Развитие речи ребенка через проектную деятельность

 МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Речевое развитие дошкольников через проектную

деятельность детей и взрослых»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.

     Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно – образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно — лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Актуальной проблемой развития речи детей дошкольного возраста является недостаточно сформированный навык построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей:

— связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

— уровень информативности высказывания очень низкий;

— большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Необходимо отметить и недостатки в организации педагогического процесса:

— при проведении занятия педагог больше обращает внимание на себя, свою речь, правильность использования методических приемов, но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

— недостаточная подготовка педагога к занятию (так, при рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы).

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники должны задавать детям образцы правильной литературной речи.

Речь педагога должна быть четкой, ясной, грамматически правильной.

Необходимо включать в речь педагога разнообразные образцы речевого этикета.

Большая роль в развитии речи ребенка отводится семье. Психологи утверждают, что общение с ребенком должно начинаться еще до его рождения и продолжаться с момента его появления на свет.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание в непосредственной близости от матери способствует успешному развитию, в том числе и речевому.

       Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

       Педагогический коллектив нашего учреждения считает задачу развития речи детей важной составляющей успешной подготовки детей к обучению в школе. Одним из направлений работы нашего детского сада является «речевое развитие» дошкольников. Мы используем одну из форм работы – метод проектов.

          Основателем метода был американский педагог Джон Дьюи.

                                              Цель метода:

     Повышение уровня познавательных и творческих способностей дошкольников, развитие речи.

                                                                   Задачи:

  Развитие всех компонентов речи;

  Формирование словаря;

  Развитие творческого мышления;

  Развитие самостоятельности, желание пополнять знания из разных источников;

Читайте также:  Ребенок рожденный вызванными родами развитие

  Повышение коммуникативных умений при работе в различных группах;

  Развитие исследовательских умений;

  Умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента,  анализа, построение гипотез.

      Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

        Метод проектов тем и хорош, что он позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие речи.

Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы .

Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.

Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.

Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы, которые дети могут презентовать.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

Одним из наиболее интересных и запоминающихся для детей был

проект «Наш хлеб».

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми, по всему миру, ни один прием пищи не обходился без хлеба. При этом современные дети не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на наш стол, сколько труда надо приложить людям, чтобы мы имели теплый и вкусный хлеб . Работая над этим проектом, нам хотелось научить детей рассуждать, делать выводы. На занятиях мы знакомили дошкольников с нелегким трудом людей, выращивающих хлеб, рассматривали иллюстрации, на которых изображены поля пшеницы, ржи. Дети с удовольствием составляли рассказы по заданной теме.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы » и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание.

Читайте также:  Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка

Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести: «Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», Портфолио «Мои успехи и достижения». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в визитную карточку группы; индивидуальные продукты деятельности ребенка в его личный портфолио.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др.

Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

 В заключении своего выступления мне хочется отметить, как все взаимосвязано между собой. Вы смогли увидеть, что, работая над проектом, дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №5»

                         Выступление

                на педагогическом совете

«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».

                                                           Воспитатель: Мордик И. С.

Г. Кашира 2017г.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка со взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях,         которые выступают базой для развития личности ребенка.

Читайте также:  Тренажеры для развития логического мышления у ребенка 8 лет

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты у нас могут и краткосрочные — неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным (2 недели)

Планируя образовательную деятельность,  серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим  единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог

продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области — «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми); и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы: «Будь здоров» (Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни), Зимующие птицы-наши друзья» (Цель: Нравственное воспитание) , «Овощная грядка» (Цель: Ознакомление детей с процессом прорастания семян при благоприятных условиях и беседа о «Делах огородных»); «Выращиваем фасоль» (Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности), «Наураша в стране Наурандия» (Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.)

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты: педагогический проект на тему: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» и творческий «В стране сказок».

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

 Список литературы

1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. — С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5528

2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

Источник