Развитие речи ребенка через музыку

Развитие речи ребенка через музыку thumbnail

Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(выступление на районном методическом объединении)

(1 слайд)

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(2 слайд)

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально — дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

(3 слайд)

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

(4 сл)

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

(5 слайд)

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

(6 слайд)

Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок

(7 слайд)

Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.

(8 слайд)

Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо — громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др

(9 слайд)

Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)

(10 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

(слайд 11)

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Заключение

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Источник

Надежда Миняева
Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение, которое имеет огромное значение

для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика,вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с помощью взрослых.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Большое внимание на своих уделяю голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации.

На музыкальных занятиях чётко слежу за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушаю его, чтобы обучение не привело к срыву голоса.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом.

Развитие речи ребенка через музыку

Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц,неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

«Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.

Носик погреем, подышим скорее.

Ладошки погреем — дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося «фа».

«Веселый паровозик»

Детям дается установка: «Чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух- чух, чух, и так долго, пока хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.

«Воздушные шары»

детям предлагается «Надуть волшебные шарики» (дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с «сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.

«Сердитая муха»

Муха жужжит над ухом «Дз-з-«на одном дыхании при усилении и ослабление звука.

«Жаба Квака»

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко- сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,песенку запела:

«Ква — а — а — а! Квэ — э — э — э! ква — а — а — а!» (произносят звуки отрывисто и четко)

Жизнь у Кваки хороша!

«Котик рыжик зимой»

1,2,3,4,5, будем с Рыжиком гулять (широко открыть рот и подержать несколько секунд)

1,2,3,4, рот откроем мы пошире.

Пожевали (жевательные движения, постучали (постучать зубами)

И с котенком побежали (движение языком вперед назад)

Кто снежинки ртом ловил, (ловим ртом снежинки)

Влево- вправо он ходил. (движение языком влево- вправо)

Скучно Рыжику, ребятки! Поиграем с ним мы в прятки.

(втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный узкий язык вперед)

Рыжик прятаться устал, Рыжик, ух, сердитым стал.

(выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)

Мы погладим котика, все покажем ротиком. («расчесочка»)

Игра» Лягушонок- слоненок»

Растяну я губы к ушкам, улыбнусь я как лягушка

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

Под музыку на счет» раз» — губы в улыбке

«два» -вытянуть вперед губы, и сказать «у-у-у»

Игра «Неваляшка»

Динь- дон, дили- дон,

Что за странный перезвон (покачивания с одной ноги на другую)

Слышен он со всех сторон

Дили, дили, дили дон.

Под музыку на счет «раз» — губы в улыбке

На счет «два» — губы вытянуть вперед и спеть «дон»

Источник

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поём, напеваем, насвистываем. Нет музыкально неспособных детей, поэтому пойте с детьми, двигайтесь вместе с ними, поощряйте их и ребёнок вам ответит, он раскроется.

Рекомендации:

1. Занимать детей игрой на развитие мелкой моторики, пропевая слова.

2. Двигаться вместе с детьми под музыку, раскрепощая их.

3. Использовать упражнения, связанные с логоритмикой.

4. Развивать эмоциональный мир ребёнка.

Развитие речи через музыку? Это возможно!

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка через музыку.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развиваетспособность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогаетразвитию четкой дикции ребенка.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.

Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно,развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона»«Ладушки»«Водичка, водичка, умой мое личико», можно превратить развивающие упражнения в увлекательноеразвлечение.

На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыкупроизносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их смузыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитиюпроизносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка смузыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый — энциклопедист, врач Ибн Сина (Авиценна): “ К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во — вторых — музыка и пение

Источник

Екатерина Лаврентьева
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду

Первый раз выступала на педагогическом совете. Очень волнительно. Многое осталось несказанным, что-то было сумбурным. Но, перечитав текст выступления, решила поделиться. Я рассказывала о своих детках, о своём опыте. Конечно, каждый может вносить что-то своё, а мой вариант — лишь в помощь в творческом процессе.

Итак, начнём.

Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду.

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи,очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

НОД по музыкевключает в себя такие составляющие как:

пение, песенное творчество

слушание музыки

музыкально-ритмические движения

игра на музыкальных инструментах

игровое и танцевальное творчество

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Развитие речи ребенка через музыку

Общеизвестно, что пение развивает:

— речевое дыхание,

— голос,

— формирует чувство ритма и темпа,

— улучшает дикцию,

— координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Развитие речи ребенка через музыку

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.Этот вид деятельности способствует:

формированию слухового внимания,

развитию эмоциональной отзывчивости;

развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Музыкально — ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Развитие речи ребенка через музыку

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.

Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.

Развитие речи ребенка через музыку

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.

Развитие речи ребенка через музыку

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.

Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.

При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

Спасибо за внимание!

