Развитие речи ребенка по тихеевой
Мария Варопаева
Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой
лизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.
Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.
В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.
В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся» (Шульгина, 2006).
В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения временного правительства. В которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.
Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.
Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа.
Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания». Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.
Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
— развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
— накопление содержания речи;
— работа над формой речи, ее структурой.
Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка. Е. И. Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.
Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в настоящее время.
Источник
1. Вклад
Е.И. Тихеевой в создание программы
речевого развития дошкольников.
2. Условия
развития речи детей раннего возраста.
3. Задачи,
содержание и методы работы по развитию
речи дошкольников.
4. Своеобразие
занятий по «живому слову».
1. Идеи К.Д. Ушинского
легли в основу методики развития речи
детей, научные основы которой разработала
Елизавета Ивановна Тихеева. Опираясь
на принципы дидактики (последовательность,
систематичность, учет возрастных
особенностей), она впервые составила
программу обучения детей родному языку
в детском саду. В программе развития
речи изложены следующие основные
положения:
— развитие речи
детей необходимо осуществлять в единстве
с другими видами деятельности (игра,
труд, ознакомление с окружающим);
— развитие речи
детей тесно связано с умственным и
психическим развитием ребенка;
— развитие речи
детей происходит в процессе духовного
и словесного общения со взрослыми и
сверстниками;
— большая роль в
речевом развитии детей принадлежит
речевому окружению.
Е.И. Тихеева
придавала большое значение обучению
родному языку в детском саду. Она
подчеркивала, что систематическое
обучение языку, методическое развитие
речи должны лежать в основе всей системы
воспитания в детском саду. В детском
саду, по мнению Тихеевой, должна быть
создана специальная педагогическая и
дидактическая обстановка для правильного
и активного развития речи детей. Основа
обучения речи и языку – план-программа,
которая позволит педагогу последовательно
и систематично проводить работу с детьми
в каждой возрастной группе.
Е.И. Тихеева
внесла большой вклад в организацию
обучения родному языку в детском саду:
принимала участие в разработке первой
программы обучения и воспитания детей
в детском саду (1934 г.), включив в нее
занятия по развитию речи с книгой и
картинкой, занятия по чтению и письму;
определила условия развития речи
дошкольников; исследовала возрастные
особенности речевого развития детей
разных возрастных групп. Основы методики
развития речи детей, разработанные
Е.И. Тихеевой, представлены в книге
«Развитие речи детей» 1961 и сегодня не
утратили своей актуальности.
2. Развитие речи
детей Е.И. Тихеева тесно связывала с
сенсорным и умственным развитием. Она
называла ощущение и восприятие первой
ступенькой в познании окружающего
мира, на которую опирается развивающаяся
речь детей. Поэтому работу по развитию
речи нельзя отрывать от работы по
развитию органов чувств. Проанализировав
особенности развития речи детей первых
трех лет жизни, Тихеева определила
основные условия речевого развития
маленьких детей:
— индивидуальный
контакт младенцев с обслуживающим их
взрослым;
— постепенно
расширяющееся социальное речевое
окружение;
— развитие слуха
и речевого аппарата (эмоциональная
поддержка речевых реакций детей, фон
тишины, игры на развитие слухового
восприятия);
— стимулирование
активной речи детей за счет сопровождения
речью всех действий;
— создание
благоприятной обстановки для развития
восприятия и накопления представлений
детей (объекты природы, дидактически
оборудованное помещение, образовательный
игровой материал);
— планомерное
руководство развитием наблюдательности
детей, расширением их кругозора;
— грамотная,
правильная речь воспитателя;
— использование
игры как основного средства развития
речи;
— поддержание у
детей «радостного интереса к окружающему»,
чувства «ненарушаемой радости»;
— помнить, что
маленький ребенок – это большой человек
в будущем, способствовать развитию его
задатков.
Особое значение
придавала Тихеева речи педагога,
предъявляя к ней ряд требований:
— грамотность,
соответствие литературным нормам;
— культура речи,
вежливость, этика;
— соотношение
синтаксической структуры речи с возрастом
детей;
— соотношение
содержания речи запасу представлений,
опыту детей;
— точность, ясность,
простота речи;
— регулирование
темпа речи и силы голоса;
— эмоциональность,
выразительность речи;
— не допускаются
ярко выраженные недостатки речи.
Для развития
общения детей друг с другом предлагалось
объединять возрастные группы на время
игр и праздников.
3. Е.И. Тихеева тесно
связывала умственное, сенсорное и
речевое развитие детей. Основными
методами, способствующими такому
развитию, она называла наблюдения и
экскурсии. Цель их – систематически
формировать у детей сознательное
представление об окружающем мире, на
основе которого образуется слово-понятие.
Она разработала содержание наблюдений
и экскурсий для детей разного возраста,
требования к организации и проведению
экскурсий (в природу, по помещению и
территории детского сада, вне учреждения).
Среди методов развития речи на экскурсиях
подчеркивала роль вопросов детей,
рассказа-комментария воспитателя.
