Развитие речи ребенка в игровой деятельности
Виктория Шенерт
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Развитие речи дошкольников
в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки,изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью. Для них наиболее близкой и понятной навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Мы уделяем недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 2— 4-летним детям трудно. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Родители дома тоже могут создать все те же условия для развитие речи своих детей в игровой форме.
Мамам и папам можно предложить следующие игры:
Посмотри-ка, что я вижу
Посадите ребенка перед окном и сядьте рядом с ним, или просто возьмите его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном.Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «машина»,спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели. Показывайте эти картинки ребенку и напоминайте ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.
Пальчик в домике
Игры с пальчиками, если они сопровождаются незатейливыми стишками, очень полезны для развития речи; кроме того, они вовлекают в действие как правое, так и левое полушария мозга. Читая стишок,делайте следующее:
Пальчик в домике сидит, (сожмите руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри)
Затаился и молчит.
Выходи скорей, я жду.
Подожди, сейчас приду (резко вытолкните большой палец из-под других пальцев и издайте взрывной звук)
Мы ходим и трогаем вещи
Двухлетние ребятишки любят трогать все, что попадает им под руку. Вы можете помочь своему ребенку узнать больше о том, до чего он дотрагивается, если будете специально привлекать его внимание к этому. Во время купания, например, очень хорошо порассуждать о том, что ноготки на пальцах ног на ощупь твердые, а волосики мягкие. Походите с малышом по дому, дотрагивайтесь вместе с ним до разных вещей, а что бы превратить эту прогулку в забаву,приговаривайте: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся, Возьмем и дотронемся до ___ (название вещи)Выбирайте предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т. д.Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче».
Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о текстуре предметов
Покажи мне, как ты …
Эта игра поможет ребенку следовать вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что вы ему говорите.Начинайте каждое указание со слов: «Покажи мне, как ты …» и заканчивайте фразу. Эта игра очень проста, но ваш ребенок наверняка полюбит ее. Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать вам. Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до мамочкиного носа, трогаешь лодыжки, дотрагиваешься до папочкиной шеи. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.
Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки слухового восприятия
Источник
Елена Чикашова
Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности»
Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит в социум. Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Чем богаче словарный запас, правильнее произношение и речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, активнее осуществляется его психическое развитие и, тем полноценнее и содержательнее, его отношения с окружающими людьми. У многих детей развитие речи происходит с заминками, их речь является несвязной, что нередко напрямую влияет на понижение самооценки и нарушение их самосознания в более взрослом возрасте. Также нарушения речи ведут к замкнутости и отклонениям в развитии личности, негативности и неуверенности в себе, а в итоге таким детям сложно раскрыть свои природные способности, интеллектуальные возможности и заложенный потенциал.
Все эти последствия у ребенка можно исключить, занимаясь с ним развитием речи через игры, которые будут способствовать своевременному формированию правильной и чистой речи, смогут предупредить и исправить даже самые малейшие отклонения от общепринятых норм языка. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры — потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры — потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего,
в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
1. Игры на выполнение детьми соответствующих по тексту движений и
поручений воспитателя.
«Дружно ручки поднимаем»
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали — топ- топ,
Ручками похлопали — хлоп- хлоп.
«Птички»
Полетели птички,
Крылышками машут.
Прилетели, сели, посидели,
Зернышек поели,
И опять улетели.
«Дождик»
Дождик, дождик- кап да кап
Ты не капай долго так,
Хочется идти гулять,
Бегать, прыгать и скакать.
(На протяжении этой игры ребенок, подражая взрослому, тычет пальчиком в ладошку другой руки).
2. Звукоподражательные игры.
«Угадай, кто кричит»
Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку- животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».
Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.
«Мышка- мишка»
Воспитатель подбирает несколько парных игрушек, названия которых имеют близкий звуковой состав. Взрослый называет предмет и предлагает ребенку найти его. Малыш показывает его и называет. Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает свою игрушку и просит найти такую же, повторив название.
3. Простые сюжетные игры с предметными картинками.
«Комната для куклы»
В игре закрепляются знания детей об отдельных предметах мебели – стол, кровать, стул, шкаф, кресло и др., вводится собирательное существительное «мебель», с помощью игрового сюжета расширяются представления о функциональном назначении каждого предмета мебели.
«Овощи»
Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.
Ход игры:воспитатель показывает картинки и просит детей ответить на вопрос: «Какие овощи нарисованы на картинке». (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.
4. Игры, развивающие моторику рук.
«Повар»
Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
«Веселые маляры»
Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх — вниз, слева — направо.
Мы покрасим этот дом,
Жить Ванюша будет в нем.
«Тук — тук –я стучу»
Ребенок удерживает руку в кулачке и отстукивает по поверхности стола каждое слово потешки.
Тук – тук — я стучу,
Новый столик сколочу!
«Сидит белка на тележке»
Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.
Сидит белка на тележке,продает она орешки:
Лисичке- сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
5. «Игры на кухне».
Мамы, как всегда, очень заняты. Но, несмотря на это, с малышами нужно играть.
