Развитие речи ребенка через мелкую моторику рук

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рук thumbnail

Тюнтяева Оксана Анатольевна
Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».

Автор проекта: воспитатель высшей категории Тюнтяева Оксана Анатольевна.

Тип проекта: коррекционно – развивающий.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – апрель).

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Задачи проекта:

— проводить регулярную работу по развитию пальчиковой моторики,

выделяя время в режиме дня, организуя занятия с детьми;

— повышать интерес младших дошкольников к проводимым упражне-

ниям;

— сочетать проводимые упражнения (форма проведения – игра) с

речевой активностью;

— привлекать родителей детей к активному содействию в разнообразии

изготовления дидактических игр для развития мелкой моторики.

Предполагаемый результат: дети научатся выполнять четкие движения пальчиками рук через пальчиковые игры, самомассаж, игры, развивающие мелкую моторику рук; познакомятся с разными техниками аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использованием круп и др, улучшится речевой уровень, звукопроизношение, словарный запас детей пополнится новыми словами, что расширит кругозор;

Роль родителей в реализации проекта: повторение с детьми дома упражнений на развитие мелкой моторики;

Продукт проектной деятельности:

— изготовление детьми различных видов аппликации;

— выставка детских работ в творческом уголке группы;

— коллективная работа «Фруктовая фантазия» (обрывная аппликация);

— коллективная работа «Ежик на лужайке» (аппликация выполнена

нетрадиционным методом с использованием овсяных хлопьев и

разноцветных полосок);

— размещение материалов проекта на сайте.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»

Введение.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движение пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь эта была установлена еще во II веке до н. э. В разных странах проводились исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае были очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами.

Актуальность данной темы существует и в наши дни. У некоторых детей наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдение за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Ведь уровень мелкой моторики ребенка является показателем готовности его к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет хорошо логически мыслить, у него развита память, внимание и связная речь.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.

Работа с детьми проходила во второй младшей группе (дети от 3 до 4-х лет).

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Изучив задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, были выявлены случаи недостаточного речевого развития у детей. Их можно разделить на группы:

— Дети, которые говорят отдельными словами; часто слова

произносятся не полностью, т. е. это слова-фрагменты (сохранены

только части слова, например: «мако» (молоко) «сина» (машина).

Есть дети, которые употребляют в своей речи слова-звукоподража-

ния, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию:

«би-би» (машина) «мяу» (кошка) «бух» (упал).

Встречаются в детской речи контурные слова – слова, в которых

правильно воспроизводится ударение, количество слогов, например:

«титики» (кирпичики) «папата» (лопата) «патина» (машина).

— Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятна и с граммати-

ческими ошибками.

И лишь небольшое количество детей имеют речь, соответствующую нормам программы воспитания и обучения.

Что же необходимо сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

В нашей группе проводится регулярная работа по развитию речи с детьми, обновляется предметно-развивающая среда, пополняется объем развивающих, дидактических игр и пособий.

Начинать развивать мелкую моторику пальцев рук следует с самого раннего возраста.

1. Перед занятиями особое внимание уделяется проведению пальчиковых игр. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Простой способ для начального этапа – это вождение указательным пальцем правой руки круговых движений по ладони левой руки, затем поочередное загибание пальцев на руке от мизинца до большого пальца, делать решетку из пальцев. Стихотворных вариантов множество. Например:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

— Необходимо научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

— Для тренировки могут быть использованы и упражнения без речевого сопровождения. Например, «человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

— Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

— Учить детей поочередно соединять большой и указательный, средний, безымянный, мизинец.

— Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь-кулак-ладонь-ребро (ладони)».

2. Массаж ладоней и пальцев рук.

Массаж пальчиков детки уже могут выполнять самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности.

Массаж ладоней мы проводили с помощью массажных мячиков в сочетании со стихами. Перед занятием воспитатель прокатывает по столу мячик и называет имя ребенка. Ребенок ловит мячик.

Читайте также:  План развития общей моторики ребенка 2 лет

— (имя ребенка) скажи, пожалуйста, какой мячик по форме?

— какого цвета мячик?

— какой мячик гладкий или колючий?

