ситуация письменной речи

Практическое задание.

Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем.

Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения я начала с выбора темы. Тема была выбрана не случайно. Мы работали тематическую неделю «Веснянка». Надо сказать, что я работаю во второй младшей группе, это дети от 3-х до 4-х лет. Я прочитала детям сказку К. Ушинского «Утренние лучи», использую фланелеграф, знакомила с героями. Сказка оказалась интересной каждому ребенку, и мы решили пофантазировать: кого же еще могла разбудить солнышко?

У нас в группе есть замечательный персонаж – игрушка Мишка, он просто сидит на стульчике на глазах у детей. Мишка никогда не учит детей, не делает замечаний, не дает оценок. Он всегда добрый, неумелый недотепа, которому дети всё объясняют, доказывают. Дети его учат. И вот мишке очень понравились рассказы детей о солнышке, которое кого то будило, но он не запомнил текст, забыл. А медвежата ждут, чтобы он им рассказал про солнышко. И мы решили помочь Мишке – я запишу рассказы детей, а Мишка прочитает их медвежатам. Нужно рассказать: когда солнышко проснулось? Кого оно разбудило и что тот стал делать?

Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, т. к каждый хотел помочь Мишке, ведь его ждут медвежата с рассказами – это являлось главной мотивацией при выполнении упражнения. У ребят блестели глаза, группа затихала когда кто-то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием.

Дети проявили огромный интерес к результату, когда я заканчивала читать рассказ, одни хлопали в ладоши, другие говорили: «Да, я так говорил!», «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже мало-активные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей.

Рассказы детей мы вместе с родителями оформили в виде книже-малышек. Один папа набрал текст, а для оформления титульного листа был объявлен конкурс рисунков, по теме «Утренние лучи». Рисунки получились замечательные, яркие, красочные, с юмором. Тогда мы решили их использовать не только для обложки, но и для иллюстрации страниц книжки. Надо отметить, что родители были очень заинтересованы и активны. Они узнали своих детей с другой стороны – это были не просто малыши, а писатели-сказочники, фантазеры. Когда книжки были готовы, мы одну торжественно подарили нашему Мишке, чтобы он прочитал медвежатам, а остальные подарил детям. Родители рассказывали что дома дет просил вновь вновь прочитать, рассматривали картинки. Даже если ребенок что-то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Я попросила родителей предложить дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуация письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителям и детьми.

Я довольна результатом проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О. Ушковой в «ситуации письменной речи», т. е. когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок невольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова –связки, дополнительные определения, распространенные предложения. Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» — прекрасное средство для развития устной речи, её самой сложной формы – монологчсеской.

Рассказы детей II младшей группы (от 3-х до 4-х лет).

Саша: Солнышко утром выглянуло, на рассвете, где-то в 6 утра. Оно разбудило белочку, белка стала чистить зубки, еще грызла орешки.

Никита: Солнышко встало утром, разбудило корову. Корова мычала: «Му-у, молока кому?».

Полина Р.: Утром проснулось солнышко, разбудило зайчат. Побежали они греться и собирать морковку.

Мира: Было утро. Солнышко проснулось, разбудило скворца своим лучикам за ноги. Скворец начал прыгать, зернышки клевать, потом полетел искать еду птенчикам.

Полина М.: Утром солнце встало, пригрело, разбудило петушка. Петушок проснулся и громко крикнул: «Кли-ки-ку».

Арина: Солнце в 4 встало, утром. Разбудило волка. Волк проснулся увидел зайчиков. Потом зайки испугались и убежали, а волк сонный.

Ксюша: Солнышко проснулось в 5 часов, утром значит. Оно разбудило ежика. Ежик проснулся, фыркнул и собирал грибы.

Дима: Утром проснулась солнышко, белку разбудило и зайчика. Они завеселились и стали гулять.

Влад: Солнце проснулось утром, пустило лучки и ежика разбудило. Он стал ловить мышей, утром было.

Алиса: Солнышко проснулось утром и разбудило корову, и она стала кричать «Му-у-у», травку ела сочную.

Источник

СИТУАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Что это такое и почему она важна для дошкольника?

«Он уже говорит?» — вопрос, который с тревожным любопытством задают окружающие родителям.

