Развитие речи ребенка третьего года жизни
Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.
Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.
Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).
Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.
Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:
1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;
2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);
3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)
Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.
Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).
На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).
В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.
Источник
лилия жгилёва
Консультация «Развитие речи ребёнка третьего года жизни»
Развитие речи ребенка третьего года жизни.
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко выразительно; большое значение приобретают паузы. Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его.Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы,с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000 — 1200 слов. Лексика В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения,а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет спать», «Артём идет гулять». Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета.Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин».Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами,как: «так, туда, тут». Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРОФЕН. Разумеется помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски,названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности: односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС; простые двусложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО; двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;- трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА; трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА; слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ; четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД; Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «Лото». Ежедневно следует анализировать не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять. На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама играя с дочкой, проговаривает все,что делает кукла Катя: «Катя села на стул. Катя спряталась за стул. Катя легла в постель. Катя залезла под стол.» Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов. Расширение и увеличение словарного запаса способствует вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, а также сонорные (Л, Р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА, заменяют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками [т] — [д]: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитиемартикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Нужно обратить внимание, правильный ли прикус у малыша. Не выдается ли вперед нижняя ли верхняя челюсть. Если появились сомнения, обязательно показать ребенка врачу — ортодонту, так, как от прикуса зависит чистота произношения. Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями. Чтобы правильно воспроизводить услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание.Гуляя с ним привлекать его к разным звукам: как поют птицы, журчат ручьи, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушать вместе, тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросить определить малыша тот или иной звук.Подарить ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросить его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись за ширмой или в соседней комнате. Разумеется, полезно слушать музыку,грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба».Учить малыша петь и петь вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки. С речевой функцией тесно связанны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать, шнуровать ботинки. Можно предложить народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней. Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду. речь задержка гимнастика логопед Почему заговорить бывает трудно Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Если в 2 — 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2 — 2,5 лет. Задержка речи на стадии называния Ребенок научившейся обозначать предметы словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятным, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во — вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в — третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Удобно если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах, и не доставляя окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры «ку-ку», спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку — ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, лечить. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша следует сократить. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. «Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины потребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения. Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизносительной стороны речи многих из нас интересует вопрос о нормах развития звукопроизносительной стороны речи, то есть когда и во сколько у ребенка должны появиться те или иные звуки. На этом вопросе я остановлюсь подробнее, и вы сможете сравнить и сделать анализ по отношению к вашему ребенку. Хочется сразу отметить, что современная логопедия отходит от представленных ранее данных на год-полтора, что связано с индивидуальными особенностями детей и неблагоприятными внешними факторами, присутствующими в нашей современной жизни. год — появляются или уже есть гласные звуки, и некоторые согласные Д*, Л*, Н*, С*, Х*, М*. года — в речи ребенка четко звучат твердые согласные Н, Т, Д. года — у ребенка есть свистящие звуки С, З, Ц и появляются шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. года — появляются сонорные звуки Р, Р*, Л, Л*. лет — Звуковая сторона речи усвоена. Вы, наверное, заметили, что к пяти годам лишь 20% детей правильно произносят все звуки русского алфавита. На это есть несколько причин,которые мы сейчас рассмотрим: Недоразвитие фонематических процессов. У таких детей чаще бывают пропуски и замены звуков.Например: вместо шишка ребенок произносит сыска или ак вместо рак. О развитии фонематических процессов вам сообщали мои коллеги, поэтому отнеситесь, пожалуйста, к данной ранее информации серьезно. Если причина неправильного звукопроизношения именно в этом, то развивая фонематический слух, ребенок начнет правильно произносить звуки. Более серьезная причина — органическое поражение речевого центра головного мозга. У таких детей затруднена не только постановка, но и автоматизация звуков, то есть очень долго ребенок не пользуется в речи поставленным звуком. Такому ребенку необходима комплексная помощь логопеда, невропатолога, психиатра. Неподготовленность артикуляционного аппарата, то есть вялая мимика губ, малоподвижный или массивный язык, укороченная уздечка. Немного остановлюсь на последнем. Вы самостоятельно можете проверить укорочена подъязычная уздечка у вашего ребенка или нет, попросив ребеночка высунуть язычок вперед, если язычок раздваивается посередине, то уздечку можно считать укороченной. Не бойтесь, вам не придется вмешиваться оперативно, так как есть специальные упражнения («Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка, которые помогут растянуть уздечку. На сегодняшний день у большинства детей с неправильным звукопроизношением встречается именно эта причина — слабость, вялость артикуляционного аппарата. Все это исправимо и вы самостоятельно сможете помочь своим детям с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление мышц языка, губ, всего артикуляционного аппарата.Существуют определенные требования к проведению артикуляционной гимнастики: Систематичность. Упражнения должны проводиться ежедневно, перед зеркалом, в хорошо освещенной комнате. Качество. Добиваться качественного выполнения всех упражнений. Существуют специально разработанные комплексы для формирования правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Вы, наверное,зададите вопрос: как двух-трехлетнего малыша усадить перед зеркалом и потребовать делать то, что хочет взрослый в течение 15-20 минут? Есть специальная методика проведения артикуляционной гимнастики — это сказка, сказка о веселом язычке. Вы можете ее придумать самостоятельно, используя свою фантазию и воображение.Можно начать так: жил — был веселый язычок в своем домике, домик это рот, двери в домике постоянно то открывались, то закрывались. Однажды язычок решил выйти погулять и погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул сильный ветер, и язычок съежился от холода (упражнение «Иголочка»). И так далее… Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Если у ребенка выявлено нарушение речи,то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение: согласовывать с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи; показывать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК); систематически и аккуратно выполнять с ним домашнее задание; заниматься ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме; не принуждать ребенка к выполнению домашнего задания; соблюдать точность и поэтапность выполнения заданий; вводить поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля; постепенно усложнять требования к речи ребенка; учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли; совместно с педагогами группы работать над развитием движений, воспитывать усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий; помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе; верить в силы своего ребенка, верой и терпением вселять в него уверенность в исправление нарушения речи. не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; не фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т. д.). Необходимость дыхательной гимнастики. Для того чтобы речь ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.
Источник