Опираясь на принципы
наглядности в обучении родному языку,
Тихеева предложила серию игровых занятий
с дидактической куклой: «Оденем куклу
на прогулку», «Уложим куклу спать»,
«День рождения куклы» и т.д. Она отмечала,
что в таких играх могут быть отражены
многие трудовые процессы (приготовление
еды, стирка белья, пошив платья), которые
способствуют накоплению опыта ребенка
и развитию его речи. Например, она
приводит ряд глаголов, обозначающих
процесс шитья (шить, зашить, вышить,
нашить, вшить, подшить, перешить, сшить,
подрубить, приметать). Тихеева подчеркивает
значение любой деятельности, труда в
процессе развития речи детей «Поменьше
упражнений, оперирующих голым словом,
и побольше таких, при которых словом
пользуются для упорядочения,
систематизирования тех многочисленных
восприятий, которые породили личный
опыт, наблюдение, труд» [4, с. 58]. Дидактические
игры-занятия с материалами и игрушками,
предложенные Тихеевой, направлены на
анализ окружающего мира и закрепление
представлений о нем в слове. Разработаны
следующие методы ведения игр:
— номенклатура
(называние предметов, их качеств, действий
с ними, их числовых и пространственных
отношений);
— описание предмета;
— сравнение
предметов;
— составление и
отгадывание загадок о предмете;
— нахождение игрушки
по стихотворению;
— составление фраз
об игрушках;
— составление
рассказов по игрушкам, наборам игрушек.
От игр с игрушками
Тихеева рекомендовала переходить к
рассматриванию картин, которые развивают
способность к наблюдению, мышление,
воображение, рассуждение, речь. Тихеева
определила серии картин для дошкольников,
эстетические и педагогические требования
к организации работы с картинами, виды
занятий по картинам (номенклатура,
описание, сравнение, систематизация
картин, подбор картинок к теме, к стихам,
рассказам, составление рассказа по
картине).
4. Своеобразием
отличаются занятия Е.И. Тихеевой по
«живому слову», на которых использовались
следующие методы: разговор с детьми,
беседа, поручения и задания, рассказывание,
чтение, составление письма, заучивание
стихотворений.
Обобщая разговор
и беседу как проявление процесса общения,
Тихеева отмечает своеобразие и важность
каждого из них. Она дает методические
приемы руководства беседой (не уклоняться
от темы, не прерывать детей, не требовать
полных ответов, не злоупотреблять
вопросами, побуждать детей к вопросам
и оценке высказываний и др.).
Для развития
связной речи детей рекомендуется читать
и рассказывать детям как литературные
тексты, так и специальные дидактические
рассказы, составленные самим воспитателем.
Тихеева подчеркивала, что задача рассказа
– доставить детям радость и этим путем
развивать их ум, чувства и речь. Она
придавала большое значение выразительности
рассказывания, выбору произведений для
рассказывания, устному народному
творчеству.
Интересен метод
«письма», который способствует развитию
у детей навыков составления предложений
и текста в ситуации письменной речи.
Большое значение в развитии речи детей,
по мнению Тихеевой, имеет ознакомление
с художественной литературой. Она
предложила отбирать для детского чтения
лучшие произведения отечественной
литературы (сказки Пушкина, Толстого,
Ершова, стихи Жуковского, Фета, Некрасова);
дала рекомендации по обучению детей
пересказу художественных текстов,
заучиванию стихотворений наизусть.
Рекомендации
Е.А. Тихеевой по организации работы
по развитию речи дошкольников не утратили
своей актуальности. Многие методы и
приемы по развитию речи (дидактические
игры с куклой, занятия по живому слову,
упражнения для развития словаря)
используются в работе с детьми в
дошкольных учреждениях и сегодня.
Литература
Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,
2000. – 412 с.Бородич, А.М.
Методика развития речи детей / А.М.
Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.Ушакова, О.С.
Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова.
– М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. –
240 с.Тихеева, Е.И.
Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста): пособие для воспитателей
дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е
изд. – М.: Просвещение, 1981 – 159 с.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
«Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Черных Валентина Михайловна
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Введение
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.
Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.
Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.
Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Е. И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже впервые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, а с 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о развитии речи детей», «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др.
Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А.И.Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е.И.Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).
Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Е.И.Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Е.И.Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)
Е.И.Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.
Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики.
Взгляды Е.И.Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.
Е.И. Тихеева ставит перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способности, владеть речью.
Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план – программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.
Е. И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.
Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорными умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:
индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их интересов;
постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия внимания);
стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;
грамотная, правильная речь воспитателя;
использование игры как основного средства развития речи;
поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;
помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:
грамотность, соответствие литературным нормам;
культура речи, вежливость, этика;
соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;
соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;
точность, ясность, простота речи;
регулирование темпа речи и силы голоса;
эмоциональность, выразительность речи;
не допускаются ярко выраженные недостатки речи.
Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.
Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, он называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово – понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа – комментарий воспитателя.
Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).
Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд».
Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:
* номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);
* описание предмета;
* сравнение предметов;
* составление и отгадывание загадок о предмете;
* нахождение игрушки по стихотворению;
* составление фраз об игрушках;
* составление рассказов по игрушкам, наборов игрушек.
От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способностей к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинками, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).
Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:
— разговор с детьми;
— беседа;
— поручения и задания;
— рассказывание;
— чтение;
составление письма;
заучивание стихотворений.
Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)
Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.
Большое значение в развитии речи, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П.П Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.
Рекомендации Е. И. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используют по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.
Заключение
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Список литературы
Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 412с.
История педагогики: Учеб. пособие для пед. институтов/ под ред. М.Ф. Шабаевой. — М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детских садов / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.Тихеева Е.И. Несколько слов о развитии речи детей. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высшее пед. учеб. заведений/ сост. П.А. Лебедев. — М.: Академия, 2001. — С. 360-362.
Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. — М.: Академия, 2001. — С. 352-354.
Тихеева Е.И Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.4. — М., 1972, — с. 212Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. — М.: Академия, 2001. — С. 352-354
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.
Ушинский К.Д. Родное слово. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. — М.: Академия, 2001. — С. 348-352.
Источник