Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе

Рита Шабанова
Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром

В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы,сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость.В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром.

Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно — на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т. е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей. В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса.

Источник

Алёна Александровна Архипова
Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?»

Пояснительная записка.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней

группе на тему «Как найти дорожку, образовательная область

«Коммуникация».

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

образования. Одной из основных задач педагога дошкольного учреждения – является правильный выбор форм и методов организации работы с детьми для становления ребенка как личности. В своей работе я опираюсь на программу «Зерек бала», разработанную Министерством образования и науки Республики Казахстан, Республиканским центром «Дошкольное Детство». В свою педагогическую деятельность я интенсивно внедряю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ученого-изобретателя Т. С. Альтшуллера, здоровьесберегающие технологии. Работая с детьми, я следую правилу «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Для организации и проведения занятия-путешествия «Как найти дорожку мной были использованы ИКТ для наглядности и подбора иллюстративного материала. Элементы технологии ТРИЗ, целью которой является развитие творческого воображения ребенка. Здоровьесберегающая технология (физминутки, гимнастика для глаз) способствует сохранению и стимулированию здоровья ребёнка. Игровые технологии, групповая работа способствуют обучению в сотрудничестве, что особенно актуально в разновозрастных группах.

На занятиях использую раздаточный материал в виде карточек, которые помогают ребенку в усвоении материала, в определении своей точки зрения и позволяют наглядно убедиться педагогу в правильности понимания ситуации ребенком.

Данное занятие может быть использовано как для закрепления пройденного

материала, так и для выявления уровня знаний детей.

Цель:Познакомить детей с окружающим миром, миром человеческих чувств и взаимоотношений через произведение В. Берестова «Как найти дорожку Закрепить ранее полученные знания детей по развитию речи; расширить и активизировать словарный запас детей,формировать грамматический строй речи

Программное содержание:

1) Активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.

Подбор слов-определений к слову «лес». Цепочка слов (ТРИЗ).

2) Закреплять навыки подбора слов с противоположным значением.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

3) Помочь запомнить обитателей леса, некоторые виды растений Дидактическая игра «Назови одним словом». Игра-классификация «Поможем Зайке» (работа в группах).

4) Закреплять навыки в изменении существительных по числам.

Дидактическая игра «Один – много».

5) Развиватьтворческое воображение – умение перевоплощаться в предложенный персонаж, мелкую моторику;

6) Звуковая культура речи. Четкое произношение и артикуляция звука [ж]. Соотношение звука [ж] с буквенным изображением.

Методы и приёмы: наглядные (ИКТ, исследовательские (элементы ТРИЗ, игровые, групповая работа, физминутка.

Демонстрационный и методический материал: видеоролик «Прогулка в лесу» (youtube.com/watch?v=BzP6vSFeqXE); музыкальное сопровождение «Звуки природы»https://go.mail.ru/search_video?q; слайды «Персонажи сказки «Как найти дорожку, карточки «Животные», «Птицы», «Насекомые».

Оборудование:интерактивная доска, ноутбук, проектор, магнитная

доска, кукла «Дедушка-лесник», сотовый мёд, мяч.

Предварительная работа: чтение сказки В. Берестова «Как найти дорожку; беседа о бережном отношении к природе родного края, о труде работников леса.

Ход занятия

1. Мотивационно-побудительный этап.

1. Круг приветствия.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

2. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие к дедушке-леснику

— Вы знаете, кто такой лесник (выслушивает ответы детей)

— Правильно, лесник — это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы

никто не обижал зверей в лесу, не ломал деревья, не рвал цветы, не бросал

мусор. А поможет нам в нашем путешествии сказка В. Берестова «Как найти

дорожку

— Вы хотите поиграть в сказку «Как найти дорожку (Дети соглашаются)

— Вспомните, куда отправились герои сказки? (В лес, к дедушке-леснику)

— Что делали дети, когда заблудились в лесу? (Они спрашивали у лесных жителей, которых встречали на пути, как найти дорожку).

— Я думаю, мы поступим также, если вдруг заблудимся. Что, отправляемся?

— Мы к лесной полянке вышли. Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.

2. Организационно–поисковый этап.

1. На интерактивной доске под музыкальное сопровождение «Звуки природы» демонстрируется видеоролик «Прогулка в лесу».

— Ребята, посмотрите, куда мы попали? (В лес) Какая красота вокруг!

Подбор слов-определений к слову «лес».

— Какой лес? (Зелёный, красивый, густой, дремучий, высокий).

