Развитие речи ребенка с помощью мнемотехники
Вероника Павлова
Развитие речи детей с помощью мнемотехники
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Педагоги знают, как непросто научить дошкольников – грамотной монологической речи. У детей с ОНР более позднее начало речи. Речь недостаточно фонетически оформлена. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращённую к нему речь, не может сам правильно озвучивать свои мысли. Речь многих детей нашей группы малопонятна. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, плохая память.
Проблема коррекции речи детей с ОНР в нашей группе решается комплексно,совместными усилиями:
• учителя-логопеда,
• воспитателей,
• педагога-психолога,
• инструктора по физической культуре
• музыкального руководителя,
• при существенной помощи родителей.
Работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального
При использовании метода наглядного моделирования для развития связной речия перед собой поставила ряд задач:
Развивать у детейпсихические процессы: логическое мышление, произвольное внимание, воображение, произвольную память.
Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
Развивать у детей умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
Формировать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.
Слайд. Местоимения графически изображаем в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.
ОНА ОН ОНИ ОНО
Данные символы помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей,позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.
Самым положительным моментом в использовании символов или графических изображений является то, что моя речь сводится к минимуму — я показываю изображение, а ребенок образовывает нужное слово.
Многообразны способы графического изображения предлогов. Сначала отрабатываю предлоги с ярко выраженным, конкретным значением (в, на, под, а позднее – остальные.
Также для формирования связной речи детей, важно обогащение словарного запаса.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Опорные схемы же при нашей кропотливой и целенаправленной работе делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ.
Начинаем я с того, что учим детей составлять предложения из определённых слов по паре картинок. Например, Гриб-ёлка (Гриб растёт под ёлкой.) Кошка – дерево (Кошка залезла на дерево) и т. д.
При этом привлекаю внимание к правильному согласованию слов в предложении.
Провожу игры на образование родственных слов:
«СНЕЖНАЯ КАРТИНКА»
Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная, потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.
• Если слово ласковое, маленькое – снежок.
• Если слово длинное – снегопад.
• Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
• Если слово — человек, сказочный персонаж – Снегурочка.
• Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
• Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
• Если слово – цветок – подснежник.
• Если слово — птица — снегирь.
“Волшебное дерево”.
Содержание игры: весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
• Если слово маленькое, ласковое – листочек.
• Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
• Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
• Если слово, когда листья падают – листопад.
• Если слово-дерево – лиственница.
Методы мнемотехники используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1 — Осуществляется ознакомление с информацией (сказкой, рассказом).
Этап №2 — Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы,например:
Волк- медведь- домик-
Этап №3 — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №4 – Осуществляется пересказ информации ребенком, с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При использовании мнемотехники я иду от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.
Используя мнемотаблицы-схемы, как дидактический материал,я работаю по следующем направлениям:
1. Обучение связанному рассказыванию
2. Пересказ произведений художественной литературы
3. Заучивание стихотворе
Мнемотаблицы я использую для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, согласно планированию лексических тем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина; цвет; форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит);
• за что нравится (не нравится).
По данной модели можно составить описание отдельного предмета,
Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.Например:
• Цвет – дети рисуют цветовые пятна;
• Форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
• Величина – дети рисуют два предмета контрастной величины;
• Человек – для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нём заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевлённый предмет);
• Контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребёнок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
• Рука- какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
• Знак вопроса – название предмета или объекта.
• Восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
(слайд показ таблицы)
Соня Б. рассказывает о своей любимице кошке. Чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции, воплотить их в слова, предлагаю ребёнку игру-перевоплощение, т. е превратиться в кошечку и рассказать о себе,здесь же вместе с детьми зарисовываю схему рассказа:
Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.
Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей.Я умею мяукать: мяу!
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Очень нравится нашим детям пересказывать сказки, и пусть очень знакомые. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаём вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?». Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев. В таблице схематически изображаем персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть изображаем все то, что посчитаем нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. По началу, наши дети не любили учить стихи. Заучивание стихотворений вызывало у них большие трудности, быстрое утомление. Использование моделирования облегчало и ускоряло процесс запоминания и усвоения текстов. Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению. И так, шаг за шагом создаём мнемотаблицу. схематически.
• — после этого ребенок визуально, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Сейчас большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть,таким образом: они “рисуют” его. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
За время работы группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения по различным лексическим темам.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
В этом большим подспорьем для меня является книга из серии «Мир вашего ребёнка» С. В. Кузнецовой, Е. А. Терских «Развиваем детскую память». Богатый выбор дидактических игр и упражнений, готовые таблицы помогают мне в формировании словесно-логической памяти и развитию связной речи. Например, игра «Нарисуем сказку или стих»: читаю текст по фразам, обговаривая с детьми, какое событие произошло, кто главный участник этого события. Что можно нарисовать? Рисунки делаем схематично, не прорисовывая детали.
Юлий Ким
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек.
Также мнемотаблицумы разрезаем на карточки и играем в следующие игры:
«Что за чем»— восстановление последовательности картинок.
«Найди лишнюю картинку»
«Что изменилось?»
«Найди ошибку» — последовательность картинок по тексту сказки или рассказа
. Очень нравится детям игра «Живые картинки».
Например,один из вариантов: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на мнемотаблице, объясняет словами или словосочетаниями что они изображают и поднимают картинки д.
А вот ещё одна игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Читаю отрывок текста, а ребенок находит картинку. Таким образом, в игровой, ненавязчивой форме легко выучить стихотворение или пересказать текст и развивать память ребёнка.
Существенную помощь оказывает наглядное моделирование при ознакомлении детей с окружающим миром. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
Способствую тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулирую собственную речевую активность детей, организуя в группе развивающую речевую среду.
. Например, во время ежедневного одевания и раздевания закрепляю названия предметов одежды, их качество (цвет, материал, фактура)
Для этого мы для детей приготовила «подсказки»: «Алгоритм одевания на прогулку»
а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т. д.
уход за комнатными растениями,
сервировки столов,
что заметно облегчало детям запомнить последовательность действий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если учитель-логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.Перед собой ставлю ряд задач:
• Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
• Познакомить родителей с приёмами и методами развития детей с помощью мнемотехники.
• Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.
Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессеДля повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации, темы бесед для родителей,такие как: «Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихов», «Учите детей думать и говорить», где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать, и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родителям было предложено вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по — прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.
Среди всех форм работы я бы хотела сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Проведённый мастер-класс: «Создаём мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми». Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринужденной обстановке. Родители с удовольствием занимались с детьми по готовым, предоставленным схемам. А после проведённого мастер-класса, загорелись идеей вместе с ребёнком в выходной день нарисовать мнемотаблицу и выучить по ней стихотворение. А Ярослав с мамой из рекламных буклетов супермаркетов изготовили мнемотаблицу к стихотворению «Овощи.
Ребёнок с таким удовольствием рассказывал, как они вместе с мамой изготовили таблицу, а потом с помощью этой таблицы выучили стихотворение. Им также понравилась идея создавать мнемотаблицы с помощью компьютерной графики. Рита со своей старшей сестрой составили рассказ «Я и моя семья»
Итак, преимущество нового подхода взаимодействия педагогов и родителей не оспоримы. С помощью мнемотаблиц у детей расширился круг знаний об окружающем мире, активизируется словарный запас, преодолевается робость, застенчивость. У детей появляется желание выступать перед сверстниками. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связанная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовностью его к школе.
hf
Источник