Развитие речи ребенка раннего возраста средствами сенсорных игр

Татьяна Ботвиньева
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей

«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»

Цели:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задачи:

• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, различные игры из дерева на сенсорику, киндер яйца раскрашенные в 4 основных цвета, тактильные мешочки 10 шт (наполненные разной крупой).

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

Участники: дети группы, родители, воспитатель.

Ход встречи:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

«Воздушные шарики»

Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.

Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать надо ленту привязать.

Мы в руки ленточки возьмём и шар по цвету им найдем.

«Подбери чашки к блюдцам»

Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

«Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро,можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. А сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

«Найди пару»

Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.

Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями (каждой по 2).

Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек. Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Заключение.

Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

(раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем»).

Источник

Анастасия Стрижакова
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Цели:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задачи:

• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Информационные буклеты «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников». (Приложение №1)

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков).

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

4. Игра на рефлексию «Солнышко».

Участники: дети группы, родители, воспитатели.

Ход встречи:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей».

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Воспитатель: Устали пальчики, им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

— Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).

Приложение №1

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развитиямелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками,фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота! и т. д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Источник

Инна Березина
Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и обогащении словарного запаса.

Значение сенсорного развития состоит в том,что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

развивает внимание;

— даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Поэтому видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, — Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивать восприятие ребёнка.

— Проявлять потребность к исследованию окружающего мира (хочу всё знать).

Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы через – создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

Освоение образовательной области «Познание» происходит в форме совместной образовательной деятельности.

Реализация темы предполагает решение определённых задач:

— создать условия для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения,

обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей на основе интеграции различных игр (речевых, настольных, подвижных и т. д.)

— формировать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через посещение занятий, клуба общения для родителей «Ладушки», развлечений.

Занятия разрабатывала с учётом принципов:

• Принцип взаимосвязи, обучения и развития.

• Принцип индивидуального подхода.

• Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской деятельности.

Средства выполнения основных задач:

Развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры.

Развитие речи через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки» стихи с движениями.

Развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные постановки.

Развитие координации мелкой моторики через создание простейших картинок, сувениров и т. д.

Вначале ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала серию занятий, дидактических и сенсорных игр. Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Мудрые советы». В рубрику вошли сказки, потешки, стихи для самых маленьких.

Особое внимание при организации образовательного процесса уделяю комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Через игру развиваются память, внимание и образное представление. Обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.

Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра.

В своей работе я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом. В подборке и оформлении дидактического материала опираюсь на литературу Марии Монтессори.

В познавательно – развивающей среде группы есть игрушки и игры сделанные руками воспитателей и родителей из нетрадиционного, бросового, природного материала. Для изготовлении использовали разные технологии. Оформлены игры для развития тактильных, двигательных ощущений «Просей крупу»,игры с прищепками: «Ёжик», «Солнышко»; шнуровки «Узнай фигуру и её цвет», «Ягодка»; игра «Крупы ножками узнаем», игра «Определи на ощупь», «Узнай цвет геометрической фигуры».

Чтобы заинтересовать детей новизной предметов,я разрабатываю и провожу непосредственно образовательную деятельность в нетрадиционной форме:

• игра — путешествие

• экспериментальная — исследовательская

• познавательно – развивающая образовательная деятельность

Таким образом, правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями речи,как:

• существительными,

• глаголами

• прилагательными

• наречиями

Работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.Взаимодействие организую через различные формы:

• родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;

• встречи клуба «Ладушки» для родителей детей раннего возраста

• выставки литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

• практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

• консультация «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей».

Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую – либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в игровой деятельности совместно с детьми. Брали дидактический материал домой.

Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями, установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных результатов по развитию у детей умений, навыков, знаний по сенсорному и речевому развитию и воспитанию.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетические способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов ил звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Источник