«Говорит» — поначалу, применительно к двухлеточке, значит «объясняется словами, словами обозначает свои желания или протесты, словами отвечает на свои вопросы». Мы зафиксировали: да, речь стала для ребёнка способом общения, коммуникации.

Но подобное «говорение» — лишь старт речевого развития. Это уже не отдельные звукокомплексы с размытым смыслом, а узнаваемые грамматические конструкции. И слова в этих конструкциях начинают приобретать значение, близкое к тому, которое фиксируют словари. Ведь те «слова», которые ребёнок произносит до этого момента, не являются словами в привычным смысле. Они обладают другой ёмкостью, заменяют собой развёрнутые высказывания и не могут быть отнесены ни к какой части речи. Слово «мама», к примеру, для годовалого малыша означает много-много всего разного, в зависимости от ситуации: и «дай», и «страшно», и «хочу на ручки» и «пожалей-приласкай».

Иными словами, в тот момент, когда малыш раннего возраста «заговорил», речь как таковая только начинает формироваться. И это сложный, многоступенчатый процесс. Считается, что речью как способом коммуникации ребёнок овладевает к пяти годам. К этому возрасту он уже должен обладать достаточно богатым словарным запасом, строить основные грамматические конструкции использовать речь как средство самовыражения. Собственно, это последнее и является главным показателем развитости речи: развитая речь позволяет сочинять.

Но все эти достижения ребёнка существуют пока только в одной плоскости – в плоскости устной речи.

Когда он пойдет в школу, ему предстоит невероятно сложная задача: научиться делать все это ещё и на письме.

        Что сложнее – устная или письменная речь – вопрос дискуссионный. Конечно, письмо само по себе – сложный вид деятельности. Писать трудно. На первый взгляд труднее чем говорить. Но сочинение на письме допускает черновые варианты, поиск формулировок, повествовательных конструкций, подбор языковых средств. Устная речь должна сразу рождаться ясной и выразительной.

        Разным людям разные формы речи даются по-разному: это зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в процессе развития устная и письменная речь влияют друг на друга и стимулируют совершенствование друг друга.

          Какое отношение все это имеет к маленькому ребёнку? К проблемам развития речи в детском саду? Что-что, а уж самовыражение на письме – точно не дошкольный вид деятельности.

          Это так. Но оказалось, что можно создавать для дошкольников так называемые «ситуации письменной речи», и это действенное средство развития детской речи, её самой сложной – монологической формы.

         В «ситуации письменной речи» сам ребёнок ничего не пишет. Он только рассказывает, а его речь записывает взрослый.

         Не все, что записано за ребёнком, — продукт ситуации письменной речи. Вы можете записывать за детьми забавные словечки и выражения, можете вести протоколы наблюдения за детской игрой, фиксируя детские фразы и диалоги. Это совсем другое.

        Ситуация письменной речи должна быть специально организована, когда ребёнок знает, что вы за ним записываете. Когда он сочиняет текст специально «для записи», «диктует» взрослому. А взрослый фиксирует устную речь, превращая её в знаки.

        Это своего рода магия, волшебство. Ведь что происходит? Слышимое, но невидимое превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребёнок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребёнок сочинил

         Почему это так важно?

         Во-первых, это наглядный урок на тему:» В чем смысл письменности?» И ребёнок узнает об этом смысле не из навязчивых и непонятных рассуждений взрослого, а из собственного опыта. Это своего рода пропедевтика, опережающие действия, создающие у дошкольника мотив к овладению новым видом деятельности. Если учесть, сколько пота и крови стоит первокласснику обучение письму, мотивация должна быть очень сильной.

          Во-вторых, ученые отмечают: в ситуации письменной речи речевое поведение детей меняется. Они невольно начинают говорить чуть медленнее, их фразы становятся длиннее и сложнее. Объяснения таким изменениям разные. У ребёнка к какому-то моменту уже есть образ письменной речи (если это нормальный ребёнок, которому время от времени читают). Он интуитивно чувствует, что письменная речь связана с более сложными грамматическими конструкциями и «не вырубается топором». К тому же в ситуации письменной речи он оказывается главным, а взрослый должен следовать за ним, подчиняться логике действий, заданной ребёнком, — и это очень острое переживание. За ребёнком записывают его фантазии! То есть проявляют интерес к нему, к тому, что у него внутри. Ведь слова, как ни крути рождаются «изнутри».