Вот некоторые игры, в которые можно играть на кухне.
• «Вкусные слова» (А также можно солёные, кислые, варёные, горячие и т. д.)
Мама (занимается своим делом): «Давай вспомним
«вкусные» слова и представим, что угощаем друг друга.
Я угощаю тебя мороженым».
Ребёнок: «А я предлагаю попробовать сладкий банан».
И т. д.
• «Из чего готовим?»
Мама: «Я варю борщ. Назови продукты для его приготовления».
Ребёнок: «Вода, картофель, капуста, помидоры, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло».
• «Помощники»
Мама: «Назови одним словом прибор – помощник, при помощи которого варят кофе, чистят картофель, моют посуду, режут овощи, выжимают сок, убирают в квартире».
Ребёнок: «Кофеварка, картофелечистка, посудомоечная машина, овощерезка, соковыжималка, пылесос».
• «Чепуха»
Мама: «Сегодня я буду варить пироги».
Ребёнок: «Пироги не варят, а пекут. Варить можно овощи, мясо, рыбу, крупу». И т. д.
• «Кухонные сказки»
Мама: «Давай придумаем сказку про кастрюлю (банан, кухонные часы, ложку, вилку, чашку и т. д.).
Практические советы родителям.
Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным,родителям будет полезно ознакомиться со следующими практическими советами:
Каждый родитель должен помнить, что ребенок, в первую очередь, учится языку и речи на слух, наблюдая, исследуя, копируя, отвечая, играя и взаимодействуя с окружающими его людьми. Поэтому очень важно не употреблять при ребенке в повседневной жизни ненормативную лексику, слова-паразиты и не коверкать слова, «сюсюкаясь» с малышом. Говорить с ним нужно четко и с интонацией, стараясь произносить слова правильно, делая ударение на нужных слогах. Слыша с самого раннего детства правильную и чистую речь, ребенок в будущем, сам того не понимая, будет разговаривать также.
Исключить телевидение из повседневных развлечений ребенка. Конечно же, есть много детских телевизионных программ, направленных на обучение ребенка, однако такой способ обучения является пассивным, в нем не подразумевается человеческого взаимодействия. Многие исследования показывают, что у детей, которые слишком много смотрят телевизор в первые годы жизни, возникают трудности с концентрацией внимания и послушанием, когда они достигают школьного возраста. Гораздо лучше уделять ребенку больше внимания и заниматься совместно с ним развитием речи через игры.
Если ребенок рано перешел от грудного вскармливания к бутылочному и пристрастился к пустышке или соске, то не стоит откладывать в долгий ящик прекращение их использования. Постоянное употребление соски тормозит развитие речи малыша, ведь она закрывает ему рот, не давая возможности произносить звуки и пытаться говорить.
Многие родители недооценивают роль игр в развитии речи ребенка, в особенности в младенческом возрасте, что является большим упущением. Чем раньше с ребенком начнут заниматься развитием речи, тем лучшими будут результаты в будущем.
Родителям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка.
Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны родителя и быстро потеряет интерес к играм со старшими.
Необходимо разработать единую направленность с ребенком при развитии речи через игры. Важно обратить внимание на то, что интересует ребенка – на любые предметы, на которых он концентрирует свое внимание – и использовать эти предметы во время развивающих игр, комментируя их внешний вид и свойства. Это помогает создать единую направленность с малышом и показывает ему, что у него с родителями одинаковые интересы.
Многие дети любят походы в супермаркеты, где они могут кататься в тачках для продуктов. Можно использовать это пристрастие и в развитии речи, обращая внимание ребенка на сотни наименований продуктов, представленных на прилавках.
Раз в неделю с ребенком можно заниматься разыгрыванием домашних спектаклей. Это поможет развить его воображение, а заучивание реплик и стихотворений будет развивать память и речь ребенка.
Используемая литература:
• «Ребёнок в детском саду» 2013г. № 6.
• А. И. Максаков «Развитие правильной речи ребёнка в семье».
• Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста».
• А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение».
• Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
• Интернет ресурсы.
Источник
Автор:
Тимофеева Ирина Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №79 города Тюмени
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы.
Цель:
— развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:
— формирование словаря;
— развитие звуковой культуры речи, связной речи;
— формирование грамматического строя речи;
— развитие речи как средства общения.
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.
Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).
Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков.
В данном виде игр решаю задачу –формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы:
игровые:
— использование элементов подвижной игры
— сюрпризные моменты
— имитационные движения с элементами звукоподражания
— обыгрывание текста
-словесные:
— повторение речевого материала
— вопросы
— использование текстов с повторяющимися элементами
— чтение произведений со звукоподражаниями
— договаривание слов, фраз
— похвала
— наглядные:
— использование иллюстраций к текстам
— использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:
— содержание и разнообразие тематики
— постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
— максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
— сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.
В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей младшего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.).
Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов,используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.
В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию.
Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в
любой деятельности, но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.
В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.
В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в групповую приёмную).
Используемая литература, интернет-источники:
Фотографии из архива педагога
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005885
Свидетельство во вложении к письму.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Источник