Развитие речи ребенка в возрасте 1 месяца

Развитие речи ребенка в возрасте 1 месяца thumbnail

le=»text-align: center;»>
Развитие речи

С чего начинается речь

Своевременное овладение речью является одним из первостепенных условий полноценного развития ребенка. Именно в ранние годы особенно интенсивно формируются речевые зоны коры головного мозга, т. е. те его отделы, которые отвечают за способность говорить и мыслить.  Раннее детство – чрезвычайно ответственный период, имеющий значение для всей последующей жизни.

В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль, являясь средством передачи информации, средством общения и познания.

Путь речевого и интеллектуального развития ребенка начинается с первых мгновений жизни. Однако понятийное мышление приходит к нему не сразу, а в процессе овладения речью, на протяжении всего раннего детства.

Необходимы месяцы и годы, подготавливающие гигантский «скачок» к владению речевой практикой: артикуляцией звуков родного языка и понятийным способом мышления на основе слова. Именно поэтому младенческое детство называют подготовительным этапом речевого развития ребенка.

Является ли речь ребенка наследственно фиксированной, т. е. может ли ребенок научиться говорить, не слыша человеческой речи? Ответ однозначен: при отсутствии речевого общения со взрослым малыш не заговорит.

Родной язык – язык того народа, который усваивает кроха в процессе речевого общения. Ребенок овладевает той же системой языка, которой пользуются окружающие его взрослые. Можно сказать, что речь – это индивидуальное пользование родным языком. Вот почему развивающаяся речь каждого малыша имеет свои неповторимые нюансы.

Устанавливаем контакт

Начиная с 1 месяца – периода новорожденности – стремитесь установить двустороннюю связь с малышом. «Идите ему навстречу», стараясь понять его ощущения от того или иного прикосновения, от звуковых воздействий, перемещений на руках взрослого, а главное, он должен слышать речь взрослых, человеческий голос. Начинайте контактировать с крохой, потому что впечатления окружающего мира, общение с мамой и близкими является «пищей» для формирующейся психики: мозг учится отражать окружающий мир, уподобляя ребенка той социальной среде, в которой он растет. Следовательно, развивающая среда, общение, речевой и телесный контакт, игры-занятия, врожденная ориентировочная активность и «интерес» к человеку являются основой педагогики младенчества, вс которой речевому развитию придается особое значение.

Взрослые должны знать, что уже на первом месяце жизни малыш выделяет человеческий голос, речь из всех других звуковых воздействий (шумы, звон, музыка) и вслушивается, замирая на какие-то мгновения.

Младенец всматривается в склонившееся над ним лицо взрослого и внимает его голосу. Абрис человеческого лица (овал с Т-образным символом линии глаз и носа), как показали исследования, становится для него первым запечатлением (импринтингом) облика человека в сочетании с его голосом. Сказанное позволяет заметить, что  новорожденный нуждается в особом педагогическом подходе и тонком понимании.

Несмотря на то что новорожденный физически отделен от матери, он, в общемто, не отделяет себя от нее. Ведь мать является источником его жизнеобеспечения – питания, тепла, защищенности. Между мамой и ребенком уже в первые дни складывается особое таинство на уровне прикосновений, физической близости, эмоционального контакта и ласки. Интимно-личностное общение становится предметом их двусторонней связи.

Воспитание новорожденного базируется, прежде всего, на своевременном и полном удовлетворении жизненно важных потребностей: в воздухе, тепле, пище, питье, чистоте и др.

Читайте также:  Анкета роль семьи в речевом развитии ребенка

При условии достаточного ухода за ребенком, у него появляются потребности более высокого порядка – социальные потребности, которые удовлетворяются речевым, эмоциональным, телесным контактом с мамой (взрослым).

Доказательством сложного взаимодействия между новорожденным и взрослым является улыбка малютки, возникающая к концу первого месяца жизни, адресованная взрослому. Это уже не рефлекторная физиологическая гримаска, а яркое эмоциональное реагирование на улыбку мамы или других близких людей. Эмоциональное общение становится ведущим в развитии ребенка.