            Иными словами, ситуация письменной речи оказывается сильнодействующим средством развития устной речи дошкольника, мобилизирующего его речевые ресурсы. Только нужно правильно её организовать.

            Сформулируем некоторые правила, позволяющие психологически грамотно выстроить ситуацию письменной речи.

           Ребёнку нужно предложить интересную, близкую, личностно важную для него тему. С этой точки зрения предлагать детям составлять рассказ о зиме или о сезонных признаках осени неправильно. Эта тема традиционная, дидактическая, но к внутренней жизни ребёнка отношения не имеющая. И рассказы по картинкам для ситуации письменной речи не годятся. И даже рассказы по плану. Здесь нужно предоставить ребёнку свободу импровизации. Вопросы нужно задавать животрепещущие, на которые он внутренне откликнется.

          «С кем и во что я играю в детском саду?», «У меня дома есть игрушки», «какой подарок я попрошу у Деда Мороза?», «Что было, когда я болел?», «Я мечтаю, чтобы мне завели котенка». Можно предлагать «провокационные» темы, предварительно выяснив у детей, что они не любят: «Почему я не люблю понедельник?», «Почему я не люблю спать днём?», «Что я люблю и что не люблю есть за обедом?», «Когда я обижаюсь?» и т.п.

           Только когда ребёнок получит некоторый опыт высказываний на значимые для себя темы, можно перейти к придумыванию фантастических или волшебных историй. И – опять-таки – в этой ситуации главным персонажем таких историй должен быть ребёнок. Он про себя, про свои желания должен рассказывать.

            Взрослый, организующий ситуацию, должен показать ребёнку: ему очень важно, что тот скажет. Важно и интересно. Поэтому он готов за малышом записывать.

            Ребёнок должен видеть, как взрослый за ним записывает. Время от времени нужно показывать ребёнку текст, в который превратился детский рассказ. Время от времени уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда я зачеркну. Скажи ещё раз, чтобы точнее получилось.» Зачеркивание допустимо, потому что взрослый работает в черновике. Очень ванное замечание, и ребёнку нужно об этом знать. Наконец, в конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Ведь это итог. Это и есть результат «превращения» устного в письменное.

          Можно создать дополнительную мотивацию для ребёнка –рассказчика. Например, пообещать, что текст будет красиво оформлен. Результат опять надо показать ребёнку и обязательно записанное прочитать: вот что ребёнок говорил. Даже если он и сам уже что-то подзабыл, на бумаге в письменном виде, его слова сохранились.

          Ситуацию письменной речи можно организовывать для детей с четырех с половиной лет – когда они «дозревают» до коллективных игр, когда начинает заметно расширяться их социальный опыт и общение становится более разнообразным.

          Эффект от использования  ситуации письменной речи особенно заметен во взаимодействии с пятилетками и шестилетками.

           И эффект связан не только с предшкольной подготовкой. Ситуация письменной речи, организованная в семье, — прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.

Источник

Казалось бы, вот тогда и будем вместе страдать. Это даже не первый класс, а второй или третий.
Но, оказывается, учить ребенка новым формам речевого самовыражения можно до школы. Для этого ему не нужно уметь писать. Ему нужно оказаться в «ситуации письменной речи», т.е. в ситуации, когда он рассказывает, а взрослый за ним записывает.
Не все, что записано за ребенком, – результат ситуации письменной речи. Вы можете записывать забавные словечки и выражения малыша, можете вести дневник, фиксируя детские фразы и диалоги.
Это совсем другое.

В ситуации письменной речи ребенок «диктует» взрослому свой рассказ, а взрослый за ним записывает.

Ситуация письменной речи должна быть специально организована. Ребенок должен знать: вы за ним записываете. Он не просто так говорит, он «диктует» взрослому. И звуки его речи, его слова, выражения «застывают». Выражаясь научным языком, взрослый превращает речь ребенка в текст, используя буквы, т.е. специальные знаки.
Если вдуматься, это магия, волшебство. Ведь что происходит? Слышимое, но невидимое, превращается в видимое, но неслышимое. То, что ребенок произнес, не растворяется, не исчезает. Взрослый даже по прошествии времени сможет в точности воспроизвести то, что ребенок ему «наговорил».
Почему это важно?
Во-первых, малыш получает наглядный урок на тему: «В чем смысл письменности?». Это своего рода профилактика будущих проблем, опережающие действия. Ребенок (если все «обставлено» правильно) очень остро переживает превращение, происходящее у него на глазах. Из опыта таких превращений рождается мотив к овладению новым видом деятельности. Если учесть, сколько пота и крови стоит первокласснику обучение письму, то мотивация должна быть очень сильной.

