Развитие речи ребенка с помощью мнемотехники

Вероника Павлова
Развитие речи детей с помощью мнемотехники

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Педагоги знают, как непросто научить дошкольников – грамотной монологической речи. У детей с ОНР более позднее начало речи. Речь недостаточно фонетически оформлена. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращённую к нему речь, не может сам правильно озвучивать свои мысли. Речь многих детей нашей группы малопонятна. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, плохая память.

Проблема коррекции речи детей с ОНР в нашей группе решается комплексно,совместными усилиями:

• учителя-логопеда,

• воспитателей,

• педагога-психолога,

• инструктора по физической культуре

• музыкального руководителя,

• при существенной помощи родителей.

Работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

При использовании метода наглядного моделирования для развития связной речия перед собой поставила ряд задач:

Развивать у детейпсихические процессы: логическое мышление, произвольное внимание, воображение, произвольную память.

Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

Развивать у детей умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

Формировать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.

Слайд. Местоимения графически изображаем в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ОНА ОН ОНИ ОНО

Данные символы помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей,позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.

Самым положительным моментом в использовании символов или графических изображений является то, что моя речь сводится к минимуму — я показываю изображение, а ребенок образовывает нужное слово.

Многообразны способы графического изображения предлогов. Сначала отрабатываю предлоги с ярко выраженным, конкретным значением (в, на, под, а позднее – остальные.

Также для формирования связной речи детей, важно обогащение словарного запаса.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Опорные схемы же при нашей кропотливой и целенаправленной работе делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ.

Начинаем я с того, что учим детей составлять предложения из определённых слов по паре картинок. Например, Гриб-ёлка (Гриб растёт под ёлкой.) Кошка – дерево (Кошка залезла на дерево) и т. д.

При этом привлекаю внимание к правильному согласованию слов в предложении.

Провожу игры на образование родственных слов:

«СНЕЖНАЯ КАРТИНКА»

Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная, потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.

• Если слово ласковое, маленькое – снежок.

• Если слово длинное – снегопад.

• Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).

• Если слово — человек, сказочный персонаж – Снегурочка.

• Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

• Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.

• Если слово – цветок – подснежник.

• Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

• Если слово маленькое, ласковое – листочек.

• Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

• Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

• Если слово, когда листья падают – листопад.

• Если слово-дерево – лиственница.

Методы мнемотехники используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 — Осуществляется ознакомление с информацией (сказкой, рассказом).

Этап №2 — Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы,например:

Волк- медведь- домик-

Этап №3 — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №4 – Осуществляется пересказ информации ребенком, с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При использовании мнемотехники я иду от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.

Используя мнемотаблицы-схемы, как дидактический материал,я работаю по следующем направлениям:

1. Обучение связанному рассказыванию

2. Пересказ произведений художественной литературы

3. Заучивание стихотворе

Мнемотаблицы я использую для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, согласно планированию лексических тем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.

• принадлежность к родовидовому понятию;

• величина; цвет; форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит);

• за что нравится (не нравится).

По данной модели можно составить описание отдельного предмета,

Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.Например:

• Цвет – дети рисуют цветовые пятна;

• Форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

• Величина – дети рисуют два предмета контрастной величины;

• Человек – для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нём заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевлённый предмет);

• Контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребёнок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

• Рука- какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

• Знак вопроса – название предмета или объекта.

• Восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.

(слайд показ таблицы)

Соня Б. рассказывает о своей любимице кошке. Чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции, воплотить их в слова, предлагаю ребёнку игру-перевоплощение, т. е превратиться в кошечку и рассказать о себе,здесь же вместе с детьми зарисовываю схему рассказа:

Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.

Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей.Я умею мяукать: мяу!

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Очень нравится нашим детям пересказывать сказки, и пусть очень знакомые. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаём вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?». Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев. В таблице схематически изображаем персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть изображаем все то, что посчитаем нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. По началу, наши дети не любили учить стихи. Заучивание стихотворений вызывало у них большие трудности, быстрое утомление. Использование моделирования облегчало и ускоряло процесс запоминания и усвоения текстов. Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению. И так, шаг за шагом создаём мнемотаблицу. схематически.

• — после этого ребенок визуально, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сейчас большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть,таким образом: они “рисуют” его. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

За время работы группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения по различным лексическим темам.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

В этом большим подспорьем для меня является книга из серии «Мир вашего ребёнка» С. В. Кузнецовой, Е. А. Терских «Развиваем детскую память». Богатый выбор дидактических игр и упражнений, готовые таблицы помогают мне в формировании словесно-логической памяти и развитию связной речи. Например, игра «Нарисуем сказку или стих»: читаю текст по фразам, обговаривая с детьми, какое событие произошло, кто главный участник этого события. Что можно нарисовать? Рисунки делаем схематично, не прорисовывая детали.

Юлий Ким

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик, —

Получился человечек.

Также мнемотаблицумы разрезаем на карточки и играем в следующие игры:

«Что за чем»— восстановление последовательности картинок.

«Найди лишнюю картинку»

«Что изменилось?»

«Найди ошибку» — последовательность картинок по тексту сказки или рассказа

. Очень нравится детям игра «Живые картинки».

Например,один из вариантов: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на мнемотаблице, объясняет словами или словосочетаниями что они изображают и поднимают картинки д.

А вот ещё одна игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Читаю отрывок текста, а ребенок находит картинку. Таким образом, в игровой, ненавязчивой форме легко выучить стихотворение или пересказать текст и развивать память ребёнка.

Существенную помощь оказывает наглядное моделирование при ознакомлении детей с окружающим миром. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Способствую тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулирую собственную речевую активность детей, организуя в группе развивающую речевую среду.

. Например, во время ежедневного одевания и раздевания закрепляю названия предметов одежды, их качество (цвет, материал, фактура)

Для этого мы для детей приготовила «подсказки»: «Алгоритм одевания на прогулку»

а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т. д.

уход за комнатными растениями,

сервировки столов,

что заметно облегчало детям запомнить последовательность действий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если учитель-логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.Перед собой ставлю ряд задач:

• Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

• Познакомить родителей с приёмами и методами развития детей с помощью мнемотехники.

• Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессеДля повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации, темы бесед для родителей,такие как: «Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихов», «Учите детей думать и говорить», где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать, и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родителям было предложено вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по — прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.

Среди всех форм работы я бы хотела сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Проведённый мастер-класс: «Создаём мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми». Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринужденной обстановке. Родители с удовольствием занимались с детьми по готовым, предоставленным схемам. А после проведённого мастер-класса, загорелись идеей вместе с ребёнком в выходной день нарисовать мнемотаблицу и выучить по ней стихотворение. А Ярослав с мамой из рекламных буклетов супермаркетов изготовили мнемотаблицу к стихотворению «Овощи.

Ребёнок с таким удовольствием рассказывал, как они вместе с мамой изготовили таблицу, а потом с помощью этой таблицы выучили стихотворение. Им также понравилась идея создавать мнемотаблицы с помощью компьютерной графики. Рита со своей старшей сестрой составили рассказ «Я и моя семья»

Итак, преимущество нового подхода взаимодействия педагогов и родителей не оспоримы. С помощью мнемотаблиц у детей расширился круг знаний об окружающем мире, активизируется словарный запас, преодолевается робость, застенчивость. У детей появляется желание выступать перед сверстниками. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связанная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовностью его к школе.

hf

Источник