Развитие речи ребенка в младшем и старшем дошкольном возрасте
Елена Чупина
Особенности развития речи в дошкольном возрасте
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [11].
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря, его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь [1].
После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000 [17].
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, М. М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.
Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются пальчиковые игры и упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Благодаря играм и упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.
Источник
Анастасия Бекасова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
Актуальность темы.
Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция — с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих. Они выражают свои желания или эмоции только с помощью мимики и жестов, звукопроизношение совсем отсутствует.
Актуальность темы обусловлено тем, что:
1) речь является основным способом коммуникации и способом общения между людьми. Речь является одним из основных источников получения новых знаний и умений;
2) наличие отклонений в развитии речи влечет за собой неблагоприятные условия. Наиболее ярким из которых является нервозность и агрессивность детей.
Объект исследования — дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — уровень развития речи детей 3-4 лет.
Работа воспитателя с детьми в условиях детского сада предполагает развивать все виды связной речи. Дети младшего дошкольного возраста должны легко и непринужденно вступать в разговор со взрослыми и своими сверстниками, стремиться ясно и четко объяснять свои желания и чувства словами, отвечать на вопросы старших. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, возникает желание делиться своими эмоциями и впечатлениями от увиденного или услышанного. Дети 3-4 лет, как правило, используют в общении элементарными формами этикета- здороваются при встречи и прощаются при расставании.
Активное развитие речи у детей этого возраста происходит в общении дома и в детском садике. Важнейшим условием для эффективного развития связной речи у детей является наличие и организация речевой среды, а также тесное взаимодействие педагога с воспитанниками, родителей с воспитателем, родителей и детей, детей со своими сверстниками.
Главным способом формирования и развития речи в условиях детского сада выступает общение, разговор педагога со своими детьми.
У детей 3-4 лет приоритетными являются личные беседы. Задача воспитателя найти подход к каждому ребенка и наладить с ним тесный, доверительный контакт. Основными темами разговоров в этом возрасте являются беседы о: каждом ребенке индивидуально и его семье, об изменениях в природе в зависимости от времени года, об основных профессиях, о различных видах животных и их отличительных особенностях и т. д.
Для развития диалогической речи воспитатель прибегает и активно использует в своей работе метод поручений. Большое значение использования этого метода было выявлено в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. К выполнению такого вида поручений сначала привлекались наиболее активные дети, которые стали образцом для подражания у других детей своей группы.
Как показывает практика, для детей важен зрительный и словесный образец просьбы. Со временем надобность в таком образце отпадает и дети сами способны четко выражать свои просьбы.
В процессе развития диалога активно используются разнообразные виды дидактических игр и пособий. При работе с младшими дошкольниками наиболее эффективна работа с образными игрушками. Педагог ставит инсценировки или кукольный театр с известными персонажами из детских сказок, мультфильмов и ведет диалог с детьми от лица своего героя. Как правило, диалоги ведутся на основе русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»). Также в этом возрасте дети хорошо знакомы с произведениями Чуковского К. И., Маршака С. Я., Сутеева В. Г.
Целесообразно применять в своей работе различные подвижные игры, такие как «Ладушки-ладушки», «Петушок золотой гребешок», «Сорока белобока» и другие.
Также в младшем дошкольном возрасте начинается развитие монологической речи у детей. В этот период дети учатся пересказывать своими словами их любимые и хорошо знакомые стихи, сказки, короткие рассказы. Также они могут составлять рассказ по картинкам, на которых нарисованы игрушки. Постепенно рассказ по наглядному материалу увеличивается до 5 предложений.
Детей 3-4 лет нужно учить не только слушать, но и правильно слышать, воспринимать любое произведение литературы, четко отвечать на поставленные вопросы. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, рассказывают совместно со взрослым, отвечают на его вопросы. Для начала вопрос ставится на конец предложения или высказывания. Например, «Снесла Курочка Ряба. Что?» — «Яичко». Если дети не могут сразу ответить сами, то сначала отвечает воспитатель, а в последующем на такого рода вопросы отвечают дети.
Как уже отмечалось, для развития речи у детей 3-4 лет эффективно использовать кукольный театр. Возьмем всем известную русскую народную сказку «Курочка Ряба». Воспитатель говорит: «Жили- были не тужили.», ребята договаривают: «Дед и Баба». Как правило, дети отвечают хором. По мере прочтения сказки на ширму выставляются фигурки персонажей.
Затем воспитатель читает потешку, рассказывающую про курочку:
— Курочка, курочка, ты куда идешь?
— Я иду на речку.
— Курочка, курочка, а куда ты идешь?
— Я иду на речку.
— Курочка-курочка, а зачем ты идешь?
— Я иду за водичкой.
— Курочка- курочка, а зачем тебе водичка?
— Цыпляток- деток поить.
— А как цыплятки пищат?
— Пи-пи-пи.
Для закрепления результата и представлений о курочке детям предлагается сыграть в подвижную игру «Бабушкин петушок». Детям предлагается встать вкруг на ковре и повторять за педагогом действия, имитирующие повадки петушков и курочек (поставить руки на пояс и высоко поднимать ноги; затем расставить руки в стороны и поднимать, опускать их, как будто петушок машет крыльями; присесть и пальчики рук соединить в виде клюва, постучать ими по полу, как будто клюем зернышки на земле; затем залезть на лавочки, сесть на корточки, положить ладошки под щечку и закрыть глазки, сделать вид, что спим).
