Развитие речи ребенка в подвижных играх
юля кузьмина
Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.
Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.
Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.
Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.
Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и в качестве физкультминутки.Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».
Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Например, для детей младшего возраста подбираются игры – «Тишина», «Огуречик», «Курица и цыплята»; для старшего дошкольного возраста – «Горелки», «Капуста», «Чурилки», «Воевода», «Заря – зарница».
Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.
Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.
Например: такие игры,как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» и др. [1, с. 3]. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся взаимодействовать в коллективе, проявлять инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.
Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий. Детям старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»…
Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий, например, когда дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. У детей младшего возраставоспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль (игры «У медведя во бору», «Волк и зайки», «Воробушки и автомобиль»).
Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»).
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.
Проводя подвижную игру, воспитатель стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели: автоматизация звука р изолированно и в тексте; развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи. Целями физического развития,в данном случае являются: развитие общих движений, скорости реакции, собранности, а цели познавательного развития могут быть решены перед началом или завершением в беседе о диких животных и растительности лес. В эту игру могут играть и малыши, и старшие дети.
Подвижные игры объединённые с дидактическими задачами обучения должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо, развивать речевую активность детей. Перед детьми обязательно должна ставится игровая цель, определяться игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В старшей группе игра объясняется перед началом игровых действий.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая даже малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Таким образом, подвижная игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.
Источник
Марина Смородина
Развитие речи в раннем возрасте через подвижные
Развитие речи в раннем возрасте через подвижные
Дошкольный возраст — это время активного усвоения разговорного языка ребенком, это мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Осваивая речь, ребенок овладевает сильным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями — очень важный принцип формирования активной речи у детей. Малыши очень любят играть. Игра — это естественное состояние ребенка, его основное занятиеИ именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.
Игра развивает язык, а язык создает саму игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение невозможно без помощи основного учителя — языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. в частности, подвижные игры.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе, и за развитие мелкой моторики.
Велика роль подвижной игры в речевом развитии ребенка. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Они овладевают поэтической образной речью
Подвижная игра подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи.
Вывод
Между подвижнойигрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Воробышки
«Воробышки»
Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят.
(дети, сидя на корточках, поворачивают голову вправо и влево)
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
(Встают, бегут, взмахивая руками. Темп средний)
Полетели, полетели
И на веточки уселись.
(садятся на скамейки)
Пёрышки почистили,
Хвостиком встряхнули.
(Трут руками плечи, крутят попками)
Опять полетели.
(снова «летят» (бегают)
На дорожку сели,
(Садятся на корточки)
Прыгают, чирикают,
Зёрнышки клюют.
(Поворачивают головки вправо-влево, имитируют птенцов)
Зайка серенький сидит
«Зайка серенький»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(дети присели, шевелят кистями поднятых рук)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(встают, хлопают в ладоши)
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Дети прыгают на месте на обеих ногах. Темп средний)
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал.
Зайка прыг –
И ускакал!
Источник
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. В связи с этим учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности).
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20 – 30% дошкольников имеют недоразвитие речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из – за недостаточности активного словаря, дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставаниями в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие подвижные игры:
- Подвижные игры на развитие общей моторики:
- Игра большой подвижности «Ловишка»
Считалкой выбирается ловишка, который встаёт в центр зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:
Ау – ау – аукаем, весну приаукиваем.
Весна пришла, свет, тепло принесла!
Весну встречаем, в ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, салит рукой. Пойманные садятся на скамейку.
- Подвижные игры с речевым сопровождением
- «Бьют часы».
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз, часы бьют два, Часы бьют три. | Дети хлопают в ладоши. |
Новый год приходи! | Поступательные зовущие движения к себе. |
Тебя ждали год, стояли у ворот. | Пружинка, руки на поясе. |
А пришёл мороз, заморозил нос. | Шагают на месте. |
Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. | Наклоны вправо – влево. |
В прятки ты поиграй Да подарки нам дай… | Два приседания, руки на колени. |
Конфеты, игрушки, орехи, хлопушки. | Постукивают кулачками друг о друга. |
Будем веселиться, танцевать, резвиться. | Прыжки на 2 ногах. |
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Пальчиковая игра «Ах вы сени, мои сени»
- Подвижные речевые игры.
На закрепление пройденного материала.
В центре круга стоит инструктор – он бросает мяч ребёнку и называет животного (кошка), ребёнок ловит мяч. Бросает мяч инструктору и называет детёныша (кошка).
- Подвижные игры на развитие внимания.
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:
«дерево» — остановка руки вверх;
«куст» — приседают;
«ручей» — прыгают на месте;
«тропинка» — встают парами.
- Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки. Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки.
- Подвижные игры на развитие звукопроизношения.
- «Придумай слово на определённый звук».
Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определённый звук, например – П.
- Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с речевой патологией – имеют нарушения функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:
- Встаньте на скамейку.
- Положите мяч в обруч.
- Перепрыгните через канат.
- Встать за скамейку.
- Остановиться около лестницы.
- Сесть на модули.
8.Игры на развитие коммуникативных функций.
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.
- Подвижная игра «Чижик».
Игроки образуют круг. «Чижик» становится посередине. Игроки идут по кругу и произносят слова:
Ходит чижик у житницы, ищет зёрнышко пшеницы.
Чижик отвечает: Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму.
(Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами, кто остался без пары становится чижиком).
9.Подвижные игры на расслабление.
Дети с речевым нарушением отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
- Релаксация «Снежинка».
Представьте, что вы – лёгкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе. | Дети покачиваются. |
Плавно опускается вниз. | Выполняют полуприсед. |
Но вот подул добрый лёгкий ветер и закружил снежинку в нежном танце. | Кружатся. |
Полетела снежинка и поднялась высоко – высоко. | Подняться на носки. |
Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз. | Медленно приседают. |
Использованный материал:
86 sov – skazka.caduk.ru/65aa1.html
Источник