Развитие речи ребенка в театральной деятельности
Елена Койлова
Развитие речи дошкольников посредством театральной деятельности
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Одна из основных задач ФГОСТ – разностороннее развитиедетей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники дошкольных учреждений, должны уделять особое внимание развитию речи детей. Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова.) Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театральная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявит свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только на едине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
(2 слайд). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимики, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.
Целью работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего не возможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит
фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.
Основные направления деятельности:
• Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки к самостоятельной игровой деятельности;
• От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
• От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театральной игре.
6 слайд
Основные задачи в данном направлении:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, её грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами игрушками.
Работая с малышами, обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Начали знакомство с театральной игрой через игры-имитации. Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко –дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра –имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
9 слайд
К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их ещё не достаточно сформировалась. Теперь задачей стало — стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в НОД, во время свободной деятельности, дети приобрели речевые навыки. Речь стала эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Дошкольники подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
В работе с детьми использовали:
• Многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок с элементами волшебства, о животных («Волк и Лиса», «Красная шапочка»)»
• Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки.
В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театральной деятельности, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание на умение детей свободно владеть связной речью. Организовали сюжетно-ролевую игру «Театр», в которой уделили особое внимание зрителям, правилам поведения зрителей при посещении театра.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.
Источник
Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.
Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста, что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми.
Структура тренинга включает в себя:
• приветствие, направленное на объединение детей, создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;
• основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;
• разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;
• заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.
Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.
Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.
Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка», разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.
После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.») — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей. Так же большое внимание уделяю выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением
Для театрализации использую сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки».
Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок».
«Заюшкина избушка»
Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи А. Барто и т. д.
В группе имеется театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
перчаточный театр;
театр ряженых;
театральные шапочки, маски.
Все находятся в доступном для детей месте. В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок.
Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.
Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район
Источник