Развитие речи

Однако все «достижения» крохи возможны при соответствующих условиях, которые должны создать родители:

  • выработать плавные, ровные, спокойные, уверенные и согласованные движения рук при переодевании, кормлении и купании малыша (нервные движения передаются ребенку как страх, неуверенность и могут вызвать у него беспокойство, крик);
  • научиться правильно брать ребенка на руки, округляя ладонь, аккуратно подводить ее под головку (новорожденный не может еще самостоятельно держать головку), а другой надежно обхватить его тельце;
  • стремиться к интимному, чувственному контакту с ребенком, погружаясь в таинство материнского общения с крохой в момент кормления малыша, когда кроха находится у ее груди;
  • разговаривать с ребенком в короткие мгновения его бодрствования (говорить ласковые слова, называть по имени, петь, интонировать голосом, артикулировать звуки речи и др.);
  • все режимные моменты (переодевание, купание, прогулка) сделать актами общения с малюткой, помня, что он «ожидает» их и реагирует на каждое ваше слово.

Существует множество и других условий, создаваемых родителями для комфорта новорожденного, но мы перечислили те, которые имеют особое значение в период начала подготовительного этапа речевого развития.

Малыш в мире голосов

Как же реагирует на окружающий мир новорожденный? На первом месяце жизни он воспринимает различные звуки, в  том числе речь, слова, но не способен воспроизводить их и, конечно, понимать. От рождения у малыша не имеется членораздельных речевых звуков. Несмотря на то что в первом крике ребенка слышится нечто среднее между «а» и «э», этот звук не соответствует гласной «а» или «э». Это просто гортанный звук. И все же крик – первая голосовая реакция, которая уже на первом месяце приобретает значение звуковой сигнализации, посредством которой кроха сообщает о своем физическом состоянии.

В этот период жизни у малыша морфологически не сформированы речеслуховые и речедвигательные зоны мозга. Ребенок не может воспроизводить и артикулировать, т. е. произносить речевые звуки. Следует заметить, что  речеслуховые и речедвигательные возможности малыша формируются после рождения на основе той речевой среды, которой он окружен.

Речеслуховые и речедвигательные стороны речи не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Они начинают формироваться уже на первом месяце с «дозреванием» мозга ребенка и совершенствованием центральной нервной системы. При этом важно знать, что речеслуховые возможности крохи опережают речедвигательные. Значит, малышу легче услышать, вычленить речевой звук, чем его воспроизвести. Это связано с тем, что слуховой анализатор созревает у ребенка к моменту рождения.

Младенец не только слышит ласковый мамин голос, но и реагирует на него – при кормлении, пеленании, укладывании и т. д. У него возникают первые рефлекторные поведенческие реакции. При этом взрослый замечает, что малыш особенно чувствителен к интонации. Кроха замирает, вслушиваясь в ласковую, выразительную речь взрослого.

Читайте также:  Движущие силы психического развития ребенка противоречия

Итак, какие задачи стоят перед взрослыми в речевом развитии малыша?

  1. Совершенствовать слух ребенка, включая в занятия с ним звуки различной модальности: шумы, стук, звон, шуршание, музыку, пение, а также речь.
  2. В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести «диалог», говоря с малышом и  отвечая за него. Фразы необходимо строить короткие, эмоционально обогащенные, интонационно выразительные.
  3. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.

Эмоциональное общение

Ввиду того что малыш в первую очередь воспринимает интонацию, родителям нужно практиковать яркое, эмоциональное общение с ребенком. Наряду с обычными фразами полезно вводить в речевую практику маленькие фольклорные тексты, предполагающие выразительное исполнение (такие тексты содержат вопросы и восклицания, их  можно читать, выражая разные эмоции: радости, недовольства, испуга, веселья, печали, увлеченности и т. п.).

Приведем несколько примеров эмоционального общения с малышом. Мама держит на руках ребенка и ласково, не  торопясь, приговаривает: «Мой сыночек Ва-а-нечка (ласковое поглаживание по спинке). Да-а-а! Ма-а-а-ленький (пауза). Маленький? (пауза). Да-а-а, ма-а-ленький. Маленький? (пауза). Ой, какой маленький!» В этом речевом пассаже имеется обращение к ребенку по имени и вся палитра основных выразительных средств речи. Далее можно ввести кусочек фольклорного текста: «М-о-й сыночек маленький как цветочек а-а-аленький! Да!»

Речевые обращения к ребенку могут быть самыми разными, но желательно обращение по имени:

«Моя Дашечка – моя пташечка!»; «Моя доченька Люсенька, такая малюсенькая!»; «М-о-й С-е-е-реженька – резвые ноженьки, голосистый голосок, скоро будет говорок!»; «Ксюшенька, Кс-е-е-ния – громкое пение: «А-а-а-а!», вот и все ее слова! Да-а-а!»; «Машенька, Ма-а-а-ша – доченька на-а-а-ша!»; «Мишенька – сыночек, зво-о-о-нкий голосочек!»; «Симочка – синичка – крохотная птичка»; «Га-а-аленька, Галинка – сладкая малинка!»

