Развитие речи ребенка с помощью игры

Развитие речи ребенка с помощью игры thumbnail

Как развить речь ребенка с помощью игр

Развитие речи ребенка происходит постоянно. Вот почему так важно проговаривать все свои действия с малышом: «Сейчас мы с тобой оденемся и пойдем на прогулку. Где твоя шапочка?». Слушая вашу речь, он пополняет свой словарный запас и осваивает принцип построения предложений из отдельных слов.

Даже взрослого ребенка полезно периодически спрашивать о названиях и назначении тех или иных предметов, известны ли они ему. Вы удивитесь, но на практике оказывается, что и старшие дошкольники зачастую не могут назвать вещи, которые видят изо дня в день — «порог» или «оконную раму», например.

Пополнение словарного запаса и формирование речевого навыка происходит и тогда, когда мы читаем ребенку книжки и заучиваем стихи. Однако развитие речи словарным запасом и навыком построения фраз не ограничивается. Не менее важно правильное дыхание и артикуляция. Для их выработки и закрепления разработан целый комплекс разнообразных игр.

Игры для развития дыхания

Все слова мы произносим на выдохе, и, следовательно, чем более тренирована наша дыхательная система, тем больше слов умещается в один выдох. Самый простой способ тренировки — дуть во все, что для этого подходит: свистеть в свистульки, дудеть в дудочки, надувать воздушные шарики и мыльные пузыри.

Ветер 
Возьмите кусочки ваты или бумаги и положите их на стол. Ваша задача сдуть их как можно дальше. Кто дальше сдул, тот и выиграл.

Выстрел 
Ребенок берет губами «пулю» (предмет цилиндрической формы, не пропускающий воздух; идеально подойдут пробки от вина или пластиковые от шампанского) и на выдохе должен выстелить ею как можно дальше.

Коктейль 
Возьмите соломинку, опустите ее в жидкость и покажите ребенку, как, выдыхая, делать пузырьки. Играть можно как с напитками в чашке, так и в ванне, создавая вокруг себя «эффект джакузи».

Игры для развития артикуляции

Упражнения по артикуляции необходимы, чтобы произносить звуки правильно и говорить внятно. В этом процессе задействованы и лицевые мышцы, и речевые области коры головного мозга, и так называемые «произносительные органы речи», включающие в себя гортань, глотку, нёбо, губы и язык. Все они хорошо тренируются при произнесении скороговорок и считалочек. Есть и другие способы тренировки, например, артикуляционная гимнастика.

Хоботок 
Расскажите ребенку, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Чтобы сделать, как пчелка, нужно сложить из губ хоботок и через него втянуть воздух. Хороший результат, когда ребенок может делать это в течение 5-8 секунд. Полезная гимнастика для хоботка — пить воду через соломинку.

Веселая змейка 
Изобразите с малышом улыбающуюся змейку, которая играет язычком — то высунет его, то спрячет.

Лошадка 
Поцокайте язычком, изображая, как скачет лошадка. При этом нижняя челюсть остается неподвижной, а цокает только язык.

Дразнилка 
Ребенок открывает рот, высовывает язык и, произнося звук «э-э-э», болтает им в разные стороны — вверх, вниз, от одного угла рта к другому.

Маленький поэт 
Научите малыша сочинять стихи, повторяя последний слог фразы. Например: 
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра. 
Начинается игра — ра-ра-ра, ра-ра-ра. 
Все несутся, кто куда — да-да-да, да-да-да. 
И играют в чехарду — ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Игры для пополнения словарного запаса: глаголы, детеныши и жилища жи вотных и птиц, слова-антонимы, профессии, обобщающие понятия

Грамматический строй речи: уменьшительно-ласкательная форма сущ, множественное число, предлоги, относит и притяжат прилагат и другое.

Словесные цепочки 
Адаптированная для малышей версия игры «в города»: нужно называть слово, которое начинается с той же буквы, на которую закончилось слово, произнесенное предыдущим игроком. Например: ковёр — ракушка — апельсин — небо — облако и т.д.

