Развитие речи ребенка на музыкальных занятиях
Екатерина Лаврентьева
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
Первый раз выступала на педагогическом совете. Очень волнительно. Многое осталось несказанным, что-то было сумбурным. Но, перечитав текст выступления, решила поделиться. Я рассказывала о своих детках, о своём опыте. Конечно, каждый может вносить что-то своё, а мой вариант — лишь в помощь в творческом процессе.
Итак, начнём.
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.
Выразительность музыки и речи сходна.
И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.
НОД по музыке включает в себя такие составляющие как:
пение, песенное творчество
слушание музыки
музыкально-ритмические движения
игра на музыкальных инструментах
игровое и танцевальное творчество
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
— речевое дыхание,
— голос,
— формирует чувство ритма и темпа,
— улучшает дикцию,
— координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует:
формированию слухового внимания,
развитию эмоциональной отзывчивости;
развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.
Музыкально — ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.
Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Спасибо за внимание!
Источник
Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности
Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность
(выступление на районном методическом объединении)
(1 слайд)
Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность
(2 слайд)
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
(3 слайд)
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
(4 сл)
Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)
(5 слайд)
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
(6 слайд)
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок
(7 слайд)
Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.
(8 слайд)
Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др
(9 слайд)
Музыкально— ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)
(10 слайд)
Игра на детских музыкальных инструментах.
Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.
В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
(слайд 11)
Музыкально – пальчиковые игры.
Способствуют развитию
1. мелкой и крупной моторики.
2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.
3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь
Заключение
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
(12 слайд) Спасибо за внимание!
Источник
татьяна бурлюк
Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для развития речи воспитанников. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков.
Пение, как один из видов музыкальной деятельности, способствует развитию речи. Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны.
Еще одной важной задачей, является развитие музыкально — ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей, что также активно влияет на развитие речевых процессов.
Наряду с полновесными песнями я использую на занятиях музыкой малые формы фольклора, такие как попевки, заклички, лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Игра – распевка на развитие интонационной выразительности речи.
Рано утром на рассвете Шу-шу-шу То ли аист, то ли ветер, Шу-шу-шу
Пролетел среди берез А-А Новость свежую принес А-А
И по лесу слухи, слухи Дз-Дз Полетели, словно мухи Дз-Дз
Покатился лесом гул Гу–гу-гу И спросонок лес вздохнул Уф–уф
И посыпалась роса Динь, динь, динь! Зазвучали голоса А–а-а-а!
Старшим дошкольникам очень нравится необычно здороваться, ну, например, мы разучили несколько вариантов стихов с жестами, по – другому упражнений логоритмики:
«Здравствуйте!»
Логоритмическая игра с пением
Музыка и слова С. Коротаевой
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте! Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т. д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! Улыбаются сначала соседу слева, потом справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте! Выполняют поклон головой.
Или другое упражнение «Здравствуйте»
Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, лёгкий ветерок, Здравствуй, тоненький дубок, Здравствуй, утро, Здравствуй, день. Мне здороваться не лень.
Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.
Дикция. Звукообразование. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.
Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного О, который звучит как А. Поем «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя» и т. д. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег» и т. д. Часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам, как отдельными детьми, так и всей группой, например, «се-ры-е» (а не «се-раи») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Построение занятий с использованием пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Источник
ОТЧЁТ
По годовой задаче на 2017-2018 год
оптимизирование условий, способствующие развитию познавательно-речевой деятельности ребёнка посредством игровых технологий.
Развитие связной речи ребёнка, его речевого творчества через практическую деятельность.
«Развитие речи на музыкальных занятиях»
Составил:
Музыкальный руководитель: Шолохова С.В.
МБДОУ детский сад №16 с.Дуван
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
МБДОУ детский сад №16 с. Дуван
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Основная задача музыкального воспитания:
воспитывать любовь и интерес к музыке.
Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
-развитие словаря;
-обучение рассказыванию и чтению стихов;
-формирование диалогической речи;
-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);
-воспитание культуры речевого общения;
-развитие дыхания.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л.Генералова).
оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.
Слушание музыки:
является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
«… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент»−
писал Л. Стоковский.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
Пение:
Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
-дети не поют, а говорят;
-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
-плохо запоминают тексты песен, их названия;
-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;
-затрудняются в передаче ритмического рисунка.
В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
1.В работе над дыханием я стараюсь сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую игры
« Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.
2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
3. И третья сторона в процессе обучения пению — это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение и пропевание по ступенькам, по лесенкам и т.д) .
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.
Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями, для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Пальчиковые игры:
Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры.
«Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.
Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. «Два клёна» музыкальная сказка поставлена с детьми логопедической подготовительной группы «Улыбка »и подготовительной группы «Лесная сказка», дети показали не только свои артистические способности, но и раскрепостились, как говориться «раскрылись», стали более уверенные. Именно с такой целью и производился подбор артистов.
На музыкальных занятиях мы используем игры, как хороводные, игры- приветствия, классические, национальные и т.д., с целью концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и артикуляции, развития ритмического слуха и умение действовать согласованно, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Капустку солим» и т.д.
Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использовала разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки.
Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей также используются благоприятно на музыкальных занятиях
Для работы с детьми создана фонотека с музыкальным материалом, которая содержит классическую, зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала.
Для оформления зала, для занятий систематически обновляется и изготавливается дидактический и наглядный материал.
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Музыкальный руководитель: Шолохова С. В.
с. Дуван 2018 г.
Источник