Развитие речи ребенка на уроках математики

Развитие речи ребенка на уроках математики thumbnail

Выступление по теме «Развитие речи на уроках математики»

Перед школой стоит задача — максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя — помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Развитие информационного общества, инновационные преобразования требуют от современного человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способностей ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Поэтому школа должна вооружить его такими методами познания, которые сформируют его познавательную самостоятельность, активность, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, доступно, грамотно и четко излагать свои мысли.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал Михаил Васильевич Ломоносов.
Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Перед учителем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.
Как учителю математики, мне предоставляется возможность — пробудить интерес и любопытство учащихся, предлагая им задачи, соразмерные их знаниям и умениям.
Для успешной работы на уроках математики немаловажную роль играет развитие речи учащихся.
1. Для развития речи учащихся я стараюсь грамотно строить свой разговор с учениками, так как речь учителя должна быть именно такой, которая воспринималась бы учащимися как некоторый образец. Качествами, определяющими такую речь, должны служить:
-полная ясность выражаемых ею мыслей;
-научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращений предложений);
-литературность (приближение к литературному стилю, живость и, если возможно, образность изложения).
На одном из уроков я произнесла фамилию Ньютон с ударением на первом слоге. Дети пытались меня в этом переубедить, говоря, что другой учитель произносил эту фамилию с ударением на втором слоге. Кто же прав? Преподаватель университета г.Вологда учил нас так: если фамилия старинная, да еще и не русская, то мы не можем точно утверждать как же она на самом деле произносится. Поэтому мы можем ставить ударение и на первом и на втором слоге.
Также одни ученики могут говорить слово игрек смягчая в произношении букву «р», а у других после «р» слышится «э».
Каждое слово учителя, каждый его жест, должны помогать учащимся воспринимать предмет изложения. Внешние особенности речи учителя не должны отвлекать учащихся. Речь учителя не должна быть слишком быстрой, поскольку некоторые учащиеся могут не успеть за полётом мысли. Но она не может быть и слишком медленной, так как при таком изложении может потеряться мысль изложения.
2 Учащиеся на уроках математики должны привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.
Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка. Дети должны правильно употреблять падежи; не опускать в речи союзы: если, т.к.; правильно произносить числительные, строить предложения.
Например: нужно помнить, что названия латинских букв x, y, z мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Например,
— “а равно пяти”, “с равно минус семи”, “икс равен минус трем”.
— при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”.
— названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они так же не изменяются по падежам.
3. При работе с учебником обращаю внимание учащихся на рубрику “Говори правильно”. Примеры склонения числительных (количественных, порядковых, дробных) даны и на форзаце учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класса”. Учащиеся могут пользоваться ими на уроках и при выполнении домашнего задания.
Напоминаю учащимся о том, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы. Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например перпендикулярчик, отрезочек, треугольничек.

4. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности указано его происхождение, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл; не надо скупиться на хорошие примеры, иллюстрации. Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися; неясное, неполное понимание термина немедленно влечёт за собой неточную, расплывчатую туманную речь.
Например, при изучении темы «Пропорции» по математике в 6 классе учащиеся неоднократно проговаривают определение о том, что пропорция – это равенство двух отношений». Только правильно записав пропорцию, можно с ней продолжать работу. Или, перпендикуляр – кратчайшее расстояние от точки до прямой, и строить его нужно под прямым углом к этой прямой. Уделяю особое внимание употребляемой математической фразеологии и настойчиво обогащаю ею научный стиль речи учащихся. Например: “Простым числом называется число, делящееся только на единицу и само на себя” (пропуск слова “только” полностью аннулирует это определение)
Слово «точка» образованно от глагола ткнуть и означает результат мгновенного дотрагивания. А «между двух соседних точек — прямая – самый краткий путь, иначе слишком много кочек необходимо обогнуть». Если дети не правильно изобразят на рисунке прямоугольный треугольник, то и решить задачу, связанную с ним будет достаточно трудно. Дополнительный материал о терминах, математических понятиях сообщаю под рубрикой «Это интересно».
5. В своей деятельности для развития грамотной математической речи использую различные виды и формы работы: работа с математическим словарём и математической энциклопедией, использование «памяток», написание словарных диктантов, придумывание историй, сказок, написание стихотворений, математических частушек, готовят сообщения по темам. Дети с удовольствием участвуют в инсценировках.
Провожу словарную работу. Задания по написанию математических терминов включаю
а) в диктанты:
— запишите словами числительное: 8, 13, 27, 500, 3019 и др.
— запишите под диктовку: правильная дробь, координатная прямая …
— запишите все новые термины, с которыми вы встретились при изучении темы «Пропорции»
б) в кроссворды
в) трактую происхождение слов:
слово «планиметрия» происходит от латинского «planum» — плоскость и греческого «metreo» — измеряю.
г) использую исторический материал:
изучая тему «Функции и их графики» узнаём, что термин «функция» (от латинского function – исполнение, совершение), впервые ввёл немецкий учёный Готфрид Лейбниц (1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции) и предлагаю учащимся прочитать исторический материал о функциях. Чтобы учить учащихся говорить правильно и проводить эту работу в системе, накапливаю по темам материал «Учитесь говорить правильно».
6. Еще одним средством для развития языка учащихся может служить выработка правильной письменной речи. Слежу за выработкой устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, нелепых сокращений слов. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах (домашних и классных) является делом очень трудоёмким, но зато весьма благодарным, если учитель систематически, все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах обсуждает с учениками класса. Очень бывает обидно, когда слова число, цифра, прямая и т.д., названия месяцев дети пишут неправильно. С большим трудом некоторые учащиеся могут вписать пропущенные слова в тексте теста по геометрии, поскольку там используются математические термины.
7. Особенно большое значение имеет составление так называемых объяснений к решениям текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений, весьма непонятно и не точно выражающих мысль.
Например:
1 задача: №583 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика. 5 класс”.
Условие. Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка?
Решение. Пусть масса одной части напитка x г. Тогда масса сиропа 2x г, а масса напитка (2x+5x) г. По условию задачи масса напитка равна 700 г. Получим уравнение: 2x+5x=700. Отсюда 7x=700, x=100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому сиропа надо взять 200 г (100*2=200) и воды 500 г (100*5=500).
2 задача: В клетке находятся фазаны и кролики. Всего 6 голов и 20 ног. Сколько кроликов и сколько фазанов в клетке?
Решение.
Способ 1: метод подбора.
2 фазана и 4 кролика.
Проверка: 2+4=6 (голов); 4х4+2х2=20 (ног). Ответ: 4 кролика, 2 фазана.
Составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, помогают учащимся развивать правильную письменную речь. Часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Так 2 задачу про фазанов и кроликов можно решить еще 2 способами: полным перебором вариантов и методом предположения по недостатку и методом предположения по избытку.
Учащиеся могу самостоятельно составить текст задачи по записанному уравнению как например в номере 706.
Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучаю грамотному изложению письменных работ. Для этого использую комментированные решения задач, коллективную работу с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные работы.
С этой же целью провожу изложение нового материала по плану, записанному на доске, учу составлению планов, конспектов при изучении нового теоретического материала. Особые навыки необходимы учащимся при составлении планов, тезисов, выступлений с сообщениями, докладами…
8. В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. Ученики могут задавать вопросы своим одноклассникам, например при повторении теоретического материала. Эти вопросы могут быть «толстыми» и «тонкими», т.е. более подробными или вопросами по существу. Вопросы теории учащиеся могут обсуждать и в группах, парах при выполнении тех или иных заданий.
9. При выполнении заданий на закрепление ЗУ применяю игровые формы, такие как “Угадай-ка”, «Найдите ошибку» ребусы, викторины, головоломки и т.п.
Использую в своей работе зарифмованные правила. Стихи легче запоминаются детьми. Например:
«Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
При раскрытии скобок применяю правила:
«Перед скобкой вижу плюс, ничего я не боюсь.
Скобки смело раскрываю, значит, правило я знаю»;
«Минус повстречается – будьте осторожны:
Скобки раскрываются, знаки заменяются на противоположные» и т.п.
10. Систематизацию и анализ полученного материала полезно осуществлять с помощью опорных сигналов, таблиц, диаграмм, схем, графиков и т.п., они позволят визуально определить необходимые свойства, связи, соотношения, законом.
На своих уроках иногда использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений.
11. Важным аспектом культуры мышления и речи является овладение компьютерной грамотой. Из-за недостатка материально — технической базы в работе по развитию речи использую пока только презентации и выполнение индивидуальных тестовых заданий.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, который будет помогать мне использовать информационно – коммуникационные технологии в учебном процессе для развития грамотной математической речи учащихся.
Литература:
Журнал «Математика в школе» №6 1995 г. И. А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».
Работа по обобщению педагогического опыта: Л. П. Околелова «О системе работы учителя математики»

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи ребенка на уроках математики
Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся

Развитие речи ребенка на уроках математики
Факультативные занятия по математике

Развитие речи ребенка на уроках математики
Методы обучения математики

Развитие речи ребенка на уроках математики
Деятельность учителя математики по успешному включению обучающихся в процесс социализации

Похожие статьи:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Инновационный опыт работы

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Источник

Развитие речи школьников на уроках математики

Рахманбердиева Инга Алексеевна

учитель математики

ГБОУ 54 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Специфика  математики  такова,  что  она,  по  сравнению  с  другими предметными областями, вносит существенный вклад в развитие интеллекта, мышления школьника. Развитие мышления самым непосредственным образом связано с развитием речи обучаемого. Ведь только человеку свойственно мыслить и передавать свои мысли посредством речи. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал Михаил Васильевич Ломоносов.

