Развитие речи ребенка по средствам нетрадиционного рисования
Татьяна кривоносова
Значение нетрадиционных техник рисования для развития речи детей
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадовать миру» (М. Шклярова)
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования и к взрослым,и к детям: неуклонно растёт объём знаний, и чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным, создаются новые программы дошкольного образования и программы обучения в школе.
Необходимо помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами – позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, т. к. речь – главное средство выражения мыслей.
В школе детям предстоит оперировать понятиями, делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем мире, о людях, с понятиями о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только посредством речи.
Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
В последние годы всё большей популярностью в дошкольных учреждениях пользуются нетрадиционные техники и способы рисования. Они интересны своим разнообразием и основываются на творческой фантазии детей. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.
Различные изобразительные материалы, новые технические приёмы требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением, и тем самым создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.
Такие необычные техники и методы рисования, как всё новое, вызывают интерес у детей, позволяют ощутить незабываемые положительные эмоции, дают толчок к проявлению самостоятельности, развивают творчество и воображение. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно думать и решать, какими способами получить тот или иной образ, чтобы он получился необычным, выразительным.
Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.
Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватным тампоном, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, граттаж, батик, витражная техника.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи: развитие артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Например, создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксография, дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников.
От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.
Источник
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.
Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Они определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Одно из основных условий нормального развития малыша — своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи и на развитие его собственной речи.
Для развития речи используются разнообразные средства :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Изобразительное искусство, музыка, театр используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в предметно — познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В рисовании ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы , включается в освоение художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя в качестве исследователя техник рисования. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Деятельность с красками — это не только сенсорно — двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающем, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действием. Создание образа стимулирует развитие воображения: ребёнок мысленно » дорисовывает » статичное, иногда бесформенное изображение, придаёт ему динамичность средствами речи, реальных действий и игры.
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет развитие ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности.
Все эти подходы явились толчком для моего выступления по теме «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речи детей раннего возраста». Это целая система образовательной деятельности по обучению нетрадиционными техникам рисования, в раннем возрасте, включая предварительную работу по данной теме, работу с родителями и самостоятельную деятельность детей. Указанные в планировании направления деятельности с ребёнком способствовали активизации речи, приобретению детьми сенсорного и сенсорно — моторного опыта, а также побуждали творческую активность малышей.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
— развивать речь детей, через развитие мелкой моторики руки;
— пробуждать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы;
— знакомить ребёнка с окружающим миром людей, живой и неживой природой;
— формировать у ребёнка изобразительные умения и навыки через нетрадиционные техники рисования.
Для проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности с детьми, применяется интегрированный подход, который обеспечивает интерес к деятельности, формирует необходимые навыки и умения по изобразительной деятельности.
Формы работы с детьми:
— наблюдение,
— знакомство с художественной литературой,
— рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок,
— использование дидактических игр.
Во время непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с такими техниками нетрадиционного рисования, как: пальчиковая живопись; монотипия; приманивание ; тычок полусухой жёсткой кистью, печать ладошкой, салфеткой; тычок обратной стороной кисти; рисование при помощи готовой печати (катушка от ниток, картофель ) и т. д. Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Основная цель — развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения.
В основе работы лежит активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых для наиболее активного и правильного развития речи. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.
Источник
Елена Забурдаева
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
Развитие речи — это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия, М. М. Кольцовой. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало — развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
повышение уровня речевого развития детей;
формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
создание эмоционально положительного настроя;
развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели.
В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой развивающей предметно-пространственной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребенка к письму. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.В группе оборудованы уголки: «Речевой активности» — книги, различные журналы; «Развиваем пальчики»— в котором имеются разнообразные: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, нанизывание бус, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки, работа в занимательных прописях для дошкольников, рисование по трафаретам, работа с дыроколом. А также нетрадиционные материалы:
наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;
наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
цветные клубочки ниток для перематывания;
дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
лепку из глины, пластилина;
Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности.
В своей работе, чтобы развить у детей мелкую моторику рук и речь,я использую:
• Пальчиковые игры-упражнения;
• Пальчиковый театр;
• Пальчиковую гимнастику;
• Нетрадиционные виды рисования:
Рисование пальчиками, ладошкой;
Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.);
Рисование ватными палочками;
Рисование губкой;
Тычок полусухой жёсткой кистью.
Каждая из этих техник — это маленькая игра, целью которых — развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Использую в образовательной деятельности:
скороговорки,
чистоговорки,
потешки,
прибаутки,
рассказывание сказок, рассказов,
слушание русских народных песен.
Для проведения изобразительной деятельности с детьми групп младшего возраста, применяется интегрированный подход.
Формы работы с детьми:
наблюдение,
знакомство с художественной литературой,
рассматривание иллюстраций, картинок,
использование дидактических игр.
Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования на непосредственно образовательной деятельности. Показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использую следующее.
Формы работы:
-Индивидуальные беседы
-Консультации
-Родительские собрания
-Выставка детских работ.
Учебный материал подбираю с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Основные этапы работы:
На 1 этапе — знакомлю с данным материалом.
На 2 этапе — практическом ведётся активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.
На 3 этапе — анализ результатов.
Основные принципы:
1. целенаправленность;
2. поэтапность;
3. систематичность и последовательность;
4. наглядность обучения;
5. интегрированность;
6. адаптивность;
7. прочность.
Результативность опыта.
Наблюдаю положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. Дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой.Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.
Литература:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов — М.: «Астрель»,2003.
2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй. Дошкольная педагогика. — 2007.
3. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М.: «Просвещение», 1978.
5. Журнал «Ребёнок в детском саду». Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21
6. Журнал «Дошкольное воспитание«. Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103
7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004.
8. Менжансикй М. А. Справочник Старшего воспитателя; № 5. — М.: ЗАО «МЦФЭР», 2014.
9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М.: «Каро», 2009.
10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: «Кристалл», 2005.
Источник