Развитие речи ребенка раннего возраста психология

Развитие речи ребенка раннего возраста психология thumbnail

Особое внимание
в этом вопросе необходимо обратить на
то, что ранний возраст является сензитивным
периодом для усвоения речи. Интенсивная
подготовка к такому усвоению происходит,
как мы видели, уже в младенчестве: у
ребенка формируются основы фонематического
слуха, отрабатывается произнесение
речевых звуков, наконец, возникает
понимание и произнесение первых слов,
что расширяет возможности его общения
со взрослыми.

Стимулом для
усвоения речи является невозможность
обучиться приемам и правилам употребления
предметов только с помощью «немого»
языка, т.к. постоянно возникает у ребенка
необходимость обращаться к взрослым.

Здесь очень
интересен и важен такой момент, что,
если, взрослый пытается ловить каждое
желание ребенка, исполнять все, что он
хочет, по первому жесту, то ребенок может
долго обходиться без речи. Совсем другое
дело, когда взрослые вынуждают ребенка
говорить внятно, по возможности ясно
оформлять словами свои желания и только
тогда исполняют их. (Мухина, 85 г., С. 90)

Рассмотрим
динамику процесса овладения речью:

1 год

  • слова произносятся без
    изменения грамматической структуры;
    произносит несколько слов; преимущественно
    называет предметы, которые видит
    непосредственно. Преобладает пассивная
    речь (слушает).

1,5 – 2,5 года

  • изменяется грамматическая
    структура слова, меняются окончания;
    дети научаются комбинировать слова
    в 2-х – 3-х словные фразы; переход к
    активной самостоятельной речи; в этот
    период ребенок особо интересуется
    окружающими предметами (Что это?). )

2,5 – 3 года

  • речь достигает такого
    уровня, когда можно вступать в диалог.

Рассмотрим
детальнее указанные этапы.

За 2,5 года раннего
возраста речь развивается от примитивных
называний до осознанного выражения
мысли, беглой речи, состоящей из
грамматически правильных предложений.

В 1,5 года ребенок
использует двусловные комбинации («мой
папа»); 2,5 года – употребляет более
длинные и сложные предложения («Куда
пошел папа?»).

Без специального
обучения к 4-5 годам ребенок овладевает
правилами грамматики родного языка. В
своей речи он верно пользуется большинством
морфологических и синтаксических
правил, включая словоизменение,
образование времен, составление
предложений. Осваивая синтаксис, дети
одновременно постигают значения слов
и предложений – семантику.

Овладение
значением слова – очень важный аспект
развития речи. Любое слово – обобщение:
слово относится к группе, классу вещей.
Считается, что в основе ранних обобщений
лежит выделение легко замечаемых
признаков предметов (например, мягкие
пушистые предметы, животные – это «киса»
(кошка)). В дальнейшем дети усваивают
названия средней степени обобщенности,
поэтому, например дога назовут просто
собакой. К 2-м годам дети осваивают вопрос
«Что это?».

Накопление
названий предметов происходит в следующем
порядке: сначала усваиваются названия
непосредственно окружающих ребенка
вещей, затем имена взрослых, названия
игрушек, изображения предметов одежды
и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 годам
ребенок понимает почти все обращенные
к нему слова. Словарный запас достигает
1200-1500 слов к концу 3 года жизни, в нем
встречаются все части речи; среди
предложений встречаются основные их
типы, включая сложные бессоюзные и
союзные предложения.

На 3-м году жизни
понимание речи возрастает по объему и
изменяется качественно. Ребенок любит
слушать речь взрослых, любит радио,
детские пластинки, чтение сказок, стихов,
осваивает понимание речи-рассказа. Но
это понимание лучше осуществляется в
пределах наглядной ситуации.

Долго в детской
речи сохраняется признак многозначности:
одно и то же слово может относиться к
предмету и к действию с ним. Строя
гипотезу о значении слова, ребенок
пользуется своими общими представлениями
о мире и сведениями, почерпнутыми из
поведения взрослых. Поначалу дети могут
приписывать словам совершенно иные
значения, чем взрослые, или, например,
расширяют значения слова на основе
сходства формы, размера, звучания,
фактуры, движения предмета или сходство
функций («босые ноги» и «босый лук»,
например).

Сроки начала
интенсивного роста активного словаря,
появления 2-3 словных предложений и
первых вопросов зависят в 1-ю очередь
от характера общения ребенка и взрослых.
Если взрослые мало разговаривают с
ребенком, не побуждают к активному
использованию слов, предугадывают любое
желание ребенка, не стимулируя обращение
к активной речи, развитие речи может
замедляться.

На 3-м году жизни
возрастает речевая активность ребенка,
он разговаривает во время игр,
прислушивается к речи взрослых, не
обращенной к нему; легко запоминает и
воспроизводит небольшие сказки и стихи.
После 2-х лет речь принимает форму
диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка
на вопросы взрослых и вопросов к ним.
Диалог является частью совместной
деятельности ребенка со взрослым.

2-х летние дети
понимают как общие вопросы, требующие
ответов «да» — «нет», так и специальные,
начинающиеся со слов «где», «кто», «что»,
и обычно отвечают на них правильно. На
вопросы, начинающиеся со слов «когда»,
«как», «почему», «зачем», дети отвечают
так, как будто их спросили «что» и «где»,
но к 3-м годам понимание таких вопросов
уточняется.

