Развитие речи ребенка тема транспорт

Сабина Мустафина
Конспект занятия по развитию речи на тему «Транспорт»

Конспект

«Речевое развитие. Развитие речи».

Тема: «Транспорт»

Подготовила:Воспитатель: Мустафина Сабина Ильгизовна

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Задачи:

1. Расширять знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

2. Развивать навык правильного использования в речи относительных прилагательных и согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа.

3. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

4. Развивать любознательность, мышление, фантазию и воображение, речь.

5. Воспитывать уважение к профессии водителя.

6. Умение дифференцировать цветовые сигналы светофора.

7. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

8. Развитие логического мышления, сообразительности. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.

9. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

10. Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей.

Материал: Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, загадки.

Словарная работа: Водитель, воздушный шар, паровоз, планер, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Ход организованной образовательной деятельности

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада? (Пешком, на машине, на автобусе). Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). По — другому как мы назовем? Машина, автобус, такси это что? (Транспорт). Правильно ребята. Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте, и какие, виды транспорта у нас есть.

Воспитатель: Ребята мы с вами отправляемся в путешествие в мир транспорта.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, как вагончики, а ваши паровозик отвезут вас до нужного место. (Дети цепляются друг за друга как паровозиком и объезжают вокруг столов). Садятся на свои места.

Воспитатель:Обращается к детям: Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый, сообразительный, умный. Я буду задавать загадки и вопросы, кто знает правильный ответ, должен показать картинку отвечать хором не надо.

Послушайте загадки:

1. Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек.

Лишь оставили дымок

Дети: Это поезд.

2. Я важная машина

Есть кузов и кабина

Вожу любые грузы по ленточкам дорог

И парты и арбузы

Я вам доставлю в срок (грузовик)

3. Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем (велосипед)

4. Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе. (Автобус)

5. Я машина не простая,

Вся из алюминия.

И на крыльях я взлетаю

В это небо синее.

Пассажирский, грузовой,

Иногда сверхзвуковой. (Самолет)

6. Он самолету младший брат,

Но крыльев не имеет.

Зато летать без всех преград,

Как Карлесон умеет. (Вертолет)

7. Два колеса и руль у «братца»,

Умчусь на нем сегодня вдаль.

А чтобы в гору мне забраться,

Кручу сильнее я педаль. (Велосипед)

8. В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно –

Ты машину вызывай.

Та приедет: «Я свободна!

Довезу куда угодно!» (Такси)

9. Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, —

Набери скорей ноль-три.

И приедет. (Скорая помощь)

10. Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной,

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры, словно стрелы. (Пожарная машина)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Предлагаю поиграть в игру.

«Распредели транспорт верно»

Ребята, давайте определим, к каким видам транспорта относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта;

-вода (водный транспорт)

-земля (наземный транспорт)

-воздух (воздушный транспорт)

Например: Автобус – кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход). Наземный

Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации — карточки с транспортом,

Воспитатель: просит детей назвать и соотнести к нужной категории.

Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек.Дети: Управляет человек.

Физминутка:

Самолет построим сами (руки вверх над головой)

Понесемся над лесами (руки, в стороны изображая крылья самолета)

А потом вернемся к маме (шагаем на месте).

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение».

Я начну предложение, а вы закончите.

Поездом управляет кто? (машинист)

Самолетом (пилот)

Машиной (шофер)

Велосипедом (велосипедист)

Кораблем (капитан)

Мотоциклом (мотоциклист)

«Чем управляет». Машинист (поездом)

Воспитатель: Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт». Я начну предложение,вы должны его закончить:

Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,

Самолет летит, а автобус…- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.

Вертолет летит, а велосипед…- едет, троллейбус едет, а воздушный шар…- летит.

Подводная лодка плывет, а грузовик…- едит.

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Следующее задание на внимательность. Игра «Летает — не летает»

Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт — вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.

Вертолет – дети выставляют руки в стороны.

Трамвай — топают ногами.

Самолет, автобус.

Воспитатель: Молодцы!

• Ребята, где мы сегодня путешествовали? О чём мы сегодня говорили? Какие виды транспорта, мы изучили?

• Вам понравилось путешествие?

• Какое задание вам было самым интересным?