В ситуации письменной речи речевое поведение детей меняется. Они невольно начинают говорить чуть медленнее, их фразы становятся более длинными, более развернутыми.

Рассказы детей, записанные взрослым

Во-вторых, в ситуации письменной речи, по свидетельству доктора педагогических наук О. Ушаковой, речевое поведение детей меняется. Они невольно начинают говорить чуть медленнее, их фразы становятся более длинными, более развернутыми. Появляются слова-связки, дополнительные определения, распространенные предложения. Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно, в ней используются более сложные грамматические конструкции. То есть ситуация письменной речи – еще и прекрасное средство для развития речи устной, ее самой сложной формы – монологической. Во время монолога я не просто реагирую на речевую ситуацию, как в диалоге, а высказываюсь в течение продолжительного времени на какую-то тему без опоры на чужие реплики.
К тому же в ситуации письменной речи ребенок оказывается главным: взрослый должен подчиняться логике действий, заданной малышом, – а это очень острое переживание. За ребенком записывают его фантазии! То есть проявляют интерес к нему, к тому, что у него внутри. Ведь слова, как ни крути, рождаются именно «внутри».

Ситуация письменной речи – это не только сильнодействующее средство развития детской речи, но и средство развития отношений между родителем и ребенком.

Иначе говоря, ситуация письменной речи оказывается и сильнодействующим средством развития детской речи, и средством развития отношений между родителем и ребенком.
Она невероятно актуальна для детей, достигших предшкольного возраста. Но использовать ее можно и в общении с детьми четырех с половиной – пяти лет.

Рассказы детей, записанные взрослым

Как организовать ситуацию письменной речи

1. Создайте мотив для совместной деятельности: например, нужно сообщить кому-то о важном событии в жизни ребенка или о каком-то его желании. Предложите ребенку «наговорить» слова, которые вы за ним запишите.

2. Выберите форму текста. Это может быть письмо, сказка, история. Соответственно записанный текст потом будет оформлен как письмо или превратится в самодельную книжку.

3. Выберите способ фиксирования текста.
А) Можно записывать за ребенком на бумаге ручкой. Сами вы, скорее всего, уже давно этим способом не пользуетесь: он «ужасен» с точки зрения физиологических усилий и продуктивности. Но школа еще очень слабо затронута компьютеризацией. Обучение грамоте связано с «пыткой письмом». Поэтому есть смысл показать малышу, как вы это делаете и что из этого получается.
Б) Можно сесть вместе с ребенком за компьютер. Если вы умеете быстро печатать, процесс превращения фраз в печатный текст будет очень наглядным. Этот способ, помимо всего прочего, еще и продвигает малыша на пути к овладению чтением.
В любом случае ребенок должен видеть, как за ним записывают.

4. Время от времени нужно просить ребенка остановиться, показывать ему текст, в который превратился детский рассказ, и уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда давай я это исправлю. Скажи еще раз, чтобы точнее получилось». При письме ручкой зачеркивание допустимо (даже приветствуется), потому что взрослый работает на черновике, и ребенку нужно об этом знать.

5. В конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное.

6. Готовый текст необходимо «оформить».
А) Оформляем текст как письмо.
Здесь лучше отказаться от соблазнов технического прогресса и не отправлять письмо электронной почтой. Лучше воспользоваться обычной почтой: она открывает дополнительные возможности почувствовать результат совместного труда: вкладываем письмо в конверт, наклеиваем красивую марку, опускаем в почтовый ящик… Много разных предметных действий.
Б) Оформляем текст в самодельную книжку.
Это особая область рукотворчества. И особая тема для разговора. Изготовление самодельных книжек – одна из тропинок, ведущих в большой книжный мир.

Марина Аромштам

Материалы о том, как изготовить вместе с детьми самодельные книги, вы найдете в рубрике «Книга своими руками».

Источник