Развитие речи ребенка в семье картинки

Светлана Иванова
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Составление рассказа по фотографии «Я и моя семья»

Задачи:

•Связная речь: Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ; закреплять представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

•Словарь и грамматика: Учить детей правильно называть членов семьи; дать понятия «родственники», «семья»; азвивать логическое мышление через установление пар родственных отношений (мама- сын, бабушка- внучка, сестра- брат); развивать связную речь; вызвать желание рассказать о своей семье, делиться своими чувствами.

•Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [Л`] (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на слова с этим звуком.

Использование современных педагогических технологий:

• Здоровьесберегающие

• Личностно-ориентированные

• Игровая технология

Методы:

• Метод наглядный

• Метод беседы-разговора

Приёмы:

• Игровые приёмы

• Словесные приёмы (речевой образец, повторное проговаривание и др.).

Ожидаемый результат:

Развитие связной речи, словаря и формирование грамматического строя речи.

• Воспитание звуковой культуры речи.

Оборудование:

• Семейные фотографии

• Медали для награждения

Ход организованной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель приходит с чебурашкой

Воспитатель: Ребята, сегодня ко мне утром пришел чебурашка и попросил помочь ему. У него никогда не было семьи,а он очень хочет узнать: «Что такое семья. Давайте поможем ему, а чебурашка посидит с нами и внимательно послушает. Давайте с нашим гостем поздороваемся!

Ребята, а как вы думаете, что такое семья?Дети: (это папа, мама, братья, сестры, дедушки, бабушки).

Воспитатель: Правильно, ребята! Семья- это близкие люди. Скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?Дети отвечают по поднятой руке: (У меня есть)

Воспитатель: Кто может быть членом семьи? Чужие люди или только родственники?Дети: Я думаю, что членами семьи могут быть только родственники.

Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?Дети: Члены одной семьи могут жить вместе и отдельно.

Чебурашка: Ой, спасибо, ребята, сколько нового я узнал о семье, а кто-нибудь из вас может подробнее рассказать о своей семье. Мне очень интересно будет узнать, как зовут ваших родителей по имени и отчеству, где и кем они работают.

Ответы детей по образцу: (Ребенок выходит к доске, указывает на фотокарточку своей семьи и начинает рассказ)

• Я живу с ….

• В нашей семье … человек.

• Мою маму зовут (ФИО)

• Моего папу зовут (ФИО)

• Моя мама работает …

• Мой папа работает.

• Моего (мою) брата (сестру) зовут, он (а) учиться в школе (ходит в детский сад).

• Моя семья. (дружная, добрая, трудолюбивая, строгая, и т. д.)

Чебурашка: Молодцы, ребята! А теперь давай те немного отдохнем и поиграем. У наших пальчиков дружная семья, давайте поиграем с семьей пальчиков. Игра называется «Кто приехал?» (пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе.

Мы, мы, мы! Пальчики ударяют друг о друга

Мама, мама, это ты? Хлопают кончики указательных.

Да, да, да! Быстро хлопают кончики больших пальцев.

Папа, папа, это ты?

Да, да, да!

Братец, братец, это ты? Хлопают кончики средних пальцев

Да, да, да!

Ах, сестричка, это ты? Хлопают кончики безымянных пальцев

Да, да, да!

Все мы вместе, да, да, да! Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Спасибо чебурашка, а теперь отдохни, а мы с ребятами поиграем с мячом в игру «Кто как трудится в вашей семье». Встаньте около стульчиков, я вам буду называть обязанности, а вы должны договаривать чья это обязанность (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата или ваша).

• Ходит на работу

• шьет

• гуляет с внуками

• зарабатывает деньги

• ходит в магазин

• учит уроки

• готовит пищу

• гладит

• проверяет уроки

• ухаживает за цветами

• помогает бабушке

• моет посуду

• пылесосит

• играет

• вяжет

• читает

• делает ремонт

• мастерит

• вытирает пыль

• выносит мусор

• убирает игрушки

Воспитатель: Молодцы, ребята, обязанности в вашей семье распределили, а теперь пришло время поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка:

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живет семья,

Очень-очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочку куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная, большая!

Воспитатель: Отдохнули с вами, а теперь проходите спокойно на свои места, и мы с вами продолжим беседу о семье. Вы все очень любите своих родственников, давайте расскажем Чебурашке,как мы умеем называть их ласково:

мама — мамуленька, мамочка, мамулечка …; папа — …; сын — …; дочь — …; внук — …; внучка — …; сестра — …; брат — …; бабушка — …; дедушка — … .

Чебурашка: Какие молодцы ребята, сколько знают ласковых обращений! Ребята, скажите пожалуйста, какая у вас семья?Дети: большая, маленькая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая и т. д.

Воспитатель: А как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?Дети: (полными предложениями: Я думаю, чтобы в семье было радостное настроение нельзя ссориться; обижать; нужно помогать друг другу, любить друг друга, защищать и т. д.).

