Развитие речи ребенка раннего возраста картинки
Слайд 1
Использование «живых картинок» для развития речи детей раннего возраста Составитель : Михайлова Н.В. Муниципальная автономная дошкольная организация «Детский сад №1» г. Сыктывкар
Слайд 2
Речевое развитие детей раннего возраста по ФГОС речевое развитие — включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Задачи: овладение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной речи развитие звуковой и интонационной культуры
Слайд 3
Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний. Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений. К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками. Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения . И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т.д.
Слайд 4
Речевое развитие ребёнка раннего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Взрослым необходимо интересно организовывать жизнь ребёнка, чтобы создавать потребность в речевой активности детей. Эту задачу с легкостью выполняет пособие « ж ивые» картинки.
Слайд 5
«Живые» картинки привлекают детей тем, что неожиданно меняют свой вид. Каждая «живая» картинка может служить для нескольких разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать и увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Обычная картина всех этих возможностей не дает.
Слайд 6
Значение «Живой Картинки» в развитии детей Речь Внимание Память Мышление Воображение
Слайд 7
Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. Этот фон можно нарисовать самим или скачать из Интернет-ресурсов.
Слайд 9
Существуют разные способы изготовления «Живых картинок» Картина, сделанная из аппликации, а отдельные фигурки по картине могут перемещаться при помощи лески или обычной нитки.
Слайд 10
На фоне картинки сделаны прорези, в которые вставляются какие либо персонажи.
Слайд 11
Персонажи к фону прикрепляются при помощи магнитов. В этом случае герои могут перемещаться с места на место.
Слайд 12
Разные формы работы с пособием «Живые картинки» -НОД -Совместная деятельность с детьми -Индивидуальная работа «Живая» картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог формирует у детей различные знания. В зависимости от содержания картины и подобранных персонажей это может быть интерес и уважение к труду, любовь к животным, безопасность и т. д.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Источник
Наталья Божедомова
Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста
Опыт работы по теме: «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста»
К. Д.Ушинский говорил: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит».
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему.
В начале года я провела диагностику по НПР, результаты показали, что на высоком уровне – никого; на среднем уровне – 5 человек; на низком уровне – 16 человек.
Из наблюдений за детьми по развитию речи, за последнее время увеличилось число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи. Я пришла к выводу, что необходимо больше внимания уделять именно развитию речи.Поэтому я поставила перед собой цель:
«Использовать «звучащие картинки» для активизации и развития речи детей»
«Звучащая картинка» — это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Картинкасостоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности).
Исходя из данных диагностики и решений поставленной цели,были сформулированы задачи:
1)Знакомить детей с устным народным творчеством, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
2)Развивать речь, мелкую моторику рук;
3)Учить детей воспринимать произведения, понимать их содержание;
4)Расширять словарный запас детей;
5)Развивать память, внимание.
Поставив цель и задачи, я на первом этапе, стала изучать методическую литературу по данной теме. В своей работе я использовала опыт работы, данный опыт был апробирован в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области. Данный опыт соответствует требованиям ФГОС об интеграции образовательных областей.
Интегрируются: Коммуникация + Чтение художественной литературы;
Коммуникация + Художественное творчество;
Коммуникация + ФИЗО + Музыка.
Составила перспективный план НОД с детьми. Обогащала предметно – развивающую среду.
2 этап – основной, он строился по алгоритму последовательности.
• Знакомить детей с потешками.
В период адаптации, когда дети скучали по маме, дому, не способны были общаться с другими детьми и со мной, находились в угнетенном состоянии. Мне помогало установить первоначальный контакт с ребенком — потешка. Я наполняла потешками повседневную жизнь детей. В проведении режимных моментов вызывало у детей отрицательное отношение. Для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, я использовала потешнки. Так, во время умывания использовала потешки «Водичка, водичка,» «Кран откройся!», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды….». Такие дети как Олег, Злата, Маша, Глеб очень боялись воды и не хотели умываться. Но ритмичные слова потешки стали вызывать у детей радость и они с удовольствием стали подставлять руки под струю. Потешки помогли мне наладить контакт с Ульяной, Машей, Арсением, Ксюшей («Не плачь детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки…»)
В процессе кормления, чтобы вызвать у детей желание есть,произносила: «Умница Лиза (Саша, Влада, Дима) ешь кашку сладенькую, вкусненькую, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги (Ваня К., Ваня П., Дима, Вероника, Аня). Таким детям я ласково пела песенки «Баю, баюшки, баю…», «Баю, бай, ты собаченька не лай…» Используя этот прием при укладывании, я заметила, что дети стали спокойнее быстрее засыпать, не тревожились во сне. Подъем также, приветствую пробуждению ласковыми словами «Потягуши, потягуня….»