ТРИЗ «Цепочка слов».

-Что в лесу зелёное?

— Что ещё может быть зелёным?

– Ребята, послушайте, как слово лес звучит на казахском языке – орман.

Повторите за мной: орман – лес.

— Ребята, давайте поздороваемся с лесом, а вместе с ним и со всеми лесными жителями, ведь мы здесь только гости.

— Здравствуй, лес! Слеметсіз бе, орман!

2. На интерактивной доске — изображение белки

– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Кто это может быть? (Белка)

Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше.

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ребята, белочка хочет с вами поиграть.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Говорить –

Добрый –

Грустный –

— Белочке понравилось с вами играть, и она покажет нам дорожку. Зовёт нас прыгать за ней с сосны на берёзку, с берёзки на осинку. Мы можем прыгать по деревьям, как белка?

Дети: нет,спасибо, Белка! Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

3. На интерактивной доске — изображение зайца.

Ребята и ему поют свою песенку:

— Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Зайка говорит, что расскажет, если мы ему поможем. Зайка нёс дедушке-леснику фотографии всех лесных жителей, но испугался какого-то шороха под кустом и всё рассыпал. Все фотографии перепутались, нужно разложить их по местам, но сначала зайка хочет проверить, знаете ли вы лес.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Берёза, ель, сосна, осина,– это…

Белка, заяц, лиса, волк, ёж – это…

Жук, пчела, бабочка, улитка – это…

Ворона, воробей, галка, синица – это…

— Молодцы, ребята, с заданием справились. Теперь давайте разделимся на три команды и поможем Зайке разложить по местам фотографии.

(У каждого ребёнка на груди есть значок, ребёнок подходит к столику с таким же знаком)

Игра-классификация «Поможем Зайке» (работа в группах).

На трёх столиках хаотично разложены карточки животных, птиц и насекомых

1 группа (3 – 4 лет) собирает только животных!

2 группа (4 – 5 лет) собирает только птиц!

3 группа (5 – 6 лет) собирает только насекомых!

— Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, Зайка даже не ожидал, что вы знаете всех обитателей леса. А вы знаете, как зайцы ищут дорогу? (по запаху)

— Спасибо, Зайка, жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

4. На интерактивной доске — изображение улитки

Ребята поют свою песенку:

— Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Улитка сказала, что сама настуда проводит, если мы выполним её задание.

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в множественное число.

Муравей – много муравьев.

Тюльпан – много тюльпанов.

Жук – много жуков.

Белка – много белок.

Заяц – много зайцев.

Берёза – много берёз.

— Ребята, мы опять справились с заданием, и Улитка нас проводит, она предлагает ползти за ней.

— Спасибо, Улитка! Нам некогда ползать.

— Ребята, нужно идти дальше, а сил совсем нет, может, отдохнем?

Физминутка с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания «Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит.

Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Изображать, как медведь достает и ест мед.

Облизывает лапу сластена косолапый.

Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.

А пчелы налетают, сердятся, жужжат, медведя прогоняют.

Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.

А пчелы жалят мишку: не ешь наш мед, воришка!

Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ходьба «вперевалочку»

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает.

Сесть на место, положить руки под щеку. (И. Лопухина)

5. На интерактивной доске — изображение пчелы.

— Ребята, вы так здорово изображали медведя, что вас услышала и прилетела

настоящая пчёлка, наверное, хотела проверить, кто это крадёт её мёд.

Как она жужжит?

— Ж-ж-ж-ж-ж (дети чётко артикулируют звук [ж])

Упражнение на скорость.

— Давайте найдём среди этих букв и покажем пчёлке ту, которая издаёт

звук [ж].

Дети находят букву Ж, рассматривают её и прикрепляют к магнитной доске.

— И с этим заданием вы справились, я думаю, что пчёлке тоже было интересно познакомиться с буквой, которая может «жужжать» также, как пчёлки. Ну, что, давайте попросим её показать нам дорожку.

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж.

Ребята пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку.

3. Рефлексивно-корригирующий этап.

Декорации к кукольному театру: сторожка лесника, кукла дедушка Лесник.

— Ребята, кажется, мы пришли! А вот и лесник!

Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости! А как же вы нашли дорогу и в лесу не заблудились? (выслушивает ответы детей).

— Кто вам больше всех помог?

Мне мои лесные друзья передали по почте, что вы с ними играли, не обижали, деревца не ломали. Молодцы! А за то, что вы такие молодцы, я вас угощу мёдом. Мёд очень полезный, в нём много витаминов. А откуда берётся мёд, вы знаете?