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин, имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования говорится о том, что метапредметные результаты освоения отражают «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».

Овладение школьниками математическими знаниями и умениями зависит от формирования у учащихся умений выражать последовательность решений упражнений, объяснять учебный материал. Отсюда, можно выделить еще одну важную задачу обучения математике — развитие коммуникативной компетентности учащихся, а именно, математической речи.

Учитель, поставивший своей целью решить проблему развития речи учащихся, сам должен показывать её образцы. Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые они изучали на уроках русского языка. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из них должен не только сообщаться, но и изучаться его происхождение, раскрыт его научный смысл, примеры, иллюстрации. Поверхностное усвоение понятия является в дальнейшем основной причиной его неправильного употребления учащимися. Допускается много ошибок в написании и произношении математических терминов. Для владения грамотной математической речью, должна вестись систематическая работа, начиная с младших классов.

Дополнительный материал о терминах, математических понятиях, можно найти в учебниках под рубрикой «Это интересно». Большое внимание на уроках нужно уделять историческому материалу, который всегда интересен ученикам.

«Устный счет» — это не просто вычисления. В современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

В сочетании с другими формами работы, он позволяет создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики во всех классах.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом. Это арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, “круговые” примеры и многое другое. В комплекс упражнений может входить алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку.

Для того, чтобы приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твёрдую привычку надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, необходимо заставить их пройти через определённые трудности. Как можно чаще должны задаваться проблемные вопросы. Они вызывают у учащихся определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Чем меньше времени на уроке объясняет и спрашивает учитель, тем больше говорят учащиеся, тем успешнее усваивается учебный материал и развивается речь учащихся.

Работа в малых группах решает вопросы формирования коммуникативной компетентности. Группы могут быть созданы учениками в зависимости от преследуемых целей. Один из возможных приемов – отработка нового материала. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова отвечать, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.

При анализе контрольных работ не все дети успевали исправить свои ошибки на уроке. Теперь я пользуюсь помощью учеников, решивших контрольную работу на пять или четыре, но уже исправивших свои ошибки. Они подходят к ученику, которому требуется помощь, и объясняют, как делается задание, помогают найти ошибки. Т.е. ученики могут объяснять другим, следовательно, понимают сами.

В практике своей работы я использую метод комментирования: ученик с места комментирует решение, учитель записывает его комментарий на доске. Учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. И, самое главное, увеличивается доля разговорной речи на уроке.

В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости.

Еще одной полезной методикой является запись правил в виде схем. Она позволяет точно определить форму вывода, что очень удобно для

построения рассуждений и их анализа. Важно рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач.

Особенно большое значение имеет составление так называемых пояснений к решениям текстовых задач. Объяснения, краткая запись, полный и четкий ответ присутствуют на уроках. Записывая объяснения и полные ответы, дети видят все ли найдено, что требовалось найти, учатся правильно формулировать фразы. Также этим достигается понимание того, что делается и для чего это нужно.

В старших классах по алгебре, а особенно по геометрии, приходится делать много различных выводов при решении задач. И если их не произносить, то многим бывает не понятно, откуда что взялось.

Когда начинаем изучать геометрию, то там теории больше чем в алгебре. Детям приходится учить и определения, и теоремы, и свойства. Начиная изучать этот курс, учащиеся сразу же сталкиваются с рядом специфических для математики оборотов речи, которыми они должны научиться свободно оперировать, и с самого начала понимать их смысл. Важным умением является сформулировать теорему. В геометрических задачах, нужно многое объяснять. Ребята учатся не только рассуждать и правильно выражать свои мысли, слушать других, но обращать внимание на главное.

Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучать грамотному изложению письменных работ. Для этого использую комментированные решения задач, коллективную работу с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные работы.
Особые навыки необходимы учащимся при составлении планов, тезисов, выступлений с сообщениями, докладами. Иногда даются задания ученикам составить рассказ или сказку по определенной теме, кроссворд. Дети рассказывают свои сказки и рассказы всем на уроке, а потом я вывешиваю их на стенд.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что развитию речи детей необходимо уделять внимание на каждом уроке, что в свою очередь

приведет и к развитию мыслительной деятельности, логического мышления, а также познавательной активности. Формы такой работы могут быть различными.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. 

Источник