Развитие речи ребенка через устное народное творчество

Джамиля Алибекова
Развитие речи детей через устное народное творчество

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог)

Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его — пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»— частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность — приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм — приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Фольклор для детей — разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его — он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

А) Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Б) Пестушки

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

В) Потешки

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя:

Г) Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Ж) Загадки

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

З) Пословицы и поговорки

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

В сборники включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.

СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. В сказках о животных много песенок. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой по-следовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

В работе с детьми я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;функциональность;вариативность;наглядность;

системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемос-ть;соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры — драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно — исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини — конкурсы, игры — соревнования.

4. Работа с родителями:

родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенок, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В работе использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Ирина Эткова
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение речью, так как именно через речь ребёнок познаёт мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства, что бы ребёнок сумел в будущем преодолеть трудности с ожидающими его сложными задачами.

Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его ребёнок заговорит, чтобы мама и папа смогли полноценно общаться с ним. Как разговорить ребёнка, эта проблема волнует многих родителей. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, даже если кажется, что он ни как не реагирует на это. Говорить надо обо всём что нас окружает, всё что мы видим.

Одно из основных средств воспитания в младшем дошкольном возрасте — устное народное творчество — бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных, потешках, сказках, пословицах и поговорках, загадках и др. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, на котором мы можем воспитать ребёнка, как цельную личность, без всяких проблем с речью, памятью и мышлением, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков. Пусть ребёнок постоянно слышит красивую правильную речь.

Устное народное творчество – это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.

Произведения, входящие в золотой фонд фольклористики многогранно и несет в себе огромный воспитательный смысл. Присущи народу чeрты характера, мышления отражаются и исторически сохраняются в этих произведениях. Именно через устный фольклор, малыш, подрастая и изучая свой родной язык, получает первые представления о культуре своего народа. Как ни странно, но использование фольклора в общении с ребёнком помогает сделать его более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане.

А. П. Усова, педагог – исследователь, акцентировала внимание на том, что «в устном народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах»

У каждого народа имеется много потешек, загадок, поговорок, песен, дающих возможность употреблять их, общаясь с ребенком без назиданий, морали, обучать его с помощью фольклорных форм. Все понятные и доступные для ребенка произведения устного народного творчества активно используются педагогами в играх, занятиях, потому что именно они способствуют воспитанию доброжелательности, дружелюбия к своим ровесникам. Потешки, прибаутки и песенки вызывают у ребёнка эмоциональный всплеск потребности контактировать с взрослым, повторять за ним те движения и звуки, которые он ещё не может выполнить или сказать самостоятельно. Особенно привлекают детей стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью. Взрослому необходимо владеть приёмами народного творчества, и общаясь с ребёнком умело вплетать их в повседневную жизнь. В любой ситуативной игре легко и к месту использовать народное творчество, например, при кормлении, умывании, одевании, укладывания спать, в процессе игровой деятельности «Баю – баю – баиньки», «Киска, киска, киска, брысь» и д. р. Приговаривая потешку, лучше всего сопровождать её действиями, каким-то образом демонстрировать её, обыгрывать. Так, всем известную потешку «Водичка-водичка, умой моё личико» уместно использовать при умывании малыша. Тем самым он легко запоминает стишок, и сам может воспроизвести его в игре с куклами и легко идет на контакт, производя гигиеническую процедуру. Потешки с произношением имени ребёнка, вызывает у него радость и желание повторить. В адаптационный период можно использовать потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки – ладушки!». Ребёнок вспоминает, как с ним играли мама и бабушка, начинали прислушиваться и переставали плакать. А если совместить вместе потешку и движения, может получиться замечательная игра. К таким играм можно отнести как пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи «Пальчик – мальчик где ты был?», «Сорока – белобока кашу варила», так и хороводные игры «Колпачок», «Пузырь», «Хитрая лиса», и др. Во время игр детям хочется быть главным героем (лисой, медведем, волком) вот тут – то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей «Тили – тили», «Шёл котик по лавочке» и др. Хорошо использовать метод инсценировки народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развития речи «Курочка – рябушка». Детский фольклор учит их играть.

Также как и потешки привлекают внимание детей задорные и зазывные заклички. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко, солнышко», «Дождик-дождик, веселей», «Огуречек, огуречек».

Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию, учит определённым нравственным нормам. Фольклор помогает пробуждению у ребёнка интерес к человеку, к окружающему миру, осознанию понятий добра и зла, любви и ненависти. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувствo симпатии, простая доступная форма изложения. Много новых слов, образных выражений ребёнок узнаёт из сказок, его речь обогащается эмоциональной поэтической лексикой. Сказки про зверей закладывают правильные представления о мире. И на жизни зверей ребёнок обучается тому как устроена жизнь людей. Все сказки чему-то учат, отношениям людей, устройству мира. А для чего в русских народных сказках так много повторений «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Теремок» и др., потому что это мощный инструмент в развитии речи ребёнка. Нам взрослым хотелось бы, что бы ребёнок имел хорошую память и мог пересказать прочитанное нами. Но после прочтения сказки малыш способен не только пересказать, но и способен заговорить стихами. А если подыграть ребёнку и разобрать сказку по ролям, то у малыша и воображение разыграется.

Важной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является развитие дикции у ребёнка. Есть дети которые имеют излишнюю торопливость в речи, а некоторые наоборот растягивают слова. И в фольклоре как раз таки люди черпали специальные упражнения, которые помогают детям исправить дикцию. Есть очень много таких стишков, которые построены в форме диалога, причём диалог идёт эмоциональным, с каким то закреплением в виде радости в конце «Ваня – Ванечка», «По кочкам – по кочкам» и др. Когда ребёнок научился произносить слова, он начинает ими играть, т. е. сложные слова повторять подряд «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», Кукушка кукушонку купила капюшон…». Скороговорки, поговорки не только вырабатывают дикцию, но и память, мышление и выразительность речи. А так же пословицы, поговорки учат народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений, их можно подобрать почти к любой ситуации. Ребёнок применяя в своей речи поговорки и пословицы может научиться понятно формулировать собственные мысли и чувства, научиться окрашивать свою речь, развивать умения творчески употреблять слова, образно описать предметы, давая им яркую характеристику.

Нельзя забывать о песнях, потому что музыкальная часть фольклора не заменима. Колыбельные песни, удивительный жанр, который помогал нашим далёким предкам, да и близким предшествующим поколениям успокаивать своих малышей, беречь их формирующуюся психику, передавать с пелёнок народную мудрость. Колыбельная кроме простой функции усыпить, успокоить ребёнка, даёт ещё много развивающей информации, чувство защиты, тепло, которое будет и мостиком к взаимоотношениям в будущем, устанавливается тесная связь между ребёнком и родителем на долгие годы. Если заглянуть в глубь веков, многие тексты содержали некое проекцирование будущего ребёнку. Для мальчиков, например, пели каким он станет богатырём, воином. Это немного кодировало ребёнка на будущие. Кроме колыбельных существуют всевозможные заклички, припевки. Некоторые стишки можно петь в хороводных играх «Карусели», «Мы, теперь пойдём…», «Каравай». Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание ребёнка. Несмотря на маленький объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый ключ воспитательных и образовательных возможностей.

Ещё одной из малых форм устного народного творчества, в которой в сжатой форме даются характерные признаки предметов и явлений, является загадка. Загадка учат детей ассоциативному мышлению.

Ведь изучение и познание родного языка – главное приобретение дошкольника и нужно сделать всё возможное для того, чтобы речь ребенка была богата и разнообразна, чтобы он понимал значение слов и мог употребить их по назначению. Большой словарный запас поможет ему в дальнейшем обучении в школе, будет способствовать эстетическому, нравственному, умственному развитию малыша. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».

Любой малыш, рождаясь, не умеет говорить, не знает языка, но уже через несколько месяцев он начинает активно понимать и реагировать на слова и интонации взрослых. Речевое развитие ребенка играет большую роль в общем развитии дошкольника. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Умение говорить базируется на умении слышать и слушать, думать, что подготавливает детей к вычленению смысла слов. Для того, чтобы ребенок хорошо говорил и владел своим родным языком, не испытывал трудности в разговорной речи и понимании слов, воспитатель должен помочь в главной задачи – освоить язык, речь. Здесь

огромный помощник и источник в этом развитии и будет педагогу фольклор в его многообразии: загадки, потешки, считалки, колыбельные.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из результативных средств, скрывающий огромные возможности. Дошкольники легко воспринимают произведения фольклора, потому что в них есть юмор, понятный детям, дидактизм, который не навязывается, знакомые ситуации из жизни.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский, О. И. Капица, Г. С. Виноградов, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Г. Гучене, М. Ю. Новицкая, Р. П. Боша, А. Е. Шибицкая, Н. Ф. Самсонюк и другие. Все они отмечали интерес детей к произведениям устного народного творчества.

Влияние фольклора на речь дошкольников, её образность и выразительность отмечали Р. П. Боша, Н. Н. Насруллаева.

Основываясь на исследованиях педагогов, лингвистов, психологов, таких, как Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова можно уверенно утверждать, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Фольклор действительно не заменим в воспитании и развитии детей, он развивает детскую речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию приобщая ребёнка к народной культуре. С детства мы поможем ему ощутить жизнь своего народа и привьём его любовь к истории.

Источник