Источник

Чеснокова Наталья
Развитие речи у детей посредством музыкальной деятельности (из опыта работы)

Заключительный скачок в развитии у детей потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения. Дети взаимодействуют со сверстниками не только в играх, но и на музыкальном занятии. Пение, музыкальные игры, становятся для них своеобразным фактором общественной жизни. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим. Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно хорошо разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно повторяет за другими и воспроизводит готовые жесты, слова, движения. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Развитию речи помогает пение песен и попевок. С одного года можно использовать народные потешки «Сорока – белобока», «Идет коза», «Ладушки». Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развитие речи является повтор. Дети даже не осознают. Что через повторение они заучивают слова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

Ладушки ладошки, звонкие хлопошки

Хлопали в ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Самостоятельность – необходимое условие организации совместного пения с детьми, или с вами, дорогие родители. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков,например: пополнению словарного запаса. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песенки. Пение дает возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков. Развивается дыхательный аппарат. Так например игра «Пузырь» развивает речевое дыхание.

«Надувайся пузырь»

Играют несколько человек.

Они становятся тесным кругом

и «Надувают пузырь» наклонив голову вниз

дуют в кулачки, составленные «трубочкой».

При каждом раздувании все делают шаг назад,

выпрямляются, набирают воздух,

затем снова наклоняются и произносят

«Ф –Ф –Ф –«выдувая воздух в свою «трубочку».

Так повторяется 3 -4 раза. Затем дети берутся за руки и двигаются назад,расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг.Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: Воздух, воздух выходи! Все дети сбегаются к центру и произносят звук т- с – с – с….

Игра «Чей одуванчик улетит дальше?

Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3- 4 раза.

Играя в игру «Снежинки» происходит развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям:

На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает!

Оля оделась и пошла гулять.

Большая и красивая снежинка опустилась на Олину

варежку. Оля подула на нее и снежинка полетела

А ты хочешь подуть на снежинку? (Дети дуют)

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Вы уважаемые родители можете играть с детьми в эти игры. Приговаривая веселые стишки,напевая короткие четверостишья: «Сорока –Ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»

Игра с пением на развитие речи. «Водичка»

Ход игры:

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с).Поет потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Можно спеть 3-4 раза.

Следующая игра с пением: «Паровоз».

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает как паровоз гудит у….у…. Предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук. (Взрослый следит, чтобы что бы при воспроизведении звука у…. у, ребенок вытягивал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослые идут по комнате «паровозиком» и ребенок громко подражает гудку паровоза. Затем вместе поют песенку.

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чуу!

Я далека укачу –ууу!

Ученые, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая систему движений, мы влияем на психические процессы» отмечал А. В. Запорожец. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Проводите с детьми множество игр по пальчиковой гимнастике,например: «Человечки» (бег на скорость большого и указательного пальца) «Пальчики здороваются», «Подружись с соседом» (прилипание попарно) «Мальчик – пальчик где ты был?», «Это пальчик дедушка».

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка!

Этот пальчик мамочка!

Этот пальчик я – вот и вся моя семья!

Тренировку можно начинать с 6 -7 месяцев: легкий массаж, разминание каждого пальца, сгибание, разгибание их ежедневно в течении 2 -3 минут. С одного года можно использовать игры с мячом, кубиками, погремушками. Для того, чтобы процесс формирования речи проходил успешно, необходимо развивать слуховое внимание. Можно спросить малыша «Отгадай, что звучит? Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка).Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Барабан»

Взрослый показывает барабан, барабанит,сопровождая свои действия словами:

Бам, Бам, Бам! Так поет барабан.

Затем спрашивает у ребенка:

Как поет барабан?

ребенок вместе со взрослым воспроизводит звуки.

Игра «Отгадай, кто к нам пришел»

Взрослый показывает игрушки: корова. Коза, курица, машина, мишка, собачка, киска, спрашивает как они разговаривают.

Дети произносят звукосочетания.

Игра «Солнце и дождь».

Взрослый ребенку говорит, что они сейчас пойдут на прогулку.

Погода хорошая и светит солнышко (при этом он звенит в бубен). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя) Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться»

Игра «Разговор шепотом»

Взрослый находясь от ребенка на 2 – 3 метра, говорит шепотом,

Ребенок должен услышать и понять то, что вы произнесете шепотом (например можно попросить ребенка принести игрушку)

Игра «слышим звон и знаем, где он».

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звон и не открывая глаза, рукой показать направление. Успешно помогает справиться с проблемами в развитии речи детей логоритмика, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений. Цель логоритмииииики – развитие речи, посредством движения, а так же развитие коммуникативных качеств ребенка. Ритмика –основа правильного формирования речи. Взрослые помогают детям проговаривая слова, вместе с притопами, с хлопками и. т. д. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с другими ребятами. Ребенок который хорошо говорит, может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Результаты наблюдений за развитием речи и навыками речевого общения детей 2 – 3 лет занесите в таблицы.

Источник