Развитие речи ребенка в старшей группе

Развитие речи ребенка в старшей группе thumbnail

Елена Чумакова
Семинар-практикум в старшей группе «Развитие речи дошкольников — самый ответственный период в развитии речи у детей»

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»

Чумакова Елена Станиславовна

Вступительное слово

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до семи лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь затрудняет общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2- фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель: — Итак, отправляемся в путешествие на поезде. В путь.

Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется

«Станция слов».

На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным – существительные).

Игра «Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы – прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное сладкое, кислое и т. д.

Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т. д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.

Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т. д.

А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра «Противоположности», «Антонимы».

Детям раздаются карточки. Н: длинный-короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? «Станция слов», правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

«Станция звуков»

Садимся в поезд со словами «чух-чух-чух», поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить звуки.

Давайте мы поучимся поиграем в игру «Назови слово со звуком М» (корзина, мешки с песком).

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Определи звук Д в слове».

Если вы услышите слово со звуком «д», вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом – в начале слова, дятел – в начале слова, дедушка – в начале и в середине слова, деревня – в начале слова, тетрадь – в конце слова, смородина – в середине слова, виноград – в конце слова.

-Ребята, вы такие умнички, на какой станции мы были? (Станции звуков)

Читайте также:  Развитие двигательных функций у ребенка до года

Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

«Станция грамматики».

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в эту игру.

Игра «Где живут продукты?»

(у каждого продукта есть свой домик, угадай название домика)

Сахар-(ница, хлеб-(ница, Соль-(онка, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом. Например: медведь-медвежата.

Давайте и мы с вами поучимся придумывать слова похожие друг на друга.

Игра «Продолжи цепочку»

Чай – чайник – чайничек

Кофе – кофейник – кофейничек.

Нож, ковш, кувшин.

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра «Составь предложения из набора слов».

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? «Станция грамматики». Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется

«Сказки – рассказки». Садимся в поезд и поехали «Чух-чух-чух».

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется «сказки-рассказки». На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы с вами давайте попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра «Расскажи и обыграй сказку»

(родители делятся на две команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

Вы такие молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

Вы такие умнички, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Предлагаем памятку «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей».

Источник

Показаны публикации 1-10 из 4875.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» в старшей группе
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч( щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень»
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень» Цель: Развитие связной речи. Задачи: 1.Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3.Продолжать учить детей…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Фотоотчет об итоговом занятии по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»

Публикация «Фотоотчет об итоговом занятии по речевому развитию в старшей группе…» Фотоотчет об итоговом занятии по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»
Программное содержание: Задачи: Образовательные: учить детей называть родной город, выразительно читать стихи, называть свою фамилию и свое имя; составлять рассказы об обычаях семьи. Активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»; Развивающие: Формировать…

Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей группе Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей группе
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Помощники Федоры» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материале, из которого она сделана. Задачи: -Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; -Закреплять познания детей о…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Бронзовый солдат»
Конспект занятия по развитию речи «Бронзовый солдат» в старшей группе. Цель: Знакомство с памятниками защитникам Отечества. Задачи: Образовательные: • Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; • Учить рассматривать картины; слушать песни;…

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Цели: Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по речевому развитию «Насекомое пчела» (старшая группа)

Статья «Конспект занятия по речевому развитию «Насекомое пчела» (старшая…»
Конспект НОД по развитию речи «Насекомые» Цель: закреплять знания детей об насекомом пчела. Задачи: 1. Закреплять представления воспитанников о насекомом – пчела. 2. Закреплять знания о насекомых, продолжать учить составлять описательный рассказ по мнемосхеме. Развивать активный…

Читайте также:  Карта развития ребенка в группу раннего возраста

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Возраст детей: Старшая группа (5-6лет) Цель: Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Программное содержание: Обучающие: • Формировать у детей умение составлять небольшой рассказ из предложений,…