Чемодан 
Пофантазируйте с ребенком, как будто вы отправляетесь в путешествие — в Африку, на необитаемый остров, на Северный полюс и т. п. Нужно собрать чемодан. Что малыш возьмет с собой?

Игры для формирования речевых навыков

Просите ребенка подробно рассказывать обо всем, что с ним произошло за день, пересказывать мультики и прочитанные сказки.

В гостях у сказки 
Предложите малышу придумать сказку или историю про какую-нибудь игрушку или прохожих на улице: «Представь, что вот эта девочка не просто девочка, а принцесса из далекой сказочной страны…». Ребенок может фантазировать и про себя самого: «Если бы я был волшебником…».

Экскурсия 
Возьмите какую-нибудь игрушку и попросите ребенка провести ей экскурсию по группе (магазину, детской площадке) — показать все помещения и вещи и объяснить, что и для чего нужно.

Угадай-ка 
Загадайте какой-нибудь предмет, а ребенок будет его отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»: «Это можно есть?», «Это сделано из дерева?», «Это больше, чем дом?».

В ваших силах придумать еще больше разнообразных игр, которые помогут малышу научиться правильно говорить и не дадут ему заскучать в транспорте, на прогулке или в очереди к врачу.

Практические результаты, накопленный опыт ведущих логопедов, педагогов, детских психологов позволил систематизировать результативные методы и приемы получения отличных результатов в развитии речи дошкольников в детском саду. Специалисты выделяют несколько общих групп методов речевого обучения:

Наглядные методы и приемы развития речи, которые чаще всего применяют в детском саду, разделяют по способу восприятия объекта. Непосредственными методами совершают наблюдение натуральных объектов на прогулке, экскурсии, выставке. Животные в зоопарке, листья в парке, цветы, музейные экспонаты рассматриваются и описываются словесно. Если непосредственно предметы осмотреть невозможно, их описывают опосредованным способом. Это изображения на картине, игрушки — прототипы натуральных предметов, действующие лица и события фильма или изображения на фотографиях. Методы направлены на привлечение внимания к объекту, запоминания, словесного описания и объяснения увиденного.

Словесные методы — это чтение и пересказ прочитанного, заучивание текста, умение его проанализировать, вступать в дискуссию при обсуждении и вести беседу.

К практическим методам относятся игры в сопровождении речи, инсценировки, театральные постановки, а также рисование, лепка, конструирование и моделирование. Применение практических методов приводит к приобретению речевых навыков, расширением словарного запаса, умению сформулировать словесную идею и донести до собеседника.

По характеру речей деятельности методы разделяют на: репродуктивные, основанные на восстановлении текста (заучивание наизусть, театрализованные сюжетные постановки), а также продуктивные (творческий пересказ, моделирование и развитие сюжета).

Приемы — это набор элементов для определенного метода, помогающего решать задачи по развитию речи у детей. Приемы речевого развития также выделены в несколько групп:

Речевой образец, когда педагог четко и громко произносит фразу, предлагая его как образец для сравнения и подражания детьми дошкольного возраста.

Повторное проговаривание — повторение одних и тех же звуков, слов или фраз для запоминания их детьми.

Объяснение применяется для разъяснения событий, правил, сути игры, значения слов, предметов и многого другого.

Указания — непосредственное руководство для детей, инструкция, как получить желаемый результат, каким способом или с какой помощью.

Вопрос — обращение к ребенку, которое требует ответа.

Оценка речи детей — итоговая характеристика деятельности малыша, мотивация к последующей работе.

Также существуют наглядные приемы — показ в процессе занятий наглядных пособий или пример правильной артикуляции при обучении произношения.

Приемы развития речи игрового характера направлены на создание благоприятного эмоционального фона, мотивируют к выполнению задания, увеличивают словарный запас.