Воспитатель: Все правильно, ребята, нужно любить и заботиться о всех членах вашей семьи, и тогда в семье всегда будет радость!

Чебурашка: Ребята! Вы все такие молодцы! Спасибо вам большое за интересные рассказы о вашей семье, за ласковые слова!А у меня для вас приготовлены медали с надписью: «Дружная семья» и изображением семьи. Каждый ребенок награждается медалью. До новых встреч, ребята!

Источник

Елена Сащенко
Консультация для родителей «Развитие связной речи через составление рассказов по картинке. Методика работы с картинкой»

Консультация: «Развитие связной речи через составление рассказов по картинке. Методика работы с картинкой».

Как подросли ваши дети! Вы не нарадуетесь,глядя на них: как они умеют красиво говорить, любят декламировать стихи и петь песни. Они поражают вас изобретательностью в играх. Дети произносят четко все звуки речи, почти не делают ошибок в грамматике, исчезли смешные словечки. Родители и педагоги поработали на славу, помогая ребенку усваивать родной язык. И, когда все трудности остались позади, расслабляться рано, уважаемые мамы и папы! После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии речи вашего ребенка — это бурное развитие связной речи, а это и есть главной целью- научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Но из опыта видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием.

Самостоятельный рассказ — это высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Монологическая речь строится на хорошо развитом умение вести беседу, то есть на диалоге. Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем дайте возможность ребенку сказать как можно больше. Главное, внимательно слушать своего маленького собеседника.

Рассказ по картине – это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге. В дошкольном возрасте важно заложить основу для развития умения составлять связный рассказ по картине. Данный вид работы не только развивает устную речь ребёнка, но и формирует у него умение вникать в смысл и содержание картинки, контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, обогащает словарный запас ребёнка.

Основные требования в выборе картинки:

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью. Картина, должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка, вызывающей у него желание хорошо ее рассмотреть; — сам сюжет картины должен быть понятен ребенку данного возраста; — на картине не должно быть большое число действующих лиц; — она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Памятка для родителей «Составление рассказа по картинке с ребёнком».

1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.

2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).

3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли,а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.

4. Проведите лексическую работу: выделите все живые и неживые объекты, их признаки и действия, подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.

5. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.

6. Составьте план будущего рассказа. Составить план рассказа – значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план – значит, озаглавить каждый рисунок. При работе по картине можно представить, какие события могли происходить до событий, изображенных на картине, какие после них, чтобы упомянуть их в своем рассказе.

7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.

Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.

Повторите рассказ с учетом недочетов через некоторое время.

Думаю, вы не пожалеете о потраченных часах. Дети- самое ценное, что у нас есть. Дадим же им шанс вырасти развитыми, умными, знающими людьми!

Источник

Елена Вдовина
Развитие связной речи ребенка в семье

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохо говорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми. Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связнаяречь имеет две формы:

1) диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми).

2) монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

1. Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети учатся владеть живым родным языком. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?» «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенокне может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?»,можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович».

2. С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)»

Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенокдолжен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки – мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный.Взрослый говорит: «У меня большой коричневый мишка»; ребенок «У меня мишка маленький, черный».Взрослый: «У моего медведя уши круглые, пушистые»; ребенок: «У моего медведя уши тоже круглые, пушистые».

Ребенокданного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»

3. Ребенок уже может рассказать о событиях, свидетелем которых он был.Здесь могут тоже использоваться вспомогательные вопросы: «Где ты был летом? С кем ты отдыхал? Что было интересного на море?». Ребенку можно предложить примерный план рассказывания.

4. Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и

уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?». При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку,например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую картинку.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенкув придумывании рассказов и историй можно разными способами:

— в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет.Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»

— сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»

— предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления.Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев написать письмо своему любимому герою или автору сказки

— сочинить разговор сказочных персонажей по телефону придумать сказку по опорным словам,например: ласточка, девочка, кот, людоед рассказать историю от лица любимого героя или предмета

— описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)

— очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семьеи дошкольном образовательном учреждении:

Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша,

летний отдых и т. п.);

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями. Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитиеразличных речевых навыков:

Игра «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке.

Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое?

Это круглое? Большое? Вкусное? Т. е. вопросы задаются по величине, по форме,

по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которогоЬизготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».

Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.

Игра «Так бывает или нет?»

Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает.Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

Игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Игра «Скажи наоборот».

Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите

щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый –

сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый

– больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Игра «Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Игра «Добавлялки».

Подбирать подходящие слова.Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)

Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Измени песню.

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

Лучший друг.

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Говорим по-разному.

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

Семейное ток-шоу.

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать.Например: «Какое у тебя любимое блюдо?. А что ты любил есть в детстве» и т. д.

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

Источник