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Моя Родина — Россия»
Тема: «Моя Родина – Россия» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» Задачи: 1. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их…

Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Звук [Р]»
Тема: «Звук (Р)» Цель: Расширение представления о звуке (Р) Задачи: — Развитие умения выделять звук (Р) в речевом потоке; совершенствование связной речи, фонетико-фонематических процессов, умение производить сложные виды звукового и слогового анализа, обогащение словаря;…

Источник

Показаны публикации 1-10 из 6783.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:…

Конспект занятия по речевому развитию «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» в старшей группе
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ]» Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч( щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Публикация «Формирование фразеологического словаря у старших дошкольников с общим…»
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Они придают высказыванию выразительность, образность. У детей с общим недоразвитием речи понимание и употребление фразеологизмов намного ниже, чем у детей с нормальной…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень»
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень» Цель: Развитие связной речи. Задачи: 1.Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3.Продолжать учить детей…

Фотоотчет об итоговом занятии по речевому развитию в старшей группе «Моя семья» Фотоотчет об итоговом занятии по речевому развитию в старшей группе «Моя семья»
Программное содержание: Задачи: Образовательные: учить детей называть родной город, выразительно читать стихи, называть свою фамилию и свое имя; составлять рассказы об обычаях семьи. Активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»; Развивающие: Формировать…

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4–5 лет»
Период 4-5 лет — очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей группе

Статья «Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей…» Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей группе
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Помощники Федоры» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материале, из которого она сделана. Задачи: -Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; -Закреплять познания детей о…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Бронзовый солдат»
Конспект занятия по развитию речи «Бронзовый солдат» в старшей группе. Цель: Знакомство с памятниками защитникам Отечества. Задачи: Образовательные: • Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; • Учить рассматривать картины; слушать песни;…

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Цели: Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения…

Особенности нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. Пономарева Е.С, учитель – логопед Уральский государственный Научный руководитель: Пяшкур Ю. С. педагогический университет г.Екатеринбург, Россия Ведущим механизмом формирования…

Источник

Кореева Елена Александровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорим правильно»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

Читайте также:  Карта обследования ребенка с задержкой речевого развития

2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Образовательные задачи:

Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие задачи:

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). Развивать потребность к культурному общению.

Воспитательные задачи:

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Развивать потребность к культурному общению.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации, картин, чтение художественной литературы. Составляем рассказы по мнемотаблицам.

Словарная работа: фантазии.

Материалы и оборудование:

запись мелодии «волшебной музыки», мультимедиа.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Говорим правильно. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Закрываем глаза и фантазируем.

-А что такое фантазия? (фантазия — это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правило:

«Говорите спокойно, вежливо, глядя в глаза»

— Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Вы выбираете пару и становитесь спиной друг к другу. Поприветствуйте друг друга, спросите, чем будете заниматься

вечером. (Дети проигрывают ситуацию.)

— Удобно ли вам было спрашивать друг друга? Что вам мешало при этом? Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так вы не смотрели в глаза друг другу.

-Итак, отправляемся в страну Говорим правильно. (Включается сказочная музыка.)

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре самолете сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Здесь капельки воды, долетают и до детей).

Эмоциональная разрядка.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанны, которые не правильно разговаривают, и они в страну Говорим правильно не хотят никого пускать.

Игра «Добрые слова»

Дети передают мяч друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо, а вам?

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали страну.

Все, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, и леса, и дорожки, солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

— Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

— В стране Говорим правильно живут удивительные дети, они любят играть в эту игру, а мне интересно вы справитесь с заданием.

Дидактическая игра:

«Назови, одним словом»

-Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.

-диван, стул, стол, кровать, шкаф.

— помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Среда, четверг, пятница, суббота.

— а, б, в, п.

— повар, шофер, плотник, продавец, врач.

-1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

в-Я так и думала, что в страну Говорим правильно попадают только умные и старательные дети

Дидактическая игра: «Скажи ласково».

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому чтодруг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Источник