Развитие речи ребенка пособие для воспитателей
Литература для развития речи у детей от полугода до трёх лет
* Многие из представленных в списках книг не всегда можно найти в магазине, поэтому я рекомендую заказывать литературу из интернет-магазинов, там всегда хороший ассортимент и не нужно тратить драгоценное время на поездки, а цена равна той, которую мы найдем в обычном магазине, а часто еще и ниже… Я сама уже давно многое, в том числе и книги, заказываю через интеренет. Вот некоторые из тех книжных интернет-магазинов, которые проверены лично мной, стоимость книг в них уже с доставкой, например, интернет-магазин книг Лабиринт (www.labirint.ru) и книжный интернет-магазин My-shop (my-shop.ru).
Книги для родителей, чьи детки не говорят:
— Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит
— Гаркуша Ю.Ф. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей
— Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей
ИГРЫ и ПОСОБИЯ для занятий по развитию речи
1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких(от 1,5 до 3 лет)
Издательство: Росмэн-Пресс
Серия: Говорим правильно
Эта увлекательная книга предназначена для развивающих занятий с малышами от полутора до трёх лет. Занятия по ней могут проводиться как профессиональными воспитателями и логопедами, так и любящими родителями в спокойной домашней обстановке.
2. Моя первая книга (для детей от 6 месяцев до 3 лет) Астахова А.А.
Издательство: Белый город
Серия: Энциклопедия малыша
Книга разработана на основе новейшего педагогического опыта профессиональных воспитателей специально для малышей от 6 месяцев до 3 лет с учетом особенностей их развития и зрительного восприятия, благодаря чему ее отличает профессионализм в подборе материала и оформлении. Яркие цветные иллюстрации, специально подобранные для каждой страницы, будут вновь и вновь притягивать внимание малыша и радовать его, развивая любознательность и желание познавать мир.
3. Жукова О.С. Первый учебник малыша. От 6 месяцев до 3 лет
Издательство: Астрель, 2011 г.
Серия: Маленькие гении
Эта книжка создана специально для детей раннего дошкольного возраста. Яркие цветные картинки обязательно привлекут внимание маленького непоседы. Занимаясь по книжке, юный ученик получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, а затем — произносить свои первые слова: названия членов семьи, предметов окружающего мира, животных. Пусть эта книга поможет вашим детям стать умными и талантливыми, учиться весело и с удовольствием!
Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет.
Издательство: Астрель, 2010 г.
Эта книга предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста: от 6 месяцев до 3 лет. С помощью простых, но эффективных упражнений, малыш научится говорить, рассматривать картинки, получит первые представления об окружающем мире.
4. Жукова О.С. Серия: Обучение с пеленок
Издательство: Оникс, 2007 г.
В данной серии много книг: «Кто где живет и что ест», «Большие и маленькие» и др.
Эти книги предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста — от 1 года. Цель данной книги — развитие внимания вашего малыша. Кроме того, у ребенка формируется образное мышления и творческая фантазия, а также развивается мелкая моторика пальцев рук.
5. Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше.
Издательство: Стрекоза (2010 г.)
Книга содержит большие, яркие, красочные иллюстрации, на которых изображены предметы окружающего нас мира. Иллюстрации выполнены очень качественно и реалистично, чтобы малыш сумел легко распознать предметы, на них изображенные. Материал в книге разгруппирован по темам: домашние животные, дикие звери, растения, фрукты, овощи, человек, дом и предметы обихода. Кроме того, в энциклопедии дается первое представление малышу о цифрах и геометрических фигурах. Там же он может узнать и основные повседневные действия человека (спать, есть, играть и т.п.).
6. Развитие и обучение детей. Серия: «Школа Семи Гномов»
Издательство: Мозаика-Синтез (2008 г.)
В серии представлены комплекты книг (по 12 в каждой) для занятий с ребенком от рождения до семи лет.
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам: воспитателям, методистам, гувернерам.
Серия: Игротека 1+: Большой-маленький, Подбери пару, Кто как маму зовет, Гномики и домики;
Игротека 2+: Один-много, Квадратик и кружок, Овощи-фрукты.
