Развитие речи ребенка среднего дошкольного возраста

Елена Дручинина
Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№42 «Малинка» Старооскольского городского округа

Консультация на тему:

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Выполнил:

Дручинина Е. С.

воспитатель

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей.

Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук — психологи, физиологи, лингвисты, педагоги, фольклористы.

Необходимым условием развития речи ребенка является речь окружающих людей, подражая которой он постепенно практически овладевает родным языком [1]. Первые попытки что-то сообщить окружающим, далеко не совершенны, однако мать и близкие родные помогают сказать то, что хочет выразить ребенок. Даже не совершенная речь уже служит ребенку средством общения.

Пятый год жизни — период наибольшего увеличения активного увеличения словарного запаса. К пяти годам количество слов доходит до 2500. Уровень речевого развития может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).

При благоприятных условиях усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние ребенка активно формируются обобщающие функции слов [2].

Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами:

-появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение;

развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа [3].

На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если до этого отмечается доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе, напротив, речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, в свою очередь формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, входящих в лексику языка, но и научиться, грамматически правильно строить свою речь.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [4].

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к четырем годам во всех её наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева [5] морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, глагольные категории.

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.

Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависит от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано с логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметно окружают, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия. Слово дополняется мимикой, жестами и представляет по существу целую заключительную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются нормально.

Дети пятого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество не велико и мало увеличивается с возрастом.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

-на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово:

-вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее;

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что.».

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

-опускается союз или часть союза;

-один союз заменяется другим;

-союз становится не на том месте, где обычно употребляется.

Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей.

Особенности развития связной речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в функции общения [6].

На пятом году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической.

Дети четырех лет активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.

Особенности восприятия детьми литературных произведений. Восприятие художественной литературы рассматривается ваш активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание деятельность, которая воплощается во внутреннем действии, сопереживании героям, перенесении на себя события, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

В среднем дошкольном возрасте для понимания произведения ребенку уже не требуются иллюстрации [7] пятом году жизни ребенок осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи.

Таким образом, внимание вопросам развития речи уделялось еще в древности. Многие годы речевому развитию детей посвящали свои труды педагоги, психологи, методисты. Разработанные программы и методики сегодняшний день являются основой работы дошкольных учреждений по развитию речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Её становление изучают представители разных наук — психологи, физиологи, лингвисты, педагоги. Важно помнить, что даже не совершенная речь является для ребенка средством общения и мышления, а для её развития необходимо соблюдать следующие условия:

Формирование и обогащение словаря;

Работа над грамматическим строем языка;

Формирование и развитие связной речи;

Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.

Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности [3].

В свою очередь более развитая речь обеспечивает решение сложных задач общения, и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне.

Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарём, грамматическим строем, звуковым составом.

Читайте также:  Диагностики для исследования индивидуального речевого развития ребенка

Центральной особенностью дошкольного возраста является возникновение к 4-5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым.

Составной частью речевого развития детей 5-6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, является осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения [8].

Список литературы:

1. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение,2004. — 367

2. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

3. .Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / О. Б. Дарвиш. — М.: Владос — Пресс, 2003. — 264 с.

4. .Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. — М.: Просвещение, 2007. — 146 с.

5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 240 с.

6. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М. Р. Львов. — М.: Академия, 2000. — 248 с.

7. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. — 2-е издание — М.: Просвещение, 2005. — 255 с.

8. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. — М.: «Академия», 2006. — 608 с.

Источник

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Автор: Мантурова Ольга Вячеславовна

Организация: МБДОУ детский сад № 11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:

— осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;

— выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

— активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);

— используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

— в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:

— формирование словаря;

— формирование грамматически правильной речи;

— воспитание звуковой культуры речи;

— развитие монологической речи;

— приобщение к художественной литературе.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:

— речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

— объяснение происхождения (этимологии) слова;

— ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;

— договаривание слов, недосказанных воспитателем;

— игра «Подскажи словечко».

При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:

— существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;

— существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;

— глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;

— предлогов: под, из-за, из-под, между;

— на образовании слов по аналогии: лес – лесник.

Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:

— показ и объяснения артикуляции звука;

— отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;

— выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;

— предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

— многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

— проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;

— произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

Работа по обучению детей монологической речи включает:

— описание игрушки;

— формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;

— задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:

— обращать внимание детей на содержание литературного произведения;

— обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;

— формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;

— способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.

К концу года дети могут:

— значительно увеличить свой словарь;

— активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

— осмысленно работать над собственным произношением;

— осмысливать причинно-следственные отношения;

— подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

— рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

— активно сопровождать речью свою деятельность.

Литература:

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Опубликовано: 09.09.2015

Источник

Светлана Симонова
Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Тема собрания: «Развитие речи детей среднего возраста»

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, вовлечь в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель — логопед.

Место проведения : группа

План проведения

1. Вступительный часть.

2. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка»,

«Разбор проблемных ситуаций»

3. Характеристика речи детей пятого года жизни (учитель-логопед).

4. Педагогический всеобуч «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

5. Работа в микрогруппах;

• как сделать чтение интересным;

• игровая мини — программа;

7. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап

Подготовка материалов. Приглашение родителей на собрание. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского уголка по теме собрания.

2. Вступительный часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Читайте также:  Оценка физического развития у ребенка

(Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Тема собрания: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

3. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка»

Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор. (на столах лежат карточки с текстом)

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых — образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детской художественной литературы.

7. Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками. (Обсуждение.)

Разбор проблемных ситуаций

Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос.

Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

• Что нарисовано на картине?

• Что делают дети на картине?

• Про что (о чем) рассказал художник своей картиной?

(Перечисляет изображенные предметы, опишут картину, попытаются истолковать картину). Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ он убегает. Прибегая снова задает вопросы.

Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? — Какие вопросы задают ваши дети?

(Вопросы «кто, что, какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них выражается потребность ребёнка в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому часто не дослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем — то неизвестным, при попытке понять что-то новое.)

Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

(Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему — либо. Возможно прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие и др.)

Ситуация 4. Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по взрослому рассуждает!

Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

(В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки для успешного овладения письмом.)

Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 5-го года жизни»

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, становятся замкнутыми и раздражительными.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.

Передаем слово учителю-логопеду.

Ребёнок к 5 годам:

• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные,

наречия, местоимения и предлоги.

• активно осознаёт обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно — ласкательные суффиксы);

• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

• Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространённых предложений они у опускают отдельные члены предложения.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста.

— Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование сущ. И прилагательных в роде и числе, употребление род. падежа множ. числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе по неделям фото

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.

Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий — в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Не забывайте. Что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, подзарядиться положительными эмоциями.

Эмоциональные переживания, а не какие — либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

• загадать загадку и найти отгадку;

• поискать приметы времени года;

• познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

• поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д.

Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова — признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.

Работа в микрогруппах (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)

Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

(Рассказы родителей незаметно записываются)

Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Как сделать чтение интересным?

Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?».

Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.

Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, функциональные признаки (мяч – это игрушка, в него играют, начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становиться более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая стуктура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Подведение итогов собрания

1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в работе детского сада.

К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Источник