Сложный процесс – одевание. Никто не умел и не любил одеваться сами. И вот для того, чтобы быстрее осваивались навыки, я использовала потешки «Маша варежку одела…», «Вот они – сапожки».
• Проговаривание потешки с педагогом.
Побуждала детейсреднего уровня (Лизу, Ульяну, Машу, Веронику, Таю) проговаривать потешки вместе со мной. Дети низкого уровня, либо повторяли последние слова (Тарас, Ксюша, Рада, Арсений, Матвей О.). Другие просто слушали и выражались эмоциями (Дима, Олег, Ариадна, Аня). Третьи не повторили и не выражали никаких эмоций (Матвей Х., Ваня К., Ваня П., Глеб, Злата).
• Чтение потешек в сочетании с движениями.
Затем чтение потешек стала сочетать с движениями (пальчиковые игры, которые выполняли, также не все дети. С Димой, Ариадной, Арсением, Матвеем О. проводились индивидуально. Это игры («Сорока – сорока»,«Этот пальчик – дедушка…», «Капусту режем, режем…», «Ладушки – ладушки…»). В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей: «…маслом поливала,детям давала: Раде два, Саше два, Ване два.». При этом касалась руками каждого ребенка, такой эффект психологического «поглаживания» сближает и ребенок чувствует внимание к себе лично.
Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.С ними я работаю так: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка (Матвей Х., Олег, Матвей О.). Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук, я учила их разнообразным выразительным движениям. Например, показать, как неуклюже ходит медведь, осторожно ходит котик, топает бычок и т. д.
Наблюдая за детьми, я заметила, что дети самостоятельно осуществляют перенос действий полюбившейся потешки — в игры, в повседневную деятельность.
Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием пели колыбельные (Маша, Аня, Рада, Вероника, Ульяна).Во время кормления приговаривали: «Кушай Катя кашку…» (Лиза, Матвей О., Олег (жесты).Во время игры в парикмахерскую- Тая Злате говорит: «Тебе не больно? Я тебя причешу и вырастит коса до пояса».
• Запоминание потешек с помощью картинок.
Повседневную жизнь детей дополняла такими потешками, которые легко воспринимались детьми и могли воплотиться в «звучащей картинке». Картинкасостоит из двух частей: основной и съемной. Дети дополняют картинку новыми элементами («Солнышко – лучиками», «тарелочки – оладушками»). Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности. Также при изготовлении элементов дети могут повторить потешку (песенку, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Картинка служит мощным стимулом для проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Нельзя не отметить и эмоционально – творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Добавляя на картинку ту или иную деталь испытывает, чувство удовлетворения оттого, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом. Благодаря максимальной включенности детей в работу по создании «звучащей картинки», показ картинки, на последнем этапе деятельности,производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.
Таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.
Исходя из данной работы, я провела диагностику по НПР на конец года, результаты показали, что на высоком уровне — 5 человек;на среднем уровне – 9 человек; на низком уровне – 7 человек.
ПЕРСПЕКТИВА.
1)Обогащение предметно – развивающей среды;
2)Создание информационного стенда для родителей по теме «Развитие речи детей с помощью «звучащей картинки».
3)Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Источник
Жигарина Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи
Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И.
Она писала что картинкам как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.
Поэтому-то картины так цены и значение их так велико. Рассматривание картиныв раннем детстве преследует тройную цель:
1. Упражнение способности наблюдению.
2. Поощрение сопутствующие к наблюдению интеллектуальных процессов (мышление, воображение, логического суждения).
3. Развития языка ребёнка.
Большую радость, которую доставляют ребёнку, начиная со второго года жизни рассматривание картинок, развивают сенсорно-моторные способности восприятия. Развивается способность при рассматривании картинок разбираться, при участии языка в её подробностях.
Занятия с детьми по картинкам в методике развития речи занимает первенствующее место. Свои перспективы ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка «По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития. Дети проявляют исключительную любовь к картинкам: они напоминают им видимое, или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития языка ребёнка».Поэтому в ДОУ проводятся два вида занятий: рассматривание картинок с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картинки. При этом дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью. Способствует развитию монологической речи. Дети младшего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога. Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. И поэтому педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми путём наводящих вопросов.