Все методы и приемы разработаны и применяются на практике педагогами и профильными специалистами для формирования и своевременного развития речи. В дошкольном возрасте начиная с трех лет заметы индивидуальные особенности и отклонения в речевом развитии у детей, так как на этом этапе заканчивается формирование речи. Малыш должен произносить практически все звуки, иметь достаточный словарный запас, грамотно строить предложения и владеть связанной речью для возможности речевого контакта с собеседником. Это является нормой общего развития ребенка и показателем его уровня владения речью. Мелкий недостаток, который можно исправить в дошкольном возрасте, может быть причиной больших трудностей у крохи в дальнейшей жизни.

Современные формы работы через интернет

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

МААМ — сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога. Материfлы для публикации присылают таланливейшие специалисты! Конспекты занятий и примеры оформления группы к праздникам, детские поделки и примеры игр пригодятся любому родителю, который занимается с ребенком дома и не устает придумывать новые тематические задания.

Раздел «Дошкольное образование» Учительского портала (uchportal.ru)также представляет материалы специалистов: презентации, программы развития, планы и конспекты занятий. Неоспоримое преимущество этого контента — методическая продуманность, гарантия максимальной адаптации обучающего материала к психологии восприятия и обучения детей. Конечно же, вашему ребенку может что-то оказаться не интересным или не таким увлекательным, как вы бы хотели. Но на этом сайте есть из чего выбрать!

Развивающие игры для вашего голопуза (golopuz.org)- так называется сайт с небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-игр. Игры представлены в разделах «Алфавит», «Цифры», «Логические», «Внимание и память», «Пазлы». Самые очевидные плюсы сайта — игры бесплатны, а на сайте нет рекламы! Минус в явно недостаточном количестве этих игр. Впрочем, если их дозировать, как и любую деятельность ребенка за компьютером, их хватит на много увлекательных вечеров!

«Играемся» (igraemsa.ru)- еще один сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие. Реклама на сайте есть, но при правильном обращении со страницей ребенок может ее не заметить. Игры созданы на технологии flash и не будут работать на планшетах ipad.

Портал «Чудо-юдо» (chudo-udo.com) — настоящий клад развивающих материалов на любой вкус. Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы для малышей — каждый родитель найдет, чем заняться ребенку любого возраста! Сайт изобилует материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн-активностей. Даже если вы не будете пользоваться никаким другим сайтом для своего ребенка, вы обеспечите деятельность для домашних занятий на несколько лет вперед, потому что задания сайта растут вместе с ребенком.

Сайт «Развитие ребенка» (razvitierebenka.com)- старожил в интернет-пространстве для детей и родителей. Команда профессиональных педагогов и психологов не устает радовать нас обзорами развивающих игрушек и книг, рекомендациями дидактических пособий, а также описаниями упражнений, которые доступны для выполнения не только в домашних условиях, но и за пределами дома. На сайте много развивающих карточек и раскрасок для распечатывания.

На этих электронных презентациях (viki.rdf.ru)выросли детки, которые сейчас уже ходят в среднюю школу. Презентации высочайшего методического качества представлены во всем многообразии тем, которое только можно себе представить: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и многое другое. Если ваш ребенок тянется к компьютеру, но еще мал для самостоятельных занятий — открывайте презентацию и начинайте вести короткие, понятные ребенку рассказы о каждом слайде. Вот увидите, ребенок полюбит эти учебные разговоры не меньше чтения книг!

На сайте «По складам» (poskladam.ru)собраны уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Сайт монетизируется за счет рекламы, поэтому родителям необходимо настраивать окно, в котором ребенок выполняет задание, прежде чем усадить малыша за монитор. Но аналогов этим упражнениям в пространстве рунета практически нет. Игры разработаны на flash, поэтому будут недоступны для apple-устройств.

Развитие детей (razvitiedetei.info)- максимально лаконичное и понятное название для сайта, на котором есть все необходимое неутомимому родителю. Сайт полон конкретных практических рецептов: как научить пересказывать текст, научить вырезать ножницами, писать цифры, организовать веселый день рождения и многое другое. Статьи в большинстве своем живые, написанные от души, а не для поисковых роботов — тем и притягивает внимание сайт.