Игротека 3+, Игротека 4+, Игротека 5+, Игротека 6+
Развивающие игры для индивидуальных занятий с детьми в карточках .
7. Серия книг: «Первые шаги»
Издательство: Литера, 2008 г.
Ботякова О.Ю. «Мамин массаж с потешками для детей первого года жизни»; Ермакова И.В. «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Для детей от 0 до 3-х лет»; Дерягина Л.Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки», «Баюшки-баю: Пальчиковые игры, колыбельные песенки, засыпальные сказки»; Хазиева Р. «55 развивающих игр для малышей от 1 года до 3 лет».
8. Первая азбука с крупными буквами
Издательство: Росмэн-Пресс; 2008 г.
Эта азбука предназначена для тех малышей, которые только начинают изучать алфавит. Крупные буквы легче воспринимаются и читаются, а красочные картинки помогут расширить кругозор ребенка!
9. Серия книг «Начинаем говорить. Первые фразы» для детей от 1 года
Издательство: Карапуз; 2012 г.
Серия создана специально для того, чтобы посредством беседы по картинкам вызвать у малыша желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами.
10. Янушко Е.А.Серия: Библиотека воспитателя.
Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года)
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)
Издательство: Мозаика-Синтез
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха, дыхания, пассивной и активной речи детей.
11. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
Издательство: Сфера, 2007 г.
Серия: Программа развития
Материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов ДОУ, а также родителей детей раннего школьного возраста. Предметные и сюжетные картинки подготовлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, которые только начинают говорить. Все наглядные материалы выполнены в соответствии с программными требованиями к воспитанию и развитию детей раннего возраста. Картинки целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Стимульный материал рекомендуется использовать вместе с пособием О.Е. Громовой «Методика формирования начального детского лексикона».
14. Раннее развитие. 1+. Комплект из 7 методических пособий для занятий с детьми от 1 года
Серия: Раннее развитие
Издательство: Карапуз
Задача момента — «разговорить» вашего ребенка! Помните, что в этом возрасте предпочтительнее не книжки, а карточки с понятными сюжетами и персонаж, с которым малыш легко отождествит себя. Необходимо посредством беседы по картинкам вызвать у него желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами. Это и происходит, если вы не читаете тексты, а эмоционально проговариваете их «от себя». Беседы не надо придумывать самим — мы даем вам образцы таких диалогов. Помимо этого вы станете обладателем достаточно большого количества информации и расписанных упражнений по полугодиям — от рождения до 6 месяцев, от 6 месяцев до года и от года до полутора!
Материал с сайта logoped-lapteva.ucoz.ru
Источник
Репина Вера
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Развиваем речь детей (дидактические пособия)»
На этапах раннего детства задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Нетрудно предположить, что речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми приемами.
Наглядные средства (игрушки, картинки, пособия) дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинства же игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Также не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно-действенное мышление. В работе с этими детьми, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать —необходимо показать.
При этом необходимо соблюдать требования к наглядному материалу:
— он должен быть оформлен эстетически;
— вызывать конкретные образы;
— будить мысль.
Мы не будем сейчас говорить о картинках, играх и пособиях, которые можно приобрести в магазине, а расскажем о тех пособиях, которые можно сделать своими руками.
Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. На прямоугольную доску (размером 60х90) из фанеры, толстого картона или тонкого теса натягивают голубую, или светло-серую фланель ворсом наружу. Заменять доску рамой нежелательно, так как фланель на раме вдавливается и картинки будут падать.
Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки в нем статичны и только иллюстрируют рассказ воспитателя. Например, нельзя достаточно убедительно показать сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.
Мы предлагаем ряд инсценировок по рассказам «Лесенка» Е. Шабад, «Под грибком» В. Сутеева, произведения А. Барто «Игрушки», потешки «Наши уточки с утра…», «Вот и люди спят…» и др.
Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. При этом нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны, исполнены в одной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому произведению, а не собираются из разных книг.
Небольшие сценки можно разыгрывать и показывать детям, используя обыкновенные игрушки и картинки-декорации на картоне. Например, читая детям потешку «Пошел котик на торжок».