К концу 1 месяца обращения к ребенку могут стать несколько пространнее, например:

Не пой, петушок,
Не услышим голосок!
Сашин голосочек –
Звонкий, как звоночек!

Или:

Кто, кто в пеленке?
– Моя А-а-аленка!
А-а-а-ленка?! Да-а!
Наша Аленушка –
У-у-у-мная го-о-о-ловушка!
Да-а? Да-а-а-а!

Представленные примеры обращения к ребенку раскрывают характер пестования – приема, принятого в народной педагогике, им владели еще наши прабабушки. Пестование – прикосновения к ребенку, сочетаемые с ласковым словом. Что же чувствует малыш? Прежде всего, защищенность и эмоциональную близость матери, ее безграничную любовь и ласку.

Как уже говорилось, первый месяц жизни ребенка выделяют особо, потому что в этот период полностью меняется характер его жизнеобеспечения, кроха адаптируется к новой «среде обитания». И для мамы это непростое время: она должна войти в новый ритм жизни, почувствовать себя в незнакомой для нее роли родительницы. Уход за ребенком отнимает много физических сил, и порой некогда задуматься над тем, что крохе, помимо физического комфорта, требуется душевное внимание. А между тем, с малышом следует не только ласково общаться, но и проводить короткие игры-занятия на развитие зрительного и слухового восприятия.

Читайте также:  Наука о психическом развитии ребенка детская психология зародилась

Развитие речи

Примерные игры-занятия

«Что это?» (8–14 дней)

Задачи

Создать для малыша ситуацию слежения за движущимся предметом. Побуждать его реагировать на различные звуки. Вызывать слуховое сосредоточение на голосе взрослого. Развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал

Бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т. д.

Содержание игры

Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25–50?см не очень громко 2–3 раза ударить в  бубен (позвенеть колокольчиком, хлопнуть в ладоши и т. п.), вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе игры следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25?см, если в этом есть необходимость. После 3–4 повторений, когда малыш повернет головку в сторону звука, надо показать ему звучащий предмет и привести его в движение, чтобы кроха начал следить за ним глазами. Затем взрослый наклоняется над ребенком и голосом имитирует звучание предмета: «Ди-и-нь! Ди-инь!» или «Бу-у-м-м! Бу-у-м-м!» и т. п. При этом нужно создать звуковой контраст между тембровым звучанием инструментов и собственным голосом.

«Погремушка и колокольчик» (14–20 дней)

Задачи

Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка. Фиксировать взглядом неподвижный объект.

Материал

Погремушка и колокольчик.

Содержание игры

Взрослый вне поля зрения ребенка звенит (2 раза) колокольчиком, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15–20 секунд. Затем плавно вводит колокольчик в поле зрения малыша, стараясь, чтобы кроха нашел его взглядом и начал за ним следить. Затем рука с колокольчиком замирает на месте и чуть покачивает его – чтобы он снова зазвенел. Пока кроха смотрит на источник звука, взрослый приговаривает: «Колоко-о-о-льчик! Динь-динь!».
Если ребенок не устал, можно повторить игру – уже с погремушкой. В данном упражнении важно вызвать фиксацию взгляда малыша на неподвижном предмете.

«Пение а капелла» (20–30 дней)

Задачи

Познакомить малыша с пением.

Материал

Барабан и бубен.

Содержание игры

На расстоянии 50–60?см от ребенка поиграть на бубне. Когда малыш повернет головку в сторону звука, показать ему музыкальный инструмент. После того как кроха перестанет реагировать на звенящий бубен – повторить то же самое, например, с барабаном. А вслед за этим, склонившись над ребенком, напеть какую-нибудь плавную мелодию.

Пение а капелла (пение без инструментального сопровождения) оказывает огромное воздействие на развитие слуха и  эмоций маленького человека.

В заключение выделим основные практические рекомендации, необходимые для начала подготовительного этапа речевого развития:

  • развивать слуховое сосредоточение на разно-образные звуковые стимулах;
  • развивать речевой слух, сочетая восприятие различных звуков и речь;
  • пользоваться эмоционально обогащенной, интонационно выразительной речью в общении с ребенком;
  • использовать небольшие фольклорные тексты для декламации, речитатива, вокала и пения;
  • к концу первого месяца в процессе ухода за ребенком напевно (в замедленном темпе) вести «диалоги», обращаясь к малышу и отвечая за него. Фразы при этом должны быть короткими и эмоционально окрашенными.

Источник