Развитие речи ребенка подготовительной группы

Развитие речи ребенка подготовительной группы thumbnail

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:

развитие связной речи детей;

развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:

• мыльные пузыри;

• воздушные шары;

• трубочки для сока со стаканами;

• вертушка;

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;

• волчки;

• различная мелкая мозаика;

• шнуровки;

• пальчиковый театр;

• счетные палочки;

• матрешки;

• бусины;

• массажный шипастый мячик.

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.

Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.

Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:

• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;

• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

• использовать монологическую и диалогическую формы речи;

• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

Источник

Показаны публикации 1-10 из 5466.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группеЦель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи: Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи…

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы «Перелётные птицы» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы «Перелётные птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №80 «Чебурашка» Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Перелетные птицы» Подготовила и провела занятие: воспитатель 1-ой категории Э.Л.Закарян 2018…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Орудия труда. Инструменты»

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе…»
«Занятие по Развитию речи на тему: «Орудия труда. Инструменты» в подготовительной группе компенсированной направленности для детей с ОВЗ(ТНР) 6-7 летнего возраста «Веселые Зайчата». Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории Веселова Е.В. Цель: — Систематизация…

Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста
Картотека речевых игр для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «КОГО? ЧТО?» Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника… Что можно увидеть в лесу. Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни… Кого можно увидеть в…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Рассыпанный телефон»
Цель: — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса (выкладывание по образцу. Задачи: — уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Техника»; — совершенствование навыка фонематических представлений (выделение начальных и конечных звуков в словах. -…

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста
Что значит развивать речь ребенка? Ответ прост и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно, развивать речь – это значит учить его разговаривать, выражать грамотно свои мысли. Говорить — это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» в подготовительной группе

Статья «Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой…»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» . Задачи: 1.познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; 2. заучить стихотворение с помощью мнемотаблиц, поупражнять в выразительном чтении…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как мышка кошку перехитрила»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» с.Кама Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Как мышка кошку перехитрила» Подготовила воспитатель: Климовских Е.В….

Центр речевого развития в подготовительной группе
Одна из задач речевого развития детей седьмого — этоовладение речью как средством общения и культуры. Ребёнок ведёт деловой диалог с взрослыми и сверстниками. Задаёт вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни. Решению этих задач…

Консультация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие связной речи дошкольников». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации коррекционно-развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста. Поговорим о связной речи (понятии, о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к…

Источник

Алексеева Ирина
Особенности речевого развития детей подготовительных к школе групп

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей).

– Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.

А. Н.Леонтьев говорил: «Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:

Развитие связной речи детей.

Задачи:

развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаем внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе мы используем следующие приемы развития связной речи.

Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам используем картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаем пейзажные картины.

Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

4. Рассказывание из собственного опыта.

5. Рассказывание по предметным картинкам.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширяет речевую среду, создаёт у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:

• мыльные пузыри;

• воздушные шары;

• трубочки для сока со стаканами;

• вертушка;

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• волчки;

• различная мелкая мозаика;

• шнуровки;

• пальчиковый театр;

• счетные палочки;

• бусины;

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:

• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;

• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

• использовать монологическую и диалогическую формы речи;

• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

Практическая часть:

— Уважаемые родители, а сейчас представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи.

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову.Например: слон (какой) – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч (какой) – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный); снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.); дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. «А если бы…».Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка — невидимка…».

Упражнение 3. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм.Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 4. Игра «Снежный ком». Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения.Первый игрок называет нераспространенное предложение:

«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т. д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т. д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Источник