Театр масок. Как сделать маски из плотной бумаги я описывать не буду. В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр-инсценировок и даже настоящие спектакли.
Теневой театр представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. На раму натягивается калька. Рама ставится на ножки. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми. Если часть фигуры должна двигаться (рука, нога, голова, то она вырезается отдельно и прикрепляется проволокой. К движущейся части привязывается толстая нитка, с помощью которой эта часть фигуры приводится в движение. К центру фигуры с тыльной стороны приклеивается палочка.
В картонажном театре участвуют плоские и объемные фигурки-куклы. Рекомендуем универсальную конструкцию, которая будет пригодна для всех видов фигурок. При такой конструкции сцены декорации располагаются на картонном круге. Круг этот вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать и движущиеся декорации.
Для развития словаря особое значение имеет еще предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, постель, мебель, посуда, орудия труда, которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игры «Кому что нужно для работы», где решается задача активизации в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер).
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков (пособие к потешке «Огуречик,огуречик!»)
Занятие может быть построено на игровых приемах русской народной игры «Догонялки» с персонажами потешки-песенки—огуречиком и мышкой. С целью развития воображения вводится во вступительную часть занятия элемент сказки,распределив роли следующим образом: «огурец»— папа, «огурчик»— мама, «огуречик»-сынок. Потешка подается в форме наставления старших младшим. И если фигурки огуречной семьи стилизованы, то мышке придаются реалистические черты.
Лэпбук развивает творческое мышление, мелкую моторику, речь; помогает детям лучше понять и запомнить информацию. Важным моментом при создании лэпбука является выбор темы, так как не все они подходят для детей раннего возраста ввиду своей сложности.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Сказки». А можно взять какую-нибудь конкретную сказку и в лэпбуке дать подробную информацию о ней.
При создании лепбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
• долговечность (помните, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
Отдельно хочется напомнить о пальчиковых играх. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость—по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Этот факт должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
С помощью таких кукол ваши руки и ручки ваших воспитанников превратятся в смешных человечков или зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают шнуровка, расстегивание и застегивание пуговиц и т. п.
Результатом использования данных пособий является:
• Объединение детей, родителей и педагогов, то есть социальная направленность.
• Развивается творческое мышление, любознательность, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
Источник
Анна Сугак
Методическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста.
Аннотация.
Данное методическое пособие предназначено для занятий с детьми 1,5 — 3 лет. Упражнения помогут развить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппарата, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной.
Методическое пособие посвящено основным закономерностям развития детской речи, содержит практические рекомендации по тому, как день за днем стимулировать умения и навыки малыша, как играть с ним и разговаривать.
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям раннего возраста и их заинтересованым родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями.
В процессе занятий дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл. Занятия обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем
Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.
Актуальность: овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.
Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.
Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Формировать навыки звукового анализа.
Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.
Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Планируемые промежуточные результаты освоения методического пособия у детей раннего возраста совпадают с итоговыми результатами реализуемой программы в детском учреждении. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Пояснительная записка.
Актуальность: формирование речи детей в дошкольные годы — одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.
Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.
Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Формировать навыки звукового анализа.
Структура занятия: продолжительность упражнений — 5—10 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности употребления других грамматических форм.
Основные методы работы:
Артикуляционная гимнастика, упражнения для губ;
Упражнения на развитие речевого дыхания;
Пальчиковые игры, потешки;
Сказки игры;
Игры на развитие фонематического и физического слуха;
Динамические упражнения для языка.
Обоснования категории обучения и противопоказания на участия в играх: методика развития речи содержит работу по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении у детей ясельной группы. Типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.
По данному пособию рекомендуется работать как в групповых формах так и в индивидуальных занятиях.
Ответственность всех участников образовательного процесса: отличительной чертой данного пособия является то, если выявляется ошибка. То она носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму в течение года.
По данному пособию можно проводить как групповые так и индивидуальные формы работы.
Реализация программы: воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы — задания, в словесной форме.
Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.
Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.
Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Методические рекомендации: воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно — психического развития. Только при всестороннем развитии у детей будет своевременно формироваться речь.
Источник