Таким образом, рассматривание картин побуждает ребёнка к речевой активности, обуславливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Особое место в работе по развитию у детей речи занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определённые словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и названия их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста.
Рассматривание картинок, название не только того, что на них нарисовано, но и того, что отсутствует на изображении, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитииу детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.
Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать детям изображения лиц, а также отдельных простых по форме предметов, наиболее часто встречающихся в их повседневной жизни (чашка, кроватка, туфельки, кошка, мышка). Затем эти изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.
В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок: (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением различных действий (кошка пьёт молоко) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).
В играх с картинками дети могут не только называть изображённые на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развёрнуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов.
Подобные игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное её использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.
У детей младшего возраста при рассматривании картинок формируется представление о величине, цвете, различие состояний. При рассматривании увеличивается словарный запас. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные операции, устанавливать связи.
В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведёт рассказ своими словами.
При рассматривании иллюстраций ребёнок сам может рассказать что написано в книге. Он может так же помочь детям вспомнить свой рассказ, по поводу той или иной иллюстрации.
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладении всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач Д. О. У. – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка.
Источник
Елена Хабибулина
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
Картинкам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картинки раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то они так ценны и значение их так велико. (Тихеева Е. И).
Картинки широко применяются в обучении и воспитании детей раннего возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.
Картинкой можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Когда мы показываем детям красочную картинку с простым, понятным содержанием, то даже молчаливые, застенчивые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в разговор.
Она вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картинку, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.
Большая радость, которую доставляют они ребенку, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.
На всех занятиях с использованием картинкиперед воспитателем прежде всего стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картинки;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
С помощью картинок воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, по картинке можно познакомить детей со средствами передвижения, которых нет там, где живут дети; по картинам дети составляют первые представления о диких зверях и т. д. Но она не должна подменять или заслонять живой действительности.
С какой бы целью ни обращался воспитатель к картинке, он должен помнить, что картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картинки педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картинки — это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.
Картинки подбираются воспитателем в соответствии с требованиями программы по ознакомлению детей с окружающим и воспитательными задачами. Прежде всего — это специально созданные дидактические картинки, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.)
Кроме того, педагог подбирает предметные картинки — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними, классифицирует их по темам (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картинки, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации книг, с помощью которой оживают герои произведений.
Картины могут быть представлены в виде лото и игр парами.Цель этих игр — расширять словарь: активизировать речь малыша, побуждая его отвечать на вопросы; обучать правильному произношению, умению изменять слова по частям речи, родам, падежам; знакомить детей с правилами игры; учить смотреть, что показывает воспитатель, называть и искать аналогичные изображения, обращаться к педагогу со словесной просьбой — дать соответствующую картинку; учить детей закрывать свои картинки.
М. М. Конина считала, что разные типы картинок должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
При отборе картинок для занятий с детьмик ним предъявляется ряд требований: содержание картинки должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картинка должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картинок с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка. Также следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картинка должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
Дети раннего возраста еще не умеют рассматривать картинки, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о картинке. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.
Занятие по картинке, которую дети видят впервые, начинается с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.
В беседе по картинке вопросы воспитателя — основной прием обучения. Очень важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картинки. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картинки. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям.
Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровождать показом той части или той детали картинки, о которой идет речь.
Занятия по картинке проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картинку так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две проходят в молчаливом созерцании картинки, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картинки: «Дети, посмотрите вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они.
Когда исчерпано содержание этой части картинки или, когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картинки[26].
Так последовательно идет восприятие всей картинки, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картинки, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, своеобразные игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картинки, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картинки приближается к разговору воспитателя с детьми.
При рассматривании картинок воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картинка динамична («Кошка с котятами», лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» — яркий петух).В цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.
Заранее (до занятия) картинку малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картинке быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
Беседа воспитателя с детьми по картинке носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.
Говоря с детьми о картинах, следует шире и многообразнее применять доступные детям образные средства языка. Тогда беседа будет повышать интерес к картинке, способствовать эмоциональному сближению ребят с изображенными на ней героями, обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.
Картина помогает педагогу раскрыть перед детьми смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов. Речь, с которой воспитатель обращается к дошкольникам при рассматривании картины, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными, и эмоционально выразительными.
Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.
Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственными интересами и выбором, поэтому время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им самостоятельно поиграть с картинками. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.
Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети их берут по своему усмотрению. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений.
Таким образом, занятия и игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное ее использование.
Источник