(закрепление понятий «форма», «цвет», «качество предмета»)

— на кого похож мячик, если он колючий? (на ежика)

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

(одной рукой ребенок поглаживает по ладони другой руки колючим мячиком)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

(одной рукой ребенок держит мячик, другой поглаживает)

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рук

Стимулирующее воздействие оказывает массаж на функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.

Массаж ладоней рук с помощью грецкого ореха.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила,-

с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.

И снесла яичко

Умничка-синичка,-

воспитатель кладет орешек в «гнездо»

Ты яичко покатай

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено.

С этими словами ребенок катает орешек между ладонями.

Работа с веревочкой с узелками.

На веревочке завязаны 8-16 узлов, веревка натянута горизонтально.

Ребенок проговаривает строки:

Я хватаю за веревку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы ее беру

И играю поутру,-

Хватаясь за узел на каждый ударный слог.

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений.

Массаж с помощью металлического колечка «Су-джок».

(«су-джок» в переводе с корейского означает «су» — кисть, «джок» — стопа).

В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На руках существует множество энергетических точек. Катая мячик, мы воздействуем на эти точки, что благоприятно сказывается на работе всего организма. Каждый пальчик отвечает за работу внутреннего органа. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. При использовании массажа пальцев мы поем песенку про колечко:

«Я ношу, ношу колечко». Дети с удовольствием и интересом занимаются с такими колечками.

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

3. Помимо пальчиковых игр следует занимать ребенка и предметными играми – мозаика,

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застегивание — расстегивание пуговиц, шнуровка;

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

игры с различными видами конструктора,театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный и т. д., игры с шестигранными карандашами (катание между ладонями, активизирует нервные окончания, снимает напряжение) упражнения с зубными щетками(растирание подушечек пальцев) игры с крупами (для таких игр чаще всего используют гречку, горох, фасоль).

Игры:

«Спрячь платочек»

Предложить ребенку скомкать носовой платочек от уголка и поста-

раться спрятать его в кулачке.

«На лыжах»

На столе перед ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пласти-

ковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит в них указательный и

средний пальцы – это «ноги лыжника». Все сопровождаем стихами:

Мы идем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

«Иголочки для ежика» .

Каждому ежику найти свои иголочки (развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление сенсорных знаний).

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

«Бусы для Маши»

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

«Котенок кусается»

Прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от

указательного пальца к мизинцу):

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Рисунок на крупе»

На поднос насыпаем манную крупу. Проводим пальчиком ребенка

по крупе. Предлагаем нарисовать что-нибудь по желанию (забор,

дождик, волны).

4. Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.

Использование различных видов нетрадиционных методов рисования, аппликации дает возможность развивать творческие способности дошкольников, благоприятно способствует развитию у ребенка мелкой моторики, тактильного восприятия.

В младшей группе мы коллективно сделали аппликационную работу «Фруктовая фантазия» методом обрывной аппликации. Аккуратно отрывать кусочки бумаги от целого куска цветной бумаги и приклеивание этих фрагментов дает возможность детям развивать мелкую моторику рук, глазомер, также усидчивость и терпение.

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рукРазвитие речи ребенка через мелкую моторику рук

Нетрадиционная аппликация с использованием овсяных хлопьев и цветных полосок «Ежик на лужайке».

Развитие речи ребенка через мелкую моторику рук

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. «Игры с пальчиками для развития речи».

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

3. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

4. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

Источник

Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.

Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Где ладошка?

Где ладошка? (показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.

Читайте также:  Чем помочь ребенку в развитии 3 месяца

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)

«Перчатка»

Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх)

Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо)

Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца)

Отшлепала всех — непослушных мышат

Погладила всех

Уложила их спать (ручки под щечку). И т.д.

применение массажного шарика су-джок

Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

  • Мальчик-пальчик где ты был?

 С этим братцем в лес ходил
 С этим братцем щи варил
 С этим братцем кашу ел
 С этим братцем песни пел

Этот пальчик хочет спать.

(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой).

Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков

Упражнение 1. «Заплети косичку» — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. «Бумага» — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 3. «Спецрисование» — по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.

Упражнение 4. «Раскрась» — книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.

Упражнение 5. «Штриховка» — линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 6. «Выщипывание» — нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.

Упражнение 7. «Аппликация выщипыванием» — нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких — получится неваляшка).

Упражнение 8. «Резиновая игрушка» — сжимать, разжимать резиновую игрушку.

