Развитие речи ребенка в детском саду план самообразования воспитателя

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Мало – Уруссинского детского сада «Лейсан»

  Ютазинского муниципального района

Воспитатель:

Мингазова З.А.

первой квалификационной категории

План работы по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

   Второй год я работаю над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

    Актуальность:

   В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

   В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель :

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы , методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

 Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной

деятельности и совместной деятельности.

Перспективный план.

1 этап Установочный

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

2 этап Теоретический

1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного

учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).

3. Самореализация .Работа с методической литературой. 

3 этап

Практическое решение проблемы.

1.Работа с детьми.

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла».

Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Репка», «Болтливая утка» т.д.

Изготовление лепбука «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного

возраста».

Проведение проблемной ситуации составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок».

Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических

упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Сөмбелә”, “Нәүрүз”.

Разучивание стихотворений, песен.

Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки»,

«Рассказы для Степашки».

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

— Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

— Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями —

Анкетирование родителей.

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 6-7 лет»,

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация .

Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)

4 этап

Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.

Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением учителей начального класса и родителей.

5 этап

Итогово – контрольный

1.Работа с детьми. Мониторинг по развитию связной речи.

2.Работа с родителями. Анкетирование родителей.

3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного

материала детьми.

Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д

Литература:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.

Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском

саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском

саду. Москва ТС Сфера 2004г.

• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство

«Совершенство, 2001г.

• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,

конспекты. Москва ТЦ Сфера

• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва

«Просвещение» 1984г.

• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.

• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда»,

«Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,

• серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.

• «Учимся по сказке» Т. Большева.

• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

• А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Воспитатель:

                                                                                               Мингазова З.А.

первой квалификационной категории

Источник

Екатерина Хоменко
План по самообразованию «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема самообразования: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

Сроки реализации: 1год

Актуальность темы:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Использование игровых технологий решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Виды педагогических игр очень разнообразны.Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Самообразование является первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога.

Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни самообразовательной деятельности:

• Адаптивный

• Проблемно-поисковый

• Инновационный

Цели самообразования педагогов:

• Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

• Углубление знаний по разным методикам.

• Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

• Повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования:

• Общение с высококлассными, опытными педагогами.

• Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.

• Критический обзор периодической печати.

• Индивидуальный план самообразования.

Цель самообразования по теме:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи самообразования по теме:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.

Методы работы:

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

— совершенствовать разговорную речь;

— обогащать словарь;

— формировать грамматический строй и звуковую культуру речи.

Форма самообразования: групповая и индивидуальная.

Направления самообразования:

Основные направления Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучать, анализировать научно-методическую литературу. Постоянно

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями в Интернете по информатике и ИКТ. Постоянно

3. Повышать квалификацию на курсах. Постоянно

4. Принимать участие в занятиях по программе «Школа молодого педагога» По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать знания педагогов в области классической и современной психологии и педагогики.

Постоянно

2. Проводить тренинги, семинары, мастер-классы По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

3. Проводить психологические консультации для педагогов По запросу

Методические

1. Изучать и внедрять в практику работы проектно-исследовательские технологии на основе мотивации и активизации обучающихся. Постоянно

2. Организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

3. Изучать передовой опыт работы лучших педагогов МБУ ДО «СЮТ», города и области через Интернет. Постоянно

4. Проводить открытые занятия и воспитательные мероприятия. По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

6. Выступать с докладами по теме самообразования на педсоветах и совещаниях Постоянно

Информационно-коммуникационные 1. Изучать новые методы, приемы ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. Постоянно

2. Обзор в Интернете информации по теме самообразования, ИКТ, педагогике и психологии. Постоянно

3. Проведение мастер-классов по теме «Развитие творческих способностей обучающихся». По плану МБДОУ «Детский сад № 101»

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Постоянно

2. Вести пропаганду здорового образа жизни. Постоянно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Содержание работы Сроки

Подготовительный (выявление) Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Постановка целей, задач работы

Выдвижение гипотезы

Июнь – август 2018г.

Аналитический (изучение) Составление плана работы по самообразованию

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) Август – сентябрь 2018 г.

Организационный (обобщение)Теоретическая часть:

• Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п.

• Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

Практическая часть:

• Составление конспектов занятий, деятельности и т. д., их апробация.

• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности

• Проведение открытых мероприятий

• Выступление на педагогическом совете

• Участие в работе творческих групп Сентябрь – апрель 2019 г.

Завершающий (внедрение)

Оформление результатов обследования детей по проблеме. Май 2019 г.

Оформление опыта работы:

• Систематизация теоретической части

• Систематизация практической материала

• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

Презентационный (распространение) Распространение опыта работы

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:

• Рассказ;

• Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

Май 2019 гг.

План работы по самообразованию

№ п/п

Мероприятие Сроки

1. Подборка и изучение литературы;

— формулирование целей и задач;

Беседа с родителями по запросам. Июнь,2018 г.

2. Разучивание пальчиковых игр со словом.

Подготовка и разработка тренинга для родителей и педагогов «Сотрудничество с родителями, как базовый инструмент социализации детей»

Консультация для родителей «Сотрудничество с родителями, как базовый инструмент социализации детей» Октябрь,2018 г.

3.Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Ноябрь,2018г.

4. Приемы обогащения словаря Консультация Декабрь,2018г.

5.

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи Картотека песен Январь,2019г.

6. Говорим правильно Консультация для родителей Февраль,2019г.

7.

Игра на развитие словарного запаса Буклет для родителей Март,2019г.

8. Игры и упражнения для развития речи детей.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений Подготовка дидактического материала Апрель,2019г.

9. Результаты проведенной работы по самообразованию. Отчет Май,2019г.

Оценка эффективности работы по самообразованию:

Эффективность будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

— Качество знаний и умений педагогов в области инновационных образовательных технологий;

— Уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся;

— Степень удовлетворенности учащихся и их родителей образовательным процессом;

— Количество обучающихся, принявших участие в конкурсах, соревнованиях, выставках и т. д. ;

— Наличие и качество дидактического, учебно-методического и технологического обеспечения.

Литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм,движение: Пособие для логопедов и родителей.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007

14. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику«, М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков»

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006

Источник