Придумать со своими детьми и их друзьями развивающие праздники, стенгазеты и различные обучающие активности вам поможет «Почемучка» (pochemu4ka.ru). На этом сайте много конкурсов для родителей и детей, есть своя библиотека и даже музыка и мультфильмы. В разделе «Мамин клуб» все желающие мамы могут поделиться своими поделками и идеями. Есть и свой форум для обсуждения самых животрепещущих тем.

Энциклопедия Мир природы (worldofnature.ru) — очень яркий, красочный сайт, изобилующий иллюстрациями, фотоснимками, информационным материалом о живом мире. Посмотрите, не пожалеете!

На детском сайте для родителей Чудесная страна (chudesnayastrana.ru)много интересного для малышей — сказки и были, потешки и путешествия, песни и стихи… да и много другого, очень интересного и развивающего.

Интернетенок.рф (xn--e1aahkmbbiose4p.xn--p1ai) – подборка различных интересных сайтов для детей и родителей

Источник

Елена Анисова
Развитие речи в играх

Развитие речи в играх

СЛАЙД № 1.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Обучая ребенка родной речи, мы, взрослые, способствуем развитию его интеллекта и эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.

СЛАЙД № 2.

Игры детей дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

1. дидактические игры;

2. подвижные игры;

3. сюжетно- ролевые игры и игры- драматизации.

Развитие речи в играхРазвитие речи ребенка с помощью игрыРазвитие речи ребенка с помощью игры

СЛАЙД № 3.

Дидактическим играм мы отводим большое значение в развитии речи дошкольников. Одной из главных для нас задач в организации дидактической игры – подобрать такие варианты, которые будут вызвать у детей интерес к играм со словом. В организованную образовательную деятельность и режимные моменты мы включаем речевые,дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание уделяем словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, описывая предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывая по описанию, находя признаки сходства и различия, рассуждая. В младшем дошкольном возрасте игры со словами направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще всего используем в целях формирования мыслительной деятельности, т. к. это способствует подготовке детей к обучению в школе. С помощью таких игр у детей улучшается речь и речевое общение.

СЛАЙД № 4.

Кроме дидактических игр немалую роль в развитии речи дошкольников отдаем подвижным играм. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий воспитанников любой ДОО. И если она подобрана правильно с учетом как физических, так речевых возможностей детей, то оказывает неоценимую помощь в работе любого педагога. Для развития речи дошкольников мы используем игры с речевым содержанием, хороводные игры и т. д. Проводя подвижную игру, мы стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчёлы», в которой одной из задач является закрепление и автоматизация звука [Ж] в словах, мы можем ее решить только в том случае, если дети будут хорошо различать шипящие и свистящие звуки. Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому мы их проводим живо, эмоционально и непринуждённо. С помощью хороводных игр мы развиваем связную, диалогическую речь, учим детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, с помощью которого мы повышаем речевую активность детей, способствуем коррекции нарушений коммуникативной сферы, воспитываем художественный вкус, учим детей лучше понимать окружающий его мир. Отбор хороводных игр мы осуществляем, учитывая возраст и эмоциональное состояние воспитанников. Кроме того, мы используем хороводные игры как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.

Развитие речи ребенка с помощью игры

СЛАЙД № 5.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В игре мы учим детей общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. В развитой ролевой игре мы формируем у них творческое воображение.

Развитие речи ребенка с помощью игры

СЛАЙД № 6.

Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат. Играя в «сказку», дети стараются использовать выразительные средства и интонации, соответствующие их герою, старается говорить четко, чтобы его поняли остальные. С помощью театрализации мы помогаем детям развивать грамотность и выразительность речи, расширяем их словарный запас.

Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Поэтому она связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОО. С помощью игры мы помогаем нашим воспитанникам овладеть новым объемом знаний, проявить самостоятельность и творческую активность, а также решить какую-либо умственную задачу, что помогает преодолеть трудности со связной речью. Таким образом, игры, объединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей и способствуют повышению результативности работ всех педагогов.

Развитие речи ребенка с помощью игры

СЛАЙД № 7.

Источник