Развитие речи ребенка раннего возраста методическое пособие
Анна Сугак
Методическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста.
Аннотация.
Данное методическое пособие предназначено для занятий с детьми 1,5 — 3 лет. Упражнения помогут развить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппарата, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной.
Методическое пособие посвящено основным закономерностям развития детской речи, содержит практические рекомендации по тому, как день за днем стимулировать умения и навыки малыша, как играть с ним и разговаривать.
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям раннего возраста и их заинтересованым родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями.
В процессе занятий дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл. Занятия обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем
Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.
Актуальность: овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.
Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.
Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Формировать навыки звукового анализа.
Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.
Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Планируемые промежуточные результаты освоения методического пособия у детей раннего возраста совпадают с итоговыми результатами реализуемой программы в детском учреждении. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Пояснительная записка.
Актуальность: формирование речи детей в дошкольные годы — одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.
Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.
Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Формировать навыки звукового анализа.
Структура занятия: продолжительность упражнений — 5—10 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности употребления других грамматических форм.
Основные методы работы:
Артикуляционная гимнастика, упражнения для губ;
Упражнения на развитие речевого дыхания;
Пальчиковые игры, потешки;
Сказки игры;
Игры на развитие фонематического и физического слуха;
Динамические упражнения для языка.
Обоснования категории обучения и противопоказания на участия в играх: методика развития речи содержит работу по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении у детей ясельной группы. Типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.
По данному пособию рекомендуется работать как в групповых формах так и в индивидуальных занятиях.
Ответственность всех участников образовательного процесса: отличительной чертой данного пособия является то, если выявляется ошибка. То она носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму в течение года.
По данному пособию можно проводить как групповые так и индивидуальные формы работы.
Реализация программы: воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы — задания, в словесной форме.
Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.
Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.
Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Методические рекомендации: воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно — психического развития. Только при всестороннем развитии у детей будет своевременно формироваться речь.
Источник
Людмила Миллер
Многофункциональное пособие по развитию речи для детей раннего возраста
Многофункциональное пособие, помогающее педагогу использовать различные варианты игровых заданий и упражнений.
Оборудование:
Прямоугольные карманы 45х20см, с одной стороны-голубой ковролин для игр с липучками, с обратной-ткань одного из основных цветов. Карманы могут соединяться в одну дорожку или использоваться по отдельности несколькими детьми
Геометрические формы разных цветов
Фигурки на липучках: времена года (деревья,снег, сугробы, сосульки, лужи, осенние листья, дождь и т. п); домашние животные, дикие животные, фигурки «Семья», транспорт.
Полифункциональность
Ребёнок может гибко использовать игру в соответствии со своим замыслом, в разных функциях.
Пособие может использоваться как:
1 .массажная дорожка (если положить в каждый карман мешочек с разными крупами, песком и т. п)
2. ручеёк (если перевернуть дорожку на голубую сторону) Игра «Перешагни через ручеёк», «Построй мостик через ручеёк»
3. разноцветные салфетки Игра «Расставь посуду на салфетки по цвету»
4. разноцветные домики или гаражи Игра «Найди свой домик»
5. голубую сторону карманов можно использовать для игр с липучками
6. в карманы можно складывать предметы по цветам (красные кубики в красный карман, синие в синий и т. д)
Применение в совместной деятельности
Пособие может быть использовано в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого)
1. Подвижная игра «Машины едут в свой гараж» (у детей в руках рули разных цветов, на полу разложены карманы цветной стороной вверх. Дети-машины крутя руль «ездят» по группе. По команде воспитателя «Машины едут в гараж!» дети ищут карман-гараж того же цвета, что и руль и встают на него)
2. П. И. «Перепрыгни через ручеёк»
3. Идем по массажной дорожке.
Дидактическая ценность
Игра может использоваться как средство обучения ребенка
Игра «Зайчик и белка» («Кто и где?»)
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь,. Угадать, где находятся игрушки; правильно определить место, куда надо посадить игрушку.
Ход игры
Педагог спрашивает у детей: «Где сидит зайчик? (Под елочкой.) Затем показывает на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?»(На елочке.) Потом сообщает, что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (За елочкой.)
Усложнение
Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от елочки или близко? Белочка увидела грибок под елкой и сорвала его. Далеко она от елки или близко?
Воспитатель показывает инсценировку:
Белочка по веткам скачет сверху вниз,
Белочка, за ветки лапками держись.
Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой,
Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.
Затем педагог предлагает детям индивидуально выполнить действия с фигурками на липучках: птичка прыгнула на ветку, грибок растет под елочкой, бабушка стоит близко от домика, папа сидит в машине и др.
Игра: Что за предмет?
Цель: учить правильно называть предмет.
Ход:
В один из карманов воспитатель кладет игрушки (карман используется как чудесный мешочек)
Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его
Игра «Кто за ёлкой»
Цель: Побуждать детей называть животных и выделять их характерные особенности.
1в. Перед каждым ребенком лежит прямоугольный карман на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.
Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель переставляет елку) и здоровается с детьми.
2в Подобрать нужный хвост своему животному.
Игра «Овощной магазин»
Цель. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов, побуждать называть цвета и названия овощей
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в овощной магазин и предлагает разложить красные овощи на красный прилавок (карман, желтые-на желтый, зеленые- на зеленый.
Игра «Найди по описанию» (усложн)
Цель: Расширять представления о времени года. Активизировать словарь детей. Побуждать называть явления природы снег, дождь, солнце.
