Развитие речи ребенка через лепку

Надежда Кузнецова
Развиваем речь через лепку
Консультация для родителей и педагогов.
Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то показываем или каким-то образом действуем.
Педиаторы и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса) ;
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Есть несколько способов лепки.
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
-барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали) ;
-горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений) ;
-контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость) .
Перечислим приемы лепки:
• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;
• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
•прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
•вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму) ;
• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека, заостренной палочки;
• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;
• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;
В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки. Глину, пластилин разного вида, воск и т. д. Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку – соленое тесто. Приготовить его можно двумя способами.
1способ. Смешать 0, 5 стакана муки, 0, 5 стакана соли, 0, 5 стакана воды и 1 чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.
2способ. Смешать 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, 1 стакан воды и 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2-3 минуты.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес. Дерзайте! Творите!
Источник
«
«Развиваем речь
через лепку»
«Развиваем речь через лепку»
Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то показываем или каким-то образом действуем.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Есть несколько способов лепки.
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
-барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали) ;
-горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений) ;
-контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).
Перечислим приемы лепки:
• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа) : кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;
• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму) ;
• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека, заостренной палочки;
• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;
• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;
В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки. Глину, пластилин разного вида, воск и т. д.
Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку – соленое тесто.
Приготовить его можно двумя способами.
1способ. Смешать 0, 5 стакана муки, 0, 5 стакана соли, 0, 5 стакана воды и 1 чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.
2способ. Смешать 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, 1 стакан воды и 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2-3 минуты.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес. Дерзайте! Творите!
Источник
Мухаметзянова Гульназ Вагизовна
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем речь через лепку»
Консультация для родителей и педагогов.
Развиваем речь через лепку.
Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то показываем или каким-то образом действуем.
Педиаторы и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Есть несколько способов лепки.
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
-барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали);
-горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений);
-контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).
Перечислим приемы лепки:
• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;
• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
•прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
•вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);
• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека, заостренной палочки;
• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;
• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;
В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки. Глину, пластилин разного вида, воск и т. д. Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку – соленое тесто. Приготовить его можно двумя способами.
1способ. Смешать 0,5 стакана муки, 0,5 стакана соли, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.
2способ. Смешать 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, 1 стакан воды и 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2-3 минуты.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес. Дерзайте! Творите!
Источник
Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.
Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.
Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка из глины будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.
Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.
Глина помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:
- Маневренность и силу пальцев;
- Координацию движения рук;
- Развитие речи;
- Моторику рук.
При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части скульптуры, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите малыша, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе школьника.
После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.
Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда малыш изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.
Источник
Мария Авдеева
Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников
Консультация для педагогов на тему:
«Лепка из соленого теста, как способ развития речи дошкольников».
Подготовила: Авдеева М. М., воспитатель МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР
Значение лепки для всестороннего развития и воспитания дошкольника очень велико. Лепка имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи. На занятиях лепкой у детей в большей мере развивается мелкая моторика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У детей с плохо развитой речью наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность.Проведенные опыты и обследование большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами (ДЕЙСТВИЯ:прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надрезать, надавливать, закручивать, отделять,ПРЕДМЕТЫ: каркас, форма, барельеф,ПРИЗНАКИ:заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д, учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомиться с названиями предметов, их признаками и действиями, которые он производит с предметами.
Важным этапом в развитии понимания речи необходимо, чтоб ребенок научился понимать все, что находится вокруг него, все, что он делает и, как делает. На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Лепка благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, кисть или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
В своей работе я использую такие методы,как:
• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)
• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)
• Проговаривание всех действий (Пример: Это кошечка. Сегодня мы будем лепить такую кошечку. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у кошечки круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д)
• Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, хвостик, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)
• Сравнение действий детей (пример: Настя слепила пирожное с листочками, а Коля с розочками, а Степа решил слепить бублик и т. д.)
• Вопросы к детям (Пример: Амина, что ты лепишь? Яблоко. Какой оно формы? Круглой. Егор, а что лепишь ты? Огурец. Какого он цвета? Зеленого Целесообразно повторять ответ ребенка,включив его в предложение: Амина лепит яблоко, оно круглое)
• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей)
• Таким образом в заключении можно с уверенностью заявить, что занятие лепкой одновременно являются и занятие по развитию речи.
Источник