Развитие речи ребенка раннего возраста лямина

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2).

Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста (1).

План:

1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.

2. Особенности организации занятий с детьми раннего возраста.

3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей.

Занятия – одна из форм (эффективная и экономная) воспитательного воздействия взрослого на детей, которая в условиях общественного воспитания должна обеспечить характерный для детей раннего возраста темп развития. (Г. М. Лямина)

Преимущество занятий:

-достижение поставленной задачи облегчается чёткой целью,

-отработанная методика,

-возможность подобрать постепенно усложняющийся материал.

На 2-ом году речь является одним из ведущих видов деятельности. Её своевременное развитие обеспечивает совершенствование других видов деятельности. Цель (задача) развития речи ставится в каждом занятии. Основная линия педагогики 2-го года жизни состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, — всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания, которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке, из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г. М.).

2. Особенности организации занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

Особенности организации занятий с детьми второго года жизни:

— Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.

— С самого начала занятий нами (воспитателями) ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.

— Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:

Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка.

— Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.

— Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня.

— Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.

— Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия. Исследование показало, что у ребёнка начала второго года латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 и более секунд.

— Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).

Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии).

— Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.

— На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т. д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

— Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.

Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.

Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь.

Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни:

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что:

— во-первых, обеспечивает их развивающий характер,

— во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие,

— в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний.

В результате чего на третьем году жизни интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В каждой программе раздел «Развитие речи» представлен разными авторами, которые предлагают несколько различные виды занятий по развитию речи, методы и приёмы работы над развитием речи, но в общем содержание работы и показатели, к которым стремимся, методика занятий в принципе сильно не отличается, т. к. все учёные опираются на разработки классиков, основоположников и основателей педагогики раннего возраста Тихееву Е. И., Аксарину Н. М., Петрову В. А.

Так, Павлова Л. Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте:

1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);

4. Чтение художественной литературы и сказок.

Занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления (познания окружающего мира, которой ребёнок постепенно начинает овладевать на втором году жизни.

Как же реализуется эта модель познания окружающего?

ознакомление с реальной действительностью > отражение реального мира в игрушке > плоскостное изображение реальных предметов и игрушек > слово (литература и фольклор представляют наиболее высокую форму отвлечённого отражения и познания окружающего).

Исходя из этого, наглядные средства обучения с детьми раннего возраста целесообразно использовать в следующей последовательности:

— предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты,

— игрушки,

— картинки,

— книги.

Для развития детей третьего года используют те же методы и приёмы, что и в работе с детьми второго года жизни, а именно:

— наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы;

— инсценирование с помощью игрушек;

— рассматривание картинок;

— знакомство с произведениями худ. литературы.

В работе с детьми этого возраста их целесообразно сочетать (использовать вместе на одном занятии). Это возможно потому, что дети уже способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем.

Источник

Татьяна Волкова
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста «Поговори со мною мама»

«Что я слышу – забываю,

что я вижу – помню,

что я делаю — понимаю»

Конфуций

Ранний возраст детей является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении с взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т. д.

Главная задача взрослых в этот период: помочь овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше взрослые будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.

Ребенок на данном этапе развития должен понимать обращенную речь, например: «Где лежит мишка?» «Куда мы положили машинки?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?». Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребенок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество (красный, зеленый, круглый, длинный). Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребенок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному материалу: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок». Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть.

В семье для ребенка должны быть созданы такие условия, где он испытывал бы удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.

Возраст от 1 до 3 лет – сенситивный период речевого становления, период наиболее чувствительный к воздействию, будь-то воспитание или развитие. Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребенка! Поэтому, чем больше ребенок будет общаться с взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослого должна быть: четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями, грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, необходимо общаться с ребенком, читать ему стихи и сказки. Чем чаще разговаривать с ребенком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Взрослые должны:

• внимательно и заинтересованно выслушать ребенка;

• вовлекать детей в разговоры;

• помогать малышу, вступать в речевой контакт со сверстниками;

• много говорить с детьми. Говорить в течение всего дня!

• играйте с малышом, стройте, помогаете ему умываться, рассматривайте с ребенком книжку, что-то вместе мастерите и т. д. ;

• путешествуя с малышами, всем интересуйтесь, все рассматривайте, исследуйте и экспериментируйте вместе с детьми.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он хочет и что делает.

Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном прикосновении, в контакте с взрослыми. Большинство детей — любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте. Полезны так же стихи, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями доступными восприятию ребенка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай» со временем на такие вопросы начнет отвечать ваш ребенок.

Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он будет вынужден обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется) назовите его сами несколько раз четко проговаривая все звуки: «Тебе дать куклу, мишку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте короткий диалог «Дай – на». Например: дай мяч — на мяч; дай сок — на сок.

Предоставляйте возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у малыша ощущение собственной значимости и самоценности («ты хочешь играть с куклой или зайчиком?»). Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать (ребенок рвется к песку, воде).

Более доступными являются продуктивные виды деятельности для развития мелкой моторики – лепка, рисование, аппликации, которые развивают речевые и сенсорные способности. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому неоднократно возвращайтесь.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является игра. Именно игра стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения.

Игры с музыкой. Значение этих игр в речевом развитии трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, играют на музыкальных инструментах. Поощряйте ребенка двигаться под музыку. Ничего страшного в том нет, что ребенок начнет подпевать песенки целиком, помогайте ему, пойте вместе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец.

Игры на развитие слухового восприятия. «Угадай, что звучит». Подберите 3 – 4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты, заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен угадать, какая игрушка звучала.

«Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Ребенок должен определить, откуда исходит звук.

«Угадай, чей это голос». Предварительно познакомьте ребенка с тем, что предметы, животные и насекомые могут издавать тот или иной звук. Ребенок должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете.

Игры на развитие артикуляционной моторики.

Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т. д. Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т. д.

Игры и упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата направлены на формирование у ребенка правильного произношения звуков и слов. Но сначала ребенок должен освоить каждый звук в отдельности. Поэтому работу по выработке правильного произношения в словах следует начинать с закрепления их в изолированном виде, затем в небольших звукосочетаниях, словах, а потом добиваться правильного и отчетливого их произнесения в речи.

Вот несколько простых игр для уточнения и закрепления правильного произношения звуков.

«Покажи, как плачет куколка». Протяжно, громко и отчетливо произнесите звук [а] демонстрируя, как плачет куколка. Затем предложите малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.

«Самолет». Как гудит самолет: произносите отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо и достаточно громко произносит звук [у].

«Лошадка». Покажите ребенку лошадку, а потом как она кричит: произнесите протяжно и громко звук [и], затем попросите малыша показать, как кричит лошадка. При произнесении звука губы ребенка должны быть растянуты; звук произносится отчетливо и громко.

Для уточнения и закрепления правильного произнесения согласных звуков можно использовать звукоподражания: корова мычит – му-у…Мышка пищит – пи-и…Машина гудит – би-би-би-биип. Лягушка квакает – ква-ква…Собака лает – ав-ав…Дятел стучит клювом – тук-тук-тук. Гусь гогочет – га-га-га…

Таким образом, как показывают исследователи, основа формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Именно поэтому так важно совместное с взрослым рассматривание ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью.

Второй фактор развития речи – установление частого эмоционально-положительного контакта – подразумевает использование преимущественно индивидуального общения взрослого с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой.

Третий фактор развития речи – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Список используемой литературы

1. Галанов А. С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» — М.: Арни, 2000г.

2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. – «Кроха» — пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96 с.

4. Павлова Л. Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.

5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.

6. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.

7. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

8. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

9. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

10. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

11. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб – метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.

Источник