• Вы сегодня хорошо работали на занятии, поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания. Воспитатель раздает раскраски автомобиль.

Источник

Петрушина Юлия
Конспект занятия по развитию речи «Транспорт»

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Транспорт»

Цель: уточнить представление детей о транспорте (наземном, воздушном, водном).

Задачи:

• Расширить и активизировать словарь детей по теме.

Развивать речемыслительную деятельность, внимание, память, умение обосновывать свои суждения, выслушивать ответы друг друга до конца.

• Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывать у детей эмоциональный положительный отклик на игровые действия. Развивать дружеские взаимоотношения между детьми.

Демонстрационный материал: письмо, картинки транспорта, значки (дорога, облако, вода, мяч.

Раздаточный материал: медальки, картинки с транспортом, листы-раскраски на каждого ребёнка.

Ход работы:

I.Орг. момент

Дети входят в группу

В. Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся, пожелаем друг другу и гостям здоровья.

В. Ровно в 9 по режиму Есть занятие у нас, Чем мы будем заниматься, Кто ответит нам сейчас?

Д. Занятие по развитию речи, будем разговаривать, беседовать друг с другом и играть.

В. Тогда не будем терять время. Утром в нашу группу почтальон принёс письмо. (Читаю кому) «Детский сад «Солнышко», старшая группа №2» Это нам?

В. Интересно, что же там? Давайте откроем конверт.

«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам паровозик из Ромашково. Я знаю, что вы любознательные, многим интересуетесь, любите отгавыть загадки. Поэтому я решил послать вам несколько интересных загадок. Чтобы их отгадать надо внимательно слушать, подумать и ответить. А если вы будете активно работать, то в конце занятия вас ждёт сюрприз. Желаю успехов.»

В. Ну что же, слушайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое?. (самолет)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?. (пароход)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (велосипед)

Крыльев нету, но она, Для полётов рождена. Выпускает яркий хвост – Поднимается до звёзд. (ракета)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (поезд) (Отгадки выставляю на доску)

В. Я думаю, что паровозик Тишка, был бы доволен вашими ответами. Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Д. О транспорте.

II.Артикуляционная гимнастика

В. А прежде чем начать беседу, давайте разомнём свои язычки и щёчки. Присаживайтесь на свои стульчики. (Обращаю внимание на осанку)

Сели ровно: Ноги стоят, Руки лежат, Логти у края А, спина прямая. Будем учиться произносить чётко и правильно чистоговорку: «Поезд мчится скрежеща-же, че, ща-же, че, ща.»

В. Что делает поезд?

Д. Мчится.

В. Как мчится поезд?

Д. Срежеща.

III.Беседа

В. Зачем нужен транспорт?

Д. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

В. На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты: пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов

В. Каким бывает транспорт?

Д. Наземным, воздушным,водным.

В. Почему транспорт называют наземным?

Д. Потому что передвигается по земле.

В. Назовите наземный транспорт.

Д. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

В. Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.

В. Почему транспорт называют воздушным?

Д. Перемещается по воздуху.

В. Назовите воздушный траноспорт.

Д. Вертолёт, ракета, самолёт…

В. Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.

В. Почему транспорт называют водным?

Д. Перемещается по воде.

В. Назовите его?

Д. Корабль, пароход, лодка…

В. Будем обозначать значком- волна.

IV.Игра «Земля, воздух, вода»

В. Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите на картинки. Нужно на столе найти картинку со своим видом транспорта. Приготовились?

В. Проверяем задание.

V.Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

В. А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

В. Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)

-Значит сколько транспорта назвали?

А вот ещё одна интересная игра «Угадай на слух вид транспорта».

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

VI. Игра «Что лишнее?» с карточками

В. Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой картинке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно.

В. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

VII. Игра с мячом

В. Все транспортные средства не могут перемещаться сами по себе, ими управляет человек.

В. Я думаю, что вы знаете как называют людей, которые управляют транспортом. Сейчас посмотрим. Я буду передавать мяч и называть транспортное средство, а вы будете отвечать полным ответом кто им управляет и возвращать мяч мне. (самолёт-пилот, пароход- капитан, машина-водитель, мотоцикл-мотоциклист)

А теперь вам надо собрать разрезную картинку и сказать, какой вид транспорта на ней изображен.

