Развитие речи ребенка при ознакомлении с художественной литературой
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дефектологии
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО МОДУЛЮ
«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием
игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
«Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой»
выполнила:
Аванян И. В.
воспитатель
МАДОУ № 12 «Берёзка»
г. Реутов
проверила:
к. п. н., доцент
Гайфуллина Л. К.
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение.
2. Цель работы
3. Задачи и содержание работы по развитию речи.
4. Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
5. Список литературы.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, — поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование1. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная — это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы — обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации2.
К сожалению, в наше время наблюдается «дефицит» уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,
• составила перспективное планирование для детей от 2 до 7 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;
* разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
* подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств языка «Волшебный сундучок»
• приобрела наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги.
Степень новизны опыта.
По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на
основе программы по речевому развитию дошкольников в нем я предлагаю
нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей
средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы
использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Но один из детей остался на низком уровне. Причина: проблемы в произношении многих звуков. Необходима работа специалиста – логопеда. Также были выявлены существенные изменения в показателях развития «Пересказ текста по мнемотаблице, использование в речи выразительных средств» .
Обобщила свой педагогический опыт по развитию речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и представила его в 2011г. на заседании методического объединения воспитателей старших групп ДОУ, проведя практикум «Дидактические игры на развитие интонационной выразительности речи дошкольников»; в 2012г выступала докладом на семинаре по теме «Формирование грамматического строя речи средствами театра», в 2012г. разработала систему упражнений на развитие речи с использованием игровых методов», в 2013г. — открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы по теме » Весна «; в 2013г. участвовала на неделе педагогического мастерства по проблеме опыта, для родителей разработала анкеты, проводила родительское собрание по теме «Роль семьи в речевом развитии ребенка».
Адресная направленность. Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, как разных возрастных периодов.
Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя, стремящегося, чтобы каждый ребёнок был личностью.
Трудоёмкость опыта.
Развитие речи имеет свою специфику (особенность, структуру, виды, типы, формы,) к сожалению, в современной литературе недостаточно исследованы; не описаны уровни и динамика становления речи у детей дошкольного возраста. Недостаточное знание родителей о роли художественной литературы в развитии речи их детей, недооценивание значения чтения в речевом развитии детей.
Программное содержание:
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой
— познакомить детей с содержанием сказки;
— продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи интонацией голоса и характера персонажей;
— воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход НОД:
1. Подготовка к восприятию.
Воспитатель:
Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о чем я скажу такие слова:
А) Розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. (Свинья)
(Выставляется картинка с изображением свиньи) .
Б) Серый, злой, зубастый. (Волк)
В) Горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух)
— Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. («Теремок», «Рукавичка») .
Послушайте об этом еще сказку, она называется «Зимовье зверей».
2. Выразительное рассказывание сказки воспитателем.
3. Выявление уровня восприятия.
4. Обсуждение первичных впечатлений:
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (Домик для зимы, где можно перезимовать, пережить холод) .
— Для чего звери решили построить себе дом?
— Расскажите, как они строили себе дом? Кто и что делал?
(Дети повторяют слова из текста, воспитатель выборочно пересказывает сказку) .
— Рассмотрите, как зимовали звери? Что случилось однажды?
— Как зверям удалось спастись?
5. Физкультминутка.
— Обрадовались звери, что все так благополучно закончилось.
Особенно гордо ходит петушок, давайте все вместе изобразим его:
Ах, красавец-петушок,
(Дети разводят руками, показывают)
На макушке гребешок,
А под клювом бородка,
Очень гордая походка,
(Дети идут, высоко поднимая колени) .
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
6. Продолжение беседы, разъяснение образного содержания пословицы «У страха глаза велики».
7. Есть такая пословица: «У страха глаза велики».
Как вы ее понимаете?
О ком в нашей истории так можно сказать? (О волке) .
— Что показалось волку, когда он вошел в зимовье? Послушайте, я расскажу еще раз.
(Пояснение: страшно, когда не знаешь правды, от страха кажется все преувеличенным, ужасным) .
Вот откуда появилась пословица «У страха глаза велики».
8. Рисование по представлению.
Закрапление полученых впечатлений.
— Дети, нарисуйте, как вы, представляете избушку – зимовье зверей.
(Детям даются трафареты домиков: они дорисовывают окна, трубу, украшают избушку) .
8. Пальчиковая гимнастика
Стоит в поле теремок.
На дверях висит замок,
Как бы нам замок открыть,
В теремок зверей пустить.
Слева – свинка, справа – мишка,
Отодвиньте-ка задвижку!
Слева – ежик, справа – волк,
Нажимайте на замок!
Свинка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
9. РЕФЛЕКСИЯ
Список литературы:
1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
3. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
4. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
5. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
6. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.
7. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. — М.: Просвещение, 1989.
8. Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
9. Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
10. Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5
1Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
2Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. — М.: Просвещение, 1989.
Источник
Татьяна Баклыкова
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому педагогу необходимо владеть навыками выразительного чтения.
Умение воспринимать литературное произведение надо развивать и воспитывать у детей с самого раннего возраста. В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания, что средства художественной выразительности зависят от содержания произведения. И в каждом возрастном периоде дошкольного детства решаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается.
В дошкольном возрасте знакомят детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Для слушания и последующего воспроизведения используют произведения малых жанров, небольшие стихи и сказки. Так как маленькие дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, что обусловлено и возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени, то залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Во второй младшей группе знакомят детей с теми же жанрами.
Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Конечно, углубляться в понимания специфики жанров не надо, достаточно лишь назвать жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказки, «Игрушки» А. Барто — это стихотворения. Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.
Детей приучают отвечать на вопросы, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.
При запоминании стихотворений большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы новые слова, услышанные детьми из произведений, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях.
Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе, детям так же называются жанры изучаемых произведений, +можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.
При чтении стихотворений педагог, обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.
Продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, необходимо закреплять новые усвоенные слова. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.
Продолжают воспитывать у ребенка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать.
СТАРШАЯ ГРУППА
Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений, могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию,
Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.
Если наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, то образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь.
При заучивании стихотворений не надо сразу давать установку на запоминание стихотворения. Только после беседы, усвоения содержания, запоминания отдельных слов и выражений, дается установка на запоминание.
Необходимо повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Чтение литературных произведений доводит до словесного творчества.
для этого необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, +понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
Вопросы педагога зависят от жанра произведения, тематики и от задач. Могут быть вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения. Могут быть вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности.
Ответы детей на вопросы обеспечивают углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности.
Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.
Конечно, никакие термины детям не даются.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются тропы.
Одним из простейших видов тропов является сравнение.
Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора.
При ознакомлении с синонимами ребенок почувствует многообразие значений и оттенков значений слова, он будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.
Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова.
Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов.
Педагог, предлагая детям подобрать рифму к заданному слову, не ставит своей задачей научить их сочинять стихи. А дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.
Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению со средствами художественной выразительности литературных произведений, хорошо запоминают эти произведения.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи.
Словарь начинает развиваться с раннего возраста с повторения слов в различных словосочетаниях, обогащается и закрепляется с помощью картинок, игрушек, предметов, затем переносятся усвоенные образные слова и выражения на другое содержание и, наконец, дети пробуют себя в словотворчестве.
А также с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Начиная с 1-2 простых предложений, отвечая на простые вопросы, формируется диалогическая речь, затем дети учатся пересказу и самостоятельному рассказыванию, и к концу дошкольного возраста самому сложному – творческому рассказыванию.
Источник