Лесник угощает детей сотовым мёдом, дети говорят дедушке-леснику (Рахмет) и отправляются в группу пить чай с мёдом.

Источник

Нина Глазкова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Путешествие в волшебный лес»

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Воспитатель: Глазкова Н. Д.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к жизни обитателей леса.

Задачи:

Образовательные:

— систематизировать представления детей об условиях, необходимых для жизни диких животных (внешний вид, жилища, еда);

— расширять и обогащать словарь детей по теме «дикие животные»;

— совершенствовать умение образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

развивать у детей наглядно-образное мышление, слуховую, зрительную память;

развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

формировать нравственное, эмоциональное отношение к миру природы;

— воспитывать бережное отношение к животным;

— воспитывать умение слышать вопросы воспитателя и ответы сверстников.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о животных.

Словарная работа: дикие звери, жилище, пища, логова, нора, берлога

Интегрирование образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

Презентация со слайдами.

Игрушка белочка, ширма, стульчики для детей, воздушные шары, корзинка для белочки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. (Слайд)

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(Дети садятся на стульчики.)

Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы её отгадаете. (слайд-по щелчку мыши картинка)

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она. (за ширмой появляется белка (кукольный театр, белочка плачет.

Воспитатель: Здравствуй, белочка. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Белочка: Ребята, у нас в лесу случилась беда.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Срочно приходите,

Выручайте, помогите.

Все жители леса просят вас.

2. Беседа.

Ребята, скажите, а кто же это- жители леса? Назовите их.

(дети перечисляют животных)

А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)

Правильно, их можно назвать дикими животными или лесными зверями.

А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

Что же случилось с лесными жителями?

Сможем мы им помочь?

Давайте мы спросим у белки, как же нам добраться до леса.

Белка: Я сейчас вам подарю волшебные воздушные шары, и вы на них отправитесь в волшебный лес.

Белка вручает воздушные шары ребятам.

Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1,2,3,4,5 – в лес летим зверей спасать. (Слайд)

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Ребята, посмотрите, животных совсем не видно. Сейчас я буду описывать животное и, как только вы догадаетесь, оно сразу появится у нас на экране.

-злой, голодный,серый (волк) а как зовут детёныша-волчонок) слайд

-маленький, длинные уши, серый или белый, трусливый (заяц- зайчонок) слайд

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса-лисёнок)слайд

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь-медвежонок) слайд

-маленький, колючий, серый (еж-ежонок) слайд

(по мере называния открываются слайд и появляются животные)

Вот,белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы повторим, как называются детеныши животных.

4. Пальчиковая гимнастика (слайд)

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка)

5. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Белочка: Ребята, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется поп кустами)

А где живу я,- знаете? –спрашивает белочка. В дупле.

У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

6. Стихотворение «Есть у каждого свой дом»

Белочка, а Василиса Галкина знает стихотворение. Давайте все вместе послушаем.

У лисы в лесу глухом

Есть нора- надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Физкультминутка «Белочка»

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево, на сучок она присела,

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

7. Дидактическая игра «Кто, что любит»

Ребята, а ещё звери забыли, чем они питаются в лесу. Давайте поможем им. На слайде предметные картинки (малина, мед, морковь, орехи, грибы).слайды

Скажите, какая пища для них самая любимая? (дети выбирают животное).

8. Игра «Закончи предложение»

(Белка предлагает поиграть с лесной шишкой)

Воспитатель дает ребенку в руки шишку и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение.

Заяц зимой белый, а летом…

Ёж маленький, а медведь…

Белка живёт в дупле, а лиса.

Лиса хитрая,а заяц …

Заяц пушистый, а ёж…

У белки хвост длинный, а у зайца…

У зайца хвост короткий, а уши…

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

9. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

-лиса, медведь,заяц, дятел

-волк, еж, конь, лиса

-заяц, слон, медведь, белка

-ежонок, медведица, зайчонок, лисенок

-курица, белка, еж, лиса.

Слайд с салютом.

Мне кажется, белочка, что мы сегодня помогли всем животным и расколдовали их.

И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

1,2,3,4,5- в детский сад летим опять.

10. Рефлексия

Дети, расскажите, где же мы с вами сегодня побывали? Вспомните, чем питаются, где живут, какие особенности есть у них, как называются их детеныши?

Несколько индивидуальных и групповых ответов.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение — грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Источник