Ход игры
Перед детьми лежат два предмета (например солнышко и тучка)
Воспитатель называет несколько качеств и просит детей найти предмет, максимально соответствующий описанию. Через некоторое время повторите упражнение, добавив еще некоторые характеристики.
Игра «Расскажи правильно» (усложн)
Цель: Развивать связную речь.
Ход игры
1вар. Перед детьми лежат фигурки героев сказки «Репка» (дети предварительно ознакомлены со сказкой) Воспитатель намеренно не правильно начинает сказку «Посадил дед морковку» Дети должны поправить воспитателя, правильно назвать героя, выбрать его из лежащих перед ним фигурок и прикрепить на свой карман.
2 вар. Как усложнение, можно пересказать сказку, перепутав героев или события, а затем попросите детей восстановить все в правильном порядке.
Игра «Сложи фигуру из частей»
Цель: Развивать сенсорные представления
Ход игры
на каждый карман с краю прикрепляются половинки фигур (пол круга, пол квадрата, пол треугольника) Ребенок соединяет части дорожки так, чтобы получился круг, квадрат, треугольник
Игра «Подбери чашечки к чайнику»
Цель: Развивать сенсорные представления
Ход игры: Дети подбирают по цвету чашку и блюдце к чайнику
Развивающие возможности игры
Число заданий- перечислены выше
Автодидактичность- структурное св-во, которое указывает ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания
1. Игра «Сложи фигуру из частей» на каждый карман с краю прикрепляются половинки фигур (пол круга, пол квадрата, пол треугольника) Ребенок соединяет части дорожки так, чтобы получился круг, квадрат, треугольник
Источник
Ирина Сорокина
Мастер-класс «Изготовление многофункционального пособия по развитию речи детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель Сорокина И. Е.
Цель:
— распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи, в образовательном процессе.
Задачи:
— показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
— распространить педагогический опыт по применению дидактических игр в образовательном процессе;
— познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.
Введение.
Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимание и вызвало интерес, а так же о том что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей раннего возраста.
В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры, с такими пособиями, направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения
Данное пособие представляет собой интерактивную книгу, играя с которой дети могут развертывать самостоятельные сюжетно ролевые игры.
Книга состоит из нескольких разделов:
1. «Спальня»
2. «Санузел»
3. «Кухня»
4. «Улица»
5. «Сад-огород»
Цель данного пособия:
1. Формирование словаря. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Знакомя детей с новым объектом, по этой книжке, можно внимательно рассмотреть и обследовать его. С каждым предметом, можно производить какие то действия (открывать шкафчики, рассматривать и называть предметы, находящиеся в них).
Побуждая ребенка отвечать на вопросы, по ходу действия с картинкой, мы активизируем его словарь. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.
2. Развитие мышления, фантазии. Можно задавать вопросы не только о том, что происходит сейчас, но и о действиях совершенных ранее, или которые будут совершены («Что будет делать кукла, когда умоется», «Что кукла делает сейчас»). Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
3. Развитие сенсорных ощущений. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие самой мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас детей более старшего возраста; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Задачи использования пособия:
1. Развивать интерес и побуждение к речи.
2. Формировать и активизировать словарь ребенка
3. Создавать эмоционально положительное настроение.
4. Формировать представление о предметах
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать наглядно образное мышление, внимание память, воображение.
Варианты дидактических игр:
1. Что и кто изображен на картинке?
2. Какая комната изображена на картинке?
3. Какое время суток изображено на картинке?
4. Придумай имя для куклы.
5. Что делает кукла «имя» на картинке?
6. Какие предметы изображены сверху, снизу, слева, справа, над, под, около, сзади, спереди от куклы?
7. Собери урожай с грядки, дерева.
8. Придумай предложение к картинке.
9. Составь сказку или рассказ по картинке.
Пособие может использоваться в непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию (изучение цвета, понятий много- мало)
Сенсорному развитию (поверхности гладкие, бархатистые, скользкие)
Изучение социального мира (поведение в быту)
Изучение природного мира (животные, что растет в саду, огороде, фрукты, овощи)
Варианты использования:
Для адаптации детей к детскому саду
Индивидуальная работа
Предлагаю воспитателям разных групп подумать, как использовать такое пособие для детей их возраста. И составить небольшой рассказ, по выбранной теме. Поскольку такую игрушку можно бесконечно развивать, придумайте с какими еще сюжетами можно сделать листы в книгу.
Источник
Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста
Яковлева Нина Ивановна
воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).
Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.
Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.
Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.
Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.
Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики
1. Игра «Бабушкины очки»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.
2. Игра «Зайчик-пальчик»
Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»
Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.
3. Игра «Силачи»
Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.
Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:
«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»
4. Игра «Пальчик о пальчик»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Пальчик о пальчик
Тук-тук-тук.
Заплясали ручки,
Заплясали.
Ай.
Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.
Вращение кистями рук.
5. Игра «Встреча»
Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.
Речь взрослого
Движения
1. Повстречались два котенка,
2. Два щенка,
3. Два поросенка,
4. Два ягненка,
5. Два теленка.
Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,
указательные, большие.
Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.
Цель упражнения
Игровое название
1. Развитие подвижности нижней
челюсти
«Домик открываем — закрываем»
«Птенчики клювики открыли — закрыли»
2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.
«Поцелуем матрешку»
«Поцелуем матрешку»
«Подуй в трубочку (дудочку)»
3. Развитие силы губ.
«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)
4. Развитие подвижности кончика языка.
«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».
Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:
1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.
4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
Литература
1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.
3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.
4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р
Источник