Развитие речи ребенка в семье рекомендации
Развитие речи ребенка в семье
Правильная и красивая речь – это
богатство, которое может подарить
ребенку каждый родитель, и оно особенно
ценно, потому что останется с ним на всю
жизнь.
Родители замечают, что речь ребенка заметно отличается от речи его сверстников, ребенок плохо говорит, отстает в развитии. Чем раньше определить неблагополучие в речи ребёнка, тем скорее можно избежать более серьёзных проблем в будущем.
Современный подход к семье рассматривает ее как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка с отклонениями в речевом развитии. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в дошкольном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем нравственные личностные качества, доброе отношение к миру, рассматривается как коррекционная. Первые впечатления об окружающей жизни ребенок получает в семье, поэтому они самые сильные и устойчивые. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть развитие ребенка. Родители должны стать самыми заинтересованными участниками процесса коррекции и развития речи ребенка с общим недоразвитием речи. Наиболее значимые условия для развития речи ребенка с ОНР в семье условно можно разделить на две группы:
1) создание благоприятного психологического микроклимата в семье;
2) создание в семье полноценной речевой среды.
Благоприятный психологический климат в семье включает:
адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;
установление оптимального стиля общения с ребенком;
установление эмоционального контакта с ребенком;
создание психологически спокойной обстановки в семье и др.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет реакция на него со стороны родителей. И то, как семья настраивает ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дает, является основным формирующим компонентом фиксации ребенка на своем речевом нарушении, влияет на формирование личности и характера малыша. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного». Ребенок «внушаем, и при отсутствии насмешек со стороны других детей он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности. При установке родителей: «Ты уже большой, а говоришь, словно тебе два года» у ребенка может развиться комплекс неполноценности. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. Замечая отставание в развитии речи, большинство родителей направляют свои усилия на обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий. Есть случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. Не зная закономерностей развития детской речи, родители скрупулезно следят за тем, чтобы малыш произносил слово «чисто». Заставляют его повторять одно и то же слово по нескольку раз, вызывая этим стойкий речевой негативизм. Нередко взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими домашними методами приучают ребенка к побуквенному чтению. Часто неумеренное чтение книг и разучивание стихов, когда ни содержание, ни объем читаемых текстов не согласуются с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием вызывает повышенную расторможенность и нежелание слушать. Неблагоприятное влияние на развитие ребенка с недоразвитием или нарушением речи оказывает неуважительное, грубое отношение супругов друг к другу, выражающееся в скандалах и драках. Специальные исследования показывают, что наиболее неблагоприятные условия для формирования речи детей создаются в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Существуют и другие неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно «отвергают» его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. В этом случае у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе. «Отверженные» дети страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей. Это еще в большей степени вызывает у них задержку развития речи и социальных навыков, усугубляет задержку развития активных познавательных форм поведения и любознательности. Одним из основных условий, способствующих развитию речи, является эмоциональный контакт ребенка с матерью. Он помогает выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее эмоциональные связи с взрослым, тем эффективнее у ребенка проявляется речевое подражание, затем начинается другая фаза в развитии ситуационно-эмоционального общения — речевая. Развитие ребенка как личности происходит через «включенность» детей в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения для дошкольника становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Не менее важно создание полноценной речевой среды в семье правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.
Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.
Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по — другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Можно предложить детям закончить предложение, начатое родителем: дождик вымочит, а солнышко… (высушит); ночью темно, а днем… (светло); арбуз сладкий, а лимон … (кислый). Детям даются задания на нахождение синонимов к глаголам: кушать- есть, отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться и т.д. Можно дать более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка… (неразговорчивая); вчера был день тёплый, а сегодня…(жаркий). Эти упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору многозначных глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт; кто и что может быть горячим, жарким, тяжёлым, лёгким, крепким и т.д. Попросите ребёнка назвать какой формы предмет: круг…(круглый); какой лист? (калиновый); чей хвост? (собачий); из чего сделан предмет (дерево-деревянный). Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:
— «У сапога всегда есть …» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
— «В теплых краях обитает …» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
— «В году …» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.
формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:
— тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
— река, озеро, море, мост, болото;
— кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.
развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:
— огурец — овощ, георгин — … (сорняк, роса, садик, цветок, земля);
— учитель — ученик, врач — … (кочки, больные, палата, больной, термометр);
— огород — морковь, сад — … (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.
формирование умения обобщать.
Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,
— метла, лопата — …;
— окунь, карась — …;
— лето, зима — … и др.
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений). Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводиться в следующих играх:
«Чего не стало?» (дети усваивают формы родительного падежа единстенного и множественного числа «не стало цыплят», «нет яблок»)
«Прятки» (активизация пространственных предлогов в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к усвоению падежных форм.
Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег-снежинка, снежный — снеговик). В игровой форме следует проводить работу по образованию звукоподражательных глаголов (воробей «чик-чирик» — чирикает, утёнок «кря-кря» — крякает).
В рамках развития связной речи родителям следует побуждать детей к беседам (учить спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого можно использовать беседы с детьми на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересам и впечатлениям. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Необходимо предусмотреть работу с детьми, направленную на формирование умений составлять
Предложения по картинкам.
Рассказ по сюжетной картинке
Рассказ по серии картинок
Рассказ по опорным словам и предложениям
Пересказ
Рассказ о каком-либо запомнившемся ребёнку празднике, фильме или событии
Одним из важнейших условий для коррекции речи ребёнка является повышение речевой культуры родителей и полноценное речевое общение в семье. Взрослым необходимо постоянное помнить о том, что их речь является образцом для ребёнка. Поэтому к речи взрослых представляются высокие требования:
содержательность;
лексическая, фонетическая, грамматическая правильность;
смысловая выразительность;
неторопливость;
хорошая дикция;
соблюдение правил речевого этикета;
соответствие слова взрослого его делам.
Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других. Учить детей замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.
Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «До-свидания», «Будьте здоровы». Задавая вопросы ребенку, нужно дать ему подумать, не торопясь отвечать самостоятельно, так как важно обеспечить его речевую активность.
Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.
Что нужно делать
создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно, избегать ссор между родителями в присутствии малыша
беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать
не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком
проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме
развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу
объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках
задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом
Чего делать нельзя
искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком
при общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами
наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его
разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие речи детей в семье»
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.
Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.
Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.
В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.
Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов — звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.
Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко — тихо или шёпотом, шёпотом — громче — громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро — умеренно или замедленно.
Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.
Ты куда завтра идёшь?
Я завтра иду в кино.
Ты когда идёшь в кино?
Я завтра иду в кино. И т. д.
Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.
Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.
Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке — два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок — много …, лев -львёнок и т.д.
Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.
Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:
«Это что?» — «Ведро» — «Какое оно?» — «Голубое». «А это что?» — «Вёдра» — «Какие?» — «Голубые». «На картинке много чего?» — «Голубых вёдер».
В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю и т.д.
Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы — столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».
Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.
Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.
Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее — спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.
Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят — они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио — их уже не замечают.
Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.
Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка -основное условие его полноценного развития.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь — это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей — радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.
Источник