Упражнение 9. «Бусы» — нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. «Мотылек» — грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. «Чудесный мешочек» — мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. «Мозаика» — (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. «Завяжи-развяжи» — полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 14.»Застегни-растегни» — застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).

Упражнение 15. «Нитки» — смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.

Пальчиковый кукольный театр — это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Источник

1 слайд

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук.

Подготовила:

воспитатель УК№567

Топоркова Ю.А.

2 слайд

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами — чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С этим трудно не согласиться – двигательные и речевые центры находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.

3 слайд

Существует много способов развития мелкой моторики:

  • пальчиковые игры

  • пальчиковый театр, Би-ба-бо

  • лепка из пластилина или теста

  • рисование карандашами или красками

  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок

  • выкладывание рисунков из фасоли или гороха

  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек.

4 слайд

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Поэтому в своей работе мы используем игры-манипуляции, в основе которых народное творчество — прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют нам многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать.

Где ладошка?

Где ладошка?(показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.

Читайте также:  Притчи сказки метафоры в развитии ребенка савченко

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)

5 слайд

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы, в которых есть рифмованные стихотворения. Проговаривание стихов мы проводим одновременно с движениями пальцев рук, при этом речь становится ритмичной, более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.Пальчиковые игры для нас универсальный дидактический развивающий материал.

6 слайд

Массажными шариком мы стимулируем зоны на ладонях. С помощью шаров – «ежиков» нашим детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).

7 слайд

Часто мы используем в своей работе с дошкольниками упражнения, которые развивают у ребенка мелкую моторику, и способствуют активизации речевых навыков

Упражнение 1. «Заплети косичку» — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. «Бумага» — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 5. «Штриховка» — линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 7. «Аппликация выщипыванием» — нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких — получится неваляшка).

Упражнение 9. «Бусы» — нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. «Мотылек» — грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. «Чудесный мешочек» — мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. «Мозаика» — (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. «Завяжи-развяжи» — полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 15. «Нитки» — смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

8 слайд

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, мы успешно используем различные виды инсценирования. Любимыми в нашей группе являются игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

9 слайд

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности мы используем физкультминутки, которые проводим в сочетании движений с речью детей, что позволило нам достичь наибольшего обучающего эффекта.

10 слайд

Наших детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые мы используем в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

11 слайд

Кроме игр и массажа пальчиков, мы часто используем различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого мыиспользуем подручные материалы, от пуговиц до круп, любые предметы:

  • Одеваем кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;

  • Зажимаем между ладонями простой карандаш и перекатываем его;

  • Завязываем банты из лент или наматываем нитки на катушку;

  • Занимаемся выкладыванием фигур из камушков, ракушек;

  • Играем со шнуровкой, создавая разные плетения;

  • Используем прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.

  • Рисование на манке. Высыпаем на поднос манную крупу и играем в художника. Начинаем с простых линий, а потом переходим к рисованию образов, букв, цифр.

Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: мы перебираем гречку, горох, создаем из крупинок аппликации, ищем спрятанные игрушки в емкости с зерном.

12 слайд

В своей работе мы часто используем творческие задания. Для этого создано множество различных наборов мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Мы вырезаемфигурки из бумаги.

  • Соревнуемся на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Дети как можно точнее повторяют оригинал.

  • Лепим из пластилина и глины.

  • Собираем пазлы, бусы по схеме

13 слайд

Ещё одним способом развития мелкой моторики является лепка и занятия пластилинографией. Этот нетрадиционный способ художественного творчества мы применяем в своей практике.Большинство наших детей очень любят рисовать пластилином. Для декорирования работ используем различные виды круп: фасоль, горох, рис, гречка. Ссыпав их в одну емкость, дети перебирают крупу, зачитывая стихотворения:

«Горох»

Сюда насыпали горох и

Пальцы запустили,

Устроим там переполох,

чтоб пальцы не грустили!

«Фасоль»

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

В процессе работы, дети с удовольствием обсуждают, что они делают, оценивают результат готовых работ, тем самым развивают связную речь.

На занятиях мы читаемнебольшие стихи:

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины.

И фантазий самолёт

Отправляется в полёт!

14 слайд

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что является главной целью нашей работы. Желаем Вам творческих успехов!!!!

Источник