В процессе развития речи у детей этого возраста эффективно применяется совместный пересказ- пересказ ребенка и взрослого. Лучше всего начинать обучать ребенка пересказу с пересказа об игрушке. Любые высказывания ребенка о хорошо известной ему игрушке основываются на зрительном восприятии этой самой игрушки. Младший дошкольник учится концентрировать свое внимание на рассматривание игрушки или любого другого предмета, затем он учится отвечать на вопросы по описанию. Как правило, рассказ об игрушке состоит из 3 простых предложений. Задача педагога организовать беседу персонально и по подгруппах их 4-5 человек не более: есть ли у тебя дома игрушки, какие, какая игрушка у тебя самая любимая? Кто купил тебе ее?
Для дальнейшего развития реи детям предлагается принести в детский сад свою любимую игрушку. При рассматривании принесенной игрушки педагог отмечает характерные особенности и отличительные признаки игрушки. После совместного рассматривания проводится игра «Кого я загадала».
Для проведения игры нам понадобится следующие игрушки: собака и щенок, заяц и зайчонок, белка и бельчонок. Педагог обращается к детям: «Кто это к нам прибежал и лает: гав-гав? Это. (щенок). Кто его мама? (Собачка). Как мама лает? Собачка большая, а щенок. (маленький). Собака лает громко, а щенок. (тихо). У мамы собаки хвост длинный, а у малыша щенка. (короткий)».
При работе с игрушкой (щенком) важно учить детей правильно отвечать на поставленный вопросы «Кто это?», мы должны получить ответ: «Это щенок». Далее следуют вопросы: «Какой щенок?» (Черный, с белым пятнышком, маленький, лохматый, Что умеет делать щенок? (Лаять, лакать воду, грызть косточку и т. д.) Как щенок будет звать свою мама? (Га-гав). Как мама собачка ласково называет своего малыша? (Щеночек)».
Для закрепления результатов можно составить совместный рассказ. Воспитатель говорит детям: «Ребята, а давайте мы вместе с вами расскажем про щенка. Я начну рассказ, а вы мне будете помогать. Его зовут Барбос. Он.». В этом месте воспитатель останавливается и детям предоставляется инициатива продолжить рассказ самим.
Суть совместного пересказа заключается в том, педагог задает детям логическую связь «щенок — он», и они начинают практически самостоятельно без помощи взрослого сочинять свой рассказ. Здесь мы видим развитие связной речи.
По этому же принципу дети разглядывают остальных животных. После этого взрослый загадывает загадки детям по пройденных животных.
-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой – зимой,
А в серой – летом. (Зайчик)
Затем детям предлагается по прыгать как зайчики, показать как зайчик прячется от лисы и как вострит ушки, когда прислушивается не ежит ли кто за ним. Такие упражнения развивают представления детей об образе дикого животного. В последующем это послужит дополнением к рассказу ребенка о животном, свой рассказ он сможет подтвердить не только словесно, но и с помощью движений.
Дети узнают и находят загаданный объект по 2-3 явным признакам, а затем и по признакам, которые нельзя увидеть, но принадлежать ему (лиса хитрая, мишка косолапый, белочка запасливая, зайка быстрый).
Для дальнейшего развития реи у детей дошкольного возраста необходимо усложнять задания, обогащать их словарный запас.
На следующих занятиях воспитанники разглядывают различные предметы, называют, что лежит перед ними, выделяют характерные признаки и особенности, сравнивают предметы между собой, употребляя основные сравнительные признаки (большой или маленький, широкий или узкий, длинный или короткий, низкий или высокий и т. д., вспоминают какие действия можно делать с этим предметом, какие действия может выполнять предмет.
На начальном этапе по развитию связной реи у детей младшего дошкольного возраста рассказывание идет при поддержке воспитателя, благодаря его наводящим вопросам. Дети, давая ответ на эти вопросы, подходят к рассказу об игрушке, а это также является необходимой предпосылкой для развития более сложного рассказа и способствует самостоятельному пересказу ребенка, уже без какой либо помощи взрослого.
Таким образом, ребенок от отдельных слов и обрывистых фраз переходит к развернутому самостоятельному рассказу.
Не менее важным методом развития речи детей является рассматривание и дальнейшее составление рассказа по картинкам, беседа. Данный метод работы с детьми был опубликован в работах В. Езикеевой и Е. Радиной. Цель данного метода заключается в следующем: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображено действие. Воспитатель акцентирует внимании ребят на центральном объекте- предмете (Кто нарисован на данной картинке). Затем внимание переключается на другие объекты, выделяются детали. С помощью наводящих вопросов дети составляю рассказ на основе ответов на заданные воспитателем вопросы.
Для примера, рассмотрим картинку «Мы кормим рыбок». Воспитатель рассаживает детей полукругом, так чтобы всем было видно, демонстрирует им картинку «Дети кормят рыбок» и предлагает им рассказать об увиденном. Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки.
— Что дети делают? (Рыбок кормят)
— Что мальчик держит в ручках? Как вы думаете, что лежит в этой баночке? (У мальчика в руках банка с кормом)
— Что мальчик делает с кормом? (Мальчик сыплет корм рыбкам)
— А где живут рыбки? (Рыбки живут в аквариуме, в воде)
— Сколько рыбок плавает в воде? (Много)
Дети рассказывают, что рыбки глотают корм; девочка заглядывает в аквариум и т. д.
Таким образом, одной из основных задач воспитателя в рамках детского дошкольного учреждения является всесторонне развитие речи детей. В этом педагогу помогают различные дидактические и подвижные игры, чтение сказок, постановка инсценировок по прочитанным произведениям и т. п.
Источник