(дети собирают картинки)

В.: вы уже справились с заданием? Молодцы! Попробуйте назвать предмет на вашей картинке ласково.

Д.: у меня вертолётик.

У меня самолетик.

У меня грузовичок.

У меня машинка.

У меня кораблик.

У меня тракторок.

Замечательно! Вы опять меня порадовали. Соберите, пожалуйста, картинки в тарелочки.

VIII.Итог

В. — О чём мы сегодня говорили?

— Какое задание показалось самым интересным?

— Какое задание вызвало у вас затруднение?

— А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?

— Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть. (медаль на память и раскраски паровозика Тишки).

Источник

Эльвера Батырова
Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №16 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Речевое развитие»

на тему: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Выполнил:

Воспитатель: Батырова Э. Р.

имеющаяся квалификационная категория: без категории

стаж работы: 10л

г. Туймазы 2017г.

Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт.

Виды транспорта. Профессии на транспорте».

Задачи:

1.Образовательные:

— расширить знания детей о транспорте, уточнить понятия о различных видах транспорта: «наземный», «водный», «воздушный», «железнодорожый», а также названиях некоторых профессий в данной сфере;

— обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Транспорт.

Виды транспорта. Профессии на транспорте»

— совершенствовать грамматический строй речи детей:

— закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

— согласование существительных в родительном падеже ед. числа;

— закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных;

— закреплять умение образовывать множественные числа существительных в именительном и родительном падежах;

— закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Развивающие:

развивать речевую деятельность детей;

развивать фонематическое восприятие;

развиватьпсихические процессы: внимание, зрительное восприятие, слуховое

восприятие, мышление;

3.Воспитательные:

— воспитывать культуру общения, умение выслушивать ответы товарищей;

— воспитывать самостоятельность;

— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

— воспитывать уважение к труду водителей.

Активизация словаря: автомобиль, грузовик, автобус, трамвай, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, катер, колесо, кабина, капитан, пилот, лётчик, водитель, машинист, водный, воздушный, железнодорожный, наземный, металлическая, стеклянные, пластмассовый, кожаные, железная, ехать, лететь, плыть, управлять.

Предварительная работа: Рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.

Оборудование: Набор карточек с видами транспорта (водный, наземный, воздушный, железнодорожный) ;предметные картинки с изображением различных видов транспорта, раздаточные карточки с изображением транспорта (автобус, поезд, камаз, самолёт, машина, лодка); карточки с изображением дороги, моря, неба, железнодорожных путей, предметные карточки к игре “Что без чего?”; бумажные самолётики для дыхательной гимнастики,

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.

Готовы заниматься? Встанем в круг.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»(дети садятся застолы)

Воспитатель: Ребята,послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Что за чудо — длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином?

Дети: Автобус

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?

Дети: Самолет

Дым пускает над водой

Домик с белою трубой.

Он пыхтит почти, как чайник,

Капитан на нем начальник.

Дети: Пароход.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок.

Дети: Поезд.

На стрекозу похож слегка,

Взлетает ввысь под облака

Он без разбега. В нем пилот.

Конечно, это.

Дети: Вертолет.

Четыре колеса

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: автомобиль

Воспитатель: Повторим все вместе. Автобус, самолет, поезд, автомобиль, вертолет, корабль — как можно назвать одним словом.

Дети: Транспорт.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: о транспорте.

Воспитатель: Чтобы правильно и красиво говорить важно, размяться, выполнить дыхательную гимнастику.

(Сядьте ровно, спины выпрямите, ноги подружите.)

Дыхательная гимнастика — «Самолетик». Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет (подуть на самолётик, плечи не поднимать).

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам за помощью пришел Самоделкин, у него сломалась машина. Поможем, Самоделкину починить её.

Дети: Да, поможем

Воспитатель: Для этого вам необходимо выполнить задания.

Основная часть.

1. Игра «Путаница».

Воспитатель: Дети, посмотрите на доску, какой здесь беспорядок! Всё перепутано! (На доске карточки с изображением дороги, моря, неба, железнодорожных путей). Что же будем делать?

Дети: нужно навести порядок.

Воспитатель: Давайте определим каждому транспорту своё место передвижения. Вспомним, какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, водный, воздушный, железнодорожный. (Дети по-одному работают у доски, расставляют карточки в зависимости от того, где этот транспорт движется).

Дети: машина,автобус, грузовик и т. д. едет по дороге — это наземный транспорт.

Дети: самолёт, вертолёт летит в небе – это воздушный транспорт.

Дети: поезд,трамвай, электричка едет по железной дороге — это железнодорожный транспорт.

Дети: корабль,лодка, катер плывёт по воде это водный транспорт.

Воспитатель: Хорошо, справились с заданием, давайте повторим.

Какой транспорт мы называем наземным? Воздушным, водным? Железнодорожным?

Дети: Наземный транспорт движется по земле.

Воздушным называют транспорт, который летает в небе.

А водным транспортом, который двигается по воде.

Железнодорожный транспорт движется по рельсам.

Воспитатель: Посмотрите, какой порядок вы навели! Всё на своём месте! .

2. Игра «Сколько?»

Воспитатель: У вас карточки с изображением транспорта. Посмотрите внимательно на свои карточки, посмотрите на цифру в углу. Эта цифра будет обозначать число вашего транспорта.

Например,я скажу: У меня три вертолёта. А вы скажите, сколько у вас?

Дети: У меня три самолёта.

Дети: У меня одна лодка.

Дети: У меня две машины. И т. д.

Воспитатель :Хорошо с заданием вы справились

«Физминутка»

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям).

Да и снова полетели (руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперед)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи).

3. Игра “Что из чего”

Воспитатель:

Колесо из резины (какое) Резиновое.

Кабина из железа (какая) Железная.

Руль из пластмассы (какой) Пластмассовый.

Дверца из металла (какая) Металлическая.

Окна из стекла (какие) Стеклянные.

Сиденья из кожи они (какие) Кожаные.

Воспитатель: Хорошо.

4. Игра «Назови профессию».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?

Дети: Любым видом транспорта управляет человек.

Воспитатель. Верно. Посмотрите на картинки и назовите, кто, чем управляет.

Дети отвечают по картинкам

Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.)

Кто управляет кораблем? (Капитан.)

Кто управляет поездом? (Машинист.)

Кто управляет автомобилем? (Шофер, водитель)

5. Игра “Что без чего?”

Воспитатель: Посмотрите внимательно, у каждого предмета не хватает детали. Посмотрите на картинку,я говорю: «Лодка без вёсел»

А вы скажите, какой детали не хватает у вас. Отвечаем полным предложением.

Ответы детей.

Дети: Самолет без крыла.

Дети: Грузовик без кабины.

Дети: Машина без колеса.

Дети: Вертолет без винта.

Дети:Грузовик без кузова.

Дети. Корабль без паруса.

Воспитатель. Справились с заданием.

6. Игра «Один — много».

Воспитатель. Сейчас мы будем играть в игру «Один — много»: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «Трамвай», а вы должны сказать «трамваи».

Автобус – (автобусы)

Самосвал – (самосвалы)

Корабль – (корабли)

Велосипед – (велосипеды)

Грузовик – (грузовики)

Самолет – (самолеты)

Лодка – (лодки)

Машина – (машины)

7. Игра «Назови ласково».

Воспитатель. (Предлагаю картинки на выбор у доски). Возьмите одну картинку и назовите ласково. Например, теплоход – теплоходик.

Паровоз, самолет, машина, трамвай, корабль, лодка, вертолет, грузовик.

Дети :самолетик, машинка, паровозик, кораблик, лодочка, вертолетик, грузовичок, трамвайчик.

Итог :

Воспитатель: Хорошо. Все задания выполнили. А теперь вспомните, о чём мы говорили на занятии? Что вам запомнилось?

Дети: О транспорте.

Воспитатель: Какое занятие вам показалось сложным (легким?

Дети: Мне понравилась игра «Путаница».

Мне запомнилось игра «Назови ласково».

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня поработали, постарались (имена детей, выполнили все задания и помогли Самоделкину наладить машину. Теперь он может отправляться в путь. А за помощь Самоделкин оставил вам картинки- сюрпризы, вы раскрасите их в группе.

Источник