Собственные
вопросы ребенка развиваются так же,
т.е., вначале общие «что»), а потом
специальные («когда»). Слова «этот»,
«тот», «там» дети употребляют правильно
уже в 2 года, но понимание их значения
приходит к 4-5 годам. (Сапогова Е.Е., 2001)

Обухова выделяет
следующие, известные к настоящему
времени, основные тенденции в развитии
речи ребенка раннего возраста:

  1. Пассивная речь в развитии
    опережает активную. Запас пассивной
    речи влияет на обогащение активного
    словаря. Сначала ребенок понимает
    слова-указания (до 1,5 лет), затем он
    начинает понимать слова-названия (до
    2,5 лет), позднее наступает понимание
    инструкций и поручений (после 2,5 лет до
    3 лет) и, наконец, понимание рассказов,
    т.е. контекстной речи.

  2. Первое языковое «открытие»,
    описанное В. Штерном. Ребенок открывает,
    что каждый предмет имеет свое название.
    С этого момента (2 года) ребенок
    обнаруживает ярко выраженную инициативу
    в развитии словаря. Появляются вопросы:
    «Что это?», «Кто это?». Это результат
    практического освоения языка в совместной
    деятельности со взрослыми.

  3. Развитие фазической и
    семической стороны языка. В начале
    раннего возраста в речи ребенка
    наблюдается феномен однословного
    предложения. «Фазически – это слово,
    семически – предложение», — писал Л.С.
    Выготский.

  4. Второе языковое «открытие»
    — это «открытие» флективной природы
    языка, описанное К. Бюлером. По мнению
    Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам
    «открывает», что слова в предложении
    связаны между собой. Гвоздев А.Н. писал
    о 3-х стадиях постижения ребенком
    грамматической структуры языка: сначала
    слова употребляются в женском роде,
    затем в мужском и, наконец, появляется
    дифференциация, т.е. правильное
    словоупотребление.

  5. В раннем возрасте развиваются
    значения детских слов. Происходит
    переход от многозначных детских слов
    к первым функциональным обобщениям.
    Основание для этого (обобщения) служат
    различные признаки предметов. Вначале
    ребенок группирует предметы по внешним,
    наиболее ярким и бросающимся в глаза
    признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени
    обобщение происходит по функциональным
    признакам, т.е. какую роль выполняют
    предметы. 3-я ступень – умеет вычленять
    общие и устойчивые признаки предметов,
    отражающие их природу, независимо от
    ситуационного, функционального
    использования данных предметов.

  6. Фонематический слух
    опережает развитие артикуляции. Ребенок
    сначала научается правильно слушать
    речь, а затем правильно говорить. (Фонема
    – это не просто звук, а «звук плюс смысл»
    (Выготский, Т. 4, С. 354)).

  7. В основе овладения
    синтаксическим строем языка лежит
    ориентация в его фонематической и
    флексивной системах. Т.е. ребенок вначале
    овладевает отдельными звуками, которые
    являются исходным материалом для
    построения слова, а затем отдельные
    слова в предложения (т.к. они могут быть
    связаны – 2-е открытие).

  8. В раннем возрасте развиваются
    функции речи, происходит переход от
    указательной (индикативной) к обозначающей
    (номинативной) функции речи. По словам
    Д.Б. Эльконина, называние одним и тем
    же словом разных предметов и есть та
    операция, которая создает возможность
    обозначения.

Д.Б. Эльконин
также считает, что речь и ее развитие –
есть не функция, а как особый предмет
(речь), которым ребенок овладевает так
же, как и другими орудиями. (Обухова, С.
218-220)

Как же усваивается
язык и формируется речь ребенка с точки
зрения психологических механизмов?
Предполагается, что это происходит 3-мя
путями усвоения языка и индивидуального
развития – это: 1) подражание; 2) образование
условнорефлекторных ассоциаций; 3)
постановка и опытная проверка эмпирических
гипотез.

Подражаниевлияет на формирование всех аспектов
речи, особенно фонетики и грамматики.
Этот механизм появляется у ребенка уже
в младенчестве («первые слова»). Но
подражание – это начальный этап речевого
развития. Без следующих 2-х он не в
состоянии привести к полноценному
усвоению языка.

Функция
условнорефлекторного обусловливанияв порождении речи заключается в том,
что использование взрослыми поощрений
ускоряет процесс развития речи. Однако,
если поощрения и не будет, то все равно
развитие речи будет происходить. (Немов,
С. 72)

Формулировка
и проверка гипотезыкак механизм
усвоения речи происходит таким образом.
Некоторые дети, видя, как открывается
и закрывается дверь, произносят слово
«дверь». Далее, например, отец говорит:
«Погладь собаку» и сам это выполняет,
ребенок же эту невербальную подсказку
понимает как значение слова «гладить»
и строит гипотезу, что означает это
слово. Однако, представим другой случай:
мать катит малыша в коляске по солнечной
улице и, часто поглядывая вверх, замечает:
«Какой чудесный день». И ребенок после
этого некоторое время может считать,
что «день» — это телевизионная антенна
на крыше, которую он видел в тот момент.
Немов Р.С. считает, что этот механизм
слишком интеллектуализирует процесс
развития речи у детей раннего возраста.
(Развитие личности ребенка, 87 г., С. 78)

Сочетание же и
взаимодействие этих 3-х механизмов и
объясняет речевое развитие. (Немов, С.
72)

Ранний возраст
также характеризуется развитием
эгоцентрической речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.

Особенности :

    Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

  • Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
  • Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

  • Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

  • Возникает описательная речь;

  • Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

  • Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

  • Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Как организовать занятие с малышом

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

  Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

  Провокация.или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

  Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

 Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

  Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

  Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслитель¬ной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

  Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

  Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Заключение

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;


  • каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • игра — основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.

